Пивоварня Brew Dealers открылась в городе Рыбное в Рязанской области в 2020 году прямо перед началом ковидных ограничений. Можно сказать, что именно в нынешнем году проект довольно ярко заявил о себе и на сегодняшний день это вторая после Oka River рязанская пивоварня, продукция которой представлена в крафтовых барах и боттлшопах Москвы и Питера. К тому же, с начала лета пиво Brew Dealers можно найти в столичных магазинах сети «Винлаб».
Мы поговорили с руководителем пивоварни Сергеем Родиным о концепции Brew Dealers, значении названия, крафте в Рязани сегодня, маркировке, влиянии роста объемов на подход к производству, сотрудничестве с «Винлаб», а также о пиве с хмелем в трехлитровых банках и о многом другом.
Расскажи, как пришел к идее запустить крафтовую пивоварню в Рязани, чем занимался до этого момента?
Изначально я работал в другой сфере, в компании, которая занимается строительством. Я руководил отделом снабжения. Отвечал за то, чтобы строители получали вовремя материалы и делали все красиво.
Руководство искало идеи для масштабирования, я поделился своими мыслями. Мне всегда нравилось хорошее интересное пиво, но в Рязани с ним был дефицит. Что-то прикольное удавалось пробовать только когда бывал в Москве или еще в каких-то крупных городах, где есть нормальные бары. Ниша была свободна, как-то так в итоге и пришли к идеи создания пивоварни. Мне предложили участие в проекте с первых шагов и я согласился не раздумывая.
Тогда сразу вопрос — что означает Brew Dealers? Для пивоварни название нетривиальное, вроде как больше подходит для дистрибьютора...
Brew dealers — сленговое название бутлегеров времен Сухого закона в США. По-простому говоря, так называли чуваков, которые нелегально продавали алкоголь в те годы. Но бутлегер и брюдилер — не совсем одно и то же. Бутлегер — это любой, кто этим бизнесом занимался, а brew dealer — именно тот, кто не просто перепродавал, а еще и сам варил все это дело.
В то время, когда проект только начинался, консультировался ли ты с более опытными коллегами по индустрии?
Мне повезло в самом начале познакомиться с директором питерской Brew Division Андреем Руфимским. Я тогда еще ничего не знал о пивоварении и точно задавал много дурацких вопросов, на которые Андрей всегда мне подробно и терпеливо отвечал, за что я ему невероятно признателен. Это именно тот человек, который дал мне хорошего, душевного пенделя, благодаря которому в голове у меня в итоге все сложилось так, как есть сейчас. Сейчас наши отношения уже переросли в дружеские — часто созваниваемся, обязательно видимся, когда я бываю в Питере.
Уже позже, ближе к открытию пивоварни, мы познакомились через Андрея с другим замечательным человеком из Питера — Володей Наумкиным из Paradox. Он любезно согласился приехать к нам на несколько дней, посмотреть на наше производство и дать свои рекомендации, которые оказались очень полезны в дальнейшей работе. Мы делали с ним совместные тестовые варки, также через его проект Beer Hunter мы нашли нашего пивовара Александра, который переехал из Екатеринбурга и сейчас живет рядом с пивоварней.
Саша — тоже человек с опытом в индустрии, он работал в Екатеринбурге на большом производстве и параллельно вместе с друзьями занимался совсем маленьким, можно сказать гаражным проектом Octopus. Ребята варили стауты, в основном имперцев, приезжали как-то к нам в гости и привозили свое пиво, все было очень вкусно, но это была история абсолютно андеграундная, точно не коммерческая. Когда мы познакомились, Александр искал место, где он смог бы не только получать зарплату, но и в полной мере реализовать свои амбиции и творческие замыслы. А мы искали пивовара. Вот и нашли друг друга.
Как подбирали место? Я так понимаю, как и в случае со многими московскими пивоварнями, производство находится не в самом городе. В Рязани найти помещение тоже вопрос непростой?
В Рязани с помещениями тоже достаточно тяжело. Мы нашли место в городе Рыбное. Локация тихая и спокойная, при этом не сказать, что где-то на отшибе — до Рязани от пивоварни ехать пять километров. Что еще важно, рядом проходит трассу на Москву, так что расположение крайне выгодное, в чем-то даже лучше, чем если бы мы нашли что-то в городе. .
До сих пор через забор от нас располагается предприятие, которое занимается обработкой металла. На тот момент, когда мы искали помещение для пивоварни, это предприятие планировало построить автосервис для обслуживания своих фур. В итоге там возвели стену, положили кустарную крышу из профлиста, и на этом все закончилось. То ли финансирование накрылось, то ли сама потребность пропала, в любом случае, владельцы выставили недостроенное здание на продажу и это очень удачно совпало с нашими планами. Приобрели это помещение и начали строиться.
Какое оборудование заказали?
Исходя из финансовых возможностей, мы заказали оборудование в Тихорецке на заводе «Карат». Крафтовая пивоварня в Рязани — по-любому рискованный проект, поэтом сразу выкладывать огромные деньги было нецелесообразно. Мы решили не гнаться за красотой, а выбрали функциональность, и я считаю, что выбор себя оправдал. Володя Наумкин смотрел наше оборудование, оценил его как вполне работоспособное. Мы обсуждали с ним эту тему, он вообще заметил, что иногда даже австрийское оборудование приходится допиливать. Главное — чтобы оно соответствовало твоим целям, и наше железо нас в этом плане вполне устраивает.
Кстати, привезли его нам сюда ровно перед тем, как ударила пандемия. Изначально мы договаривались, что из Тихорецка приедет и все сделает группа монтажников, но по понятным причинам выехать они не смогли. Пришлось заниматься всем собственными силами. Впрочем, у нас все получилось — сами смонтировали, со щитами автоматизации нам помогли ребята из Рязани, которые их допилили по нашим требованиям.
Какими мощностями сейчас располагаете?
Варочник у нас на полторы тонны, есть семь ЦКТ на три тонны. Дополнительно мы покупали еще два ЦКТ на семь тонн и баночную линию Brew Canning Systems, которую разработал Артем Горелов из Brewmen. Суммарные расчетные мощности нашей пивоварни — 55 тонн, в августе нам удалось закрыть объем в 25 тонн. В среднем же в месяц мы варим около двадцатки. Обычно примерно 6-7 тонн из нее занимают наши лагеры, которые мы выпускаем в том числе в трехлитровых банках.
О банках еще поговорим чуть позже. Расскажи, кто сейчас входит в команду пивоварни и какие обязанности на ком лежат?
Над проектом трудится немало людей. Выделю костяк, с которым мы идем с начала создания проекта. Наш арт-директор Евгения следит за тем, чтоб все было стильно и презентабельно. Изначальный главный пивовар Александр сейчас уже не занимается варками, он взял на себя обязанности директора по производству. Теперь за варки отвечает Михаил, который до этого был у нас вторым пивоваром. А вторым пивоваром у нас сейчас работает уже другой Александр — помогает Михаилу и под его контролем проводит варки. Вот, недавно Саша сам сварил сауэр эль. Потихоньку прирастаем людьми.
Были ли еще сложности на старте, помимо связанных с ковидом?
Я бы не сказал, что мы как-то сильно пострадали от ковида. Вот уже позднее возникла проблема, связанная с ошибкой, которую я допустил в самом начале. По незнанию я тогда получил разрешение только на производство пива. А как мы все знаем, большинство крафтовых сортов у нас проходит как пивные напитки, поэтому всю процедуру пришлось проходить заново. Как и многие, с первого раза мы ее не прошли, со второго получилось.
На самом деле, мы сталкивались с разными проблемами время от времени, но сейчас все стало намного лучше. В феврале этого года мы ездили на «Продэкспо», там познакомились с дистрибьюторами, которые сейчас продают наше пиво в Москве и Питере. Сейчас держим курс на новинки и стремимся, чтобы больше людей про нас узнало.
Сразу уточним, где сейчас в Москве и Питере можно найти ваше пиво?
Как ты понимаешь, мы работаем с юридическими лицами, а их названия не всегда совпадают с названиями заведений и магазинов, поэтому всех перечислить я не смогу. Из знаковых мест в Москве это, конечно же, Share House, «Беру выходной», «Русбир Варшавка». В Питере наше пиво стояло, например, в баре «ТБП».
Перейдем непосредственно к концепции пивоварни. Как видели свою линейку на старте? Присматривались к тому, что делают коллеги из Рязани — Oka River?
Честно говоря, на тот момент мы только слышали, что у нас в Рязани есть такая пивоварня, но не пробовали их пиво и даже не интересовались тем, что они варят. Видимо, тогда мы в принципе не рассчитывали увидеть что-то интересное от местной пивоварни, так что какое-то время об Oka River ничего не знали. Но позже мы познакомились с Иваном Вотяковым и с тех пор отлично общаемся. Иван замечательный пивовар и его творчество нам очень нравится.
На самом деле, на старте у нас была единственная идея — будем варить пиво. Какое? Хорошее, конечно. Ни концепции, ни понимания нужного нам сегмента не было. Первые наши сорта были довольно простыми — светлый лагер, темный лагер, пшеничка, APA. Этот выбор был не очень правильным, так как когда ты ноунейм — ты так или иначе сталкиваешься с проблемой поиска точек продаж. В нашем случае головной боли добавило расположение пивоварни. Для Москвы наша продукция была слишком простой, а для Рязани слишком дорогой.
При этом на нашем первом фестивале Craft Event в 2021 году наше пиво встретили неплохо. Туда мы привезли тоже вещи довольно спокойные — копченый портер «Черный человек» и APA «Эпизод». С оценками все было в порядке, но я заметил, что у стендов ребят, которые привезли что-то неординарное, было гораздо больше движухи. К нам подходили в основном такие брутальные дядьки с бородами, а вся молодежь больше стремилась к чему-то необычному. Мы сделали выводы и по возвращению с феста сварили наш первый фруктовый сауэр эль Banger и первые томатки.
С новинками мы вернулись на осеннюю сессию того же Craft Event и реакция людей нас поразила. Находили и плюсы и минусы, но народу это пиво было гораздо интереснее, чем наши первые релизы. С тех пор мы работаем над рецептурами, ищем новые вкусы.
К вопросу о продажах. Как сейчас выглядит карта крафтовых заведений Рязани?
На ней всего несколько точек. В первую очередь, это заведения Ивана Вотякова Iggy и Ozzy. Первое — больше даже клуб, чем крафтовый бар, там проходят концерты и различные вечеринки, и при этом всегда присутствует большой выбор пива от Oka River и других российских пивоварен. Второе — боттлшоп, совмещенный с виниловым магазином. Рядом с городом, в Алеканово, где находится сама пивоварня, Иван сейчас достроил свое третье заведение Villa Birra. Это замечательное семейное место с отличной едой и прекрасным дизайном.
Еще из мест с крафтом у нас есть бар «Дудки», недавно открылся Jawsspot. В центре еще находится бар «Карась», это у нас такое модное молодежное место. Не назвал бы его прямо крафтовым баром, но что-то от российских пивоварен там регулярно присутствует. Бар Joker еще есть, со своей пивоварней, как минимум IPA-APA у них точно имеется. Вроде никого не забыл.
Я так понимаю, как локальная пивоварня, вы представлены везде в Рязани?
Нет, мы стоим только в Ваниных заведениях. Дело в том, что рязанский рынок достаточно своеобразный, его не сравнить с московским или питерским. Я не хочу никого обидеть, просто это факт. Когда мы предлагали кому-то поставить наше пиво, очень часто в ответ слышали: «А почему у вас пиво такое дорогое, вы же в Рязани его варите?». Люди считают, что если пиво делают в Москве, то туда наверное добавляют пыль со шкуры единорога, поэтому оно может стоить 250 рублей и больше, а вот наше пиво столько же стоить никак не может. И людям не объяснить, что такое себестоимость и как от нее выстраивается цена. .
Я бы хотел, чтобы меня правильно поняли — мы не стремимся сделать наше пиво дико дорогим, наоборот, идеально было бы сохранить ценник в золотой середине. Пока в Рязани сделать это сложно.
А если говорить напрямую в цифрах, дорого в Рязани это сколько?
Ну, 300 рублей за банку у нас уже считается дорого. Здесь же и спрос на крафт несравнимо меньше, чем в крупных городах. Пока довольно мало людей знает о том, что есть такое пиво. На мой взгляд, заведения Ивана, где в том числе и мы продаем свою продукцию — подходящие места, чтобы народ просвещался и больше втягивался в крафт. Хочется надеяться, что вот таким образом, потихоньку, шаг за шагом, местный рынок подрастет и станет больше интересных мест и пивоварен.
Тем не менее, в «Беру выходной» я видел ваш лагер более чем, по приемлемой цене — что-то в районе сотки. К вашим классическим позициям в Рязани тоже нет большого интереса?
Мне сразу вспоминается, как мы предлагали в одно заведение в Рязани нашу пшеничку и нам ответили: «Пиво у вас очень классное, но дороже, чем “Балтику” мы пшеничку брать не будем». Та же тема с ценами, просто в случае с классикой мы конкурируем еще и с масс-маркетовыми позициями, которые в любом случае будут стоить сильно дешевле нашей продукции.
Если не брать только Рязань, то по стране есть дистрибьюторы, которые берут у нас пилснер кегами. Вот они у меня как-то просили сделать ту же пшеничку, так как она у нас получилась действительно классной. Но у нас ЦКТ на три тонны, столько пшенички им не надо. И что нам самим с ней делать — тоже непонятно.
А в «Беру выходной» мы давно хотели встать на полку. Пару раз мы присылали образцы Евгению Смирнову, он отвечал, что нам еще надо подрасти. В этом году мы встретились на «Продэкспо», Евгений попробовал наш пилснер и сразу сказал: «Везите». Самые быстрые переговоры в моей жизни.
Есть тенденция для классики создавать отдельные проекты. Как смотришь на это?
Смысла нет, у нас сейчас из классики есть только лагер и пилснер Zlatá Muška. Наверное, отдельным брендом можно немного обезопасить общий рейтинг пивоварни в «тапке», так как лагеры наши люди по-прежнему оценивают ниже, чем прямо крафтовые-крафтовые вещи. И нашим классическим сортам такие оценки прилетают, ну и что же теперь, ради пары позиций заводить отдельный бренд? Ну, такое. К тому же, сам по себе бренд Brew Dealers еще очень молодой. Для начала надо нормально развить его, а потом уже может и подумаем о каких-то сопутствующих направлениях.
Тему рейтингов в «тапке» не обойти. Насколько для тебя это важно, насколько незаменимая вещь в бизнесе?
Я отношусь довольно спокойно. Далеко не каждый партнер сейчас внимательно смотрит рейтинги в Untappd. Впрочем, у нас общий рейтинг в районе 3.8, так что проблем из-за него не возникает.
Некоторые коллеги говорят, что Untappd уже не тот, но я не могу судить. Так или иначе, хорошие отзывы всегда приятны. Бывает, что мне обидно что-то читать. В некоторых случаях напротив — я вижу вполне разумную и полезную критику. Встречаются и оценки из серии 0.25 той же томатке с комментариями из серии «не люблю томаты, не мое». В целом, пусть люди пишут, что хотят, мне не жалко. Но все-таки интересно узнать — зачем тратить деньги на изначально «не твое» пиво, чтобы и самому не получить никакого удовольствия, и потом выплескивать негатив в «тапок»?
Но даже такие отзывы — все равно обратная связь с потребителем. В чем Untappd незаменим, так в этом. У нас был косяк с партией томатки — неудачно заменили томатную пасту и банки начали взрываться. Благодаря «тапку» оперативно связались с людьми, которые их купили, встретились, подарили наши наборы пива. Ребята, конечно, офигели, что такое бывает.
С какой частотностью стараетесь выпускать новые релизы?
Сейчас мы выпустили линейку Early Birds и новый мид с манго и маракуйей. Хочется чаще представлять что-то новое, и дистрибьюторы нас просят, и люди просят. Раз в месяц я бы точно хотел что-то релизить, но пока с этим есть сложности. Ситуация самая обыкновенная — мы ограничены в емкостях. Сейчас у нас есть договоренность с «Винлабом», куда мы точно должны предоставлять определенные объемы, поэтому часть емкостей точно загружена под эту задачу. К тому же, так как мы вышли в более широкую дистрибуцию, спрос на нашу продукцию стал более предсказуемым и у других наших партнеров. Люди заинтересованы в том, чтобы мы повторяли некоторые позиции, которые всегда хорошо продаются.
Как-то вот так получается, я сам двумя руками за новинки, ребята-пивовары наверное еще сильнее меня рвутся делать что-то новое, но пока мы в какой-то степени связаны по рукам в этом плане. Тем не менее, новинки будут, это точно.
Какого плана сорта просят дистрибьюторы чаще всего?
Тут тоже ответом особо не удивлю — томатки сегодня всем нужны. Недавно было лето, поэтому наши фруктовые «Бэнгеры» хорошо шли, пилснер нормально залетал. Ягодные гозе Early Birds наши неплохо стартовали, на мой взгляд, это вообще ниша не особо занятая на рынке в данный момент, то есть фруктовых и овощных гозе полно, а вот ягодные я только у Big Village Brewery вижу, больше так сходу никого и не назвать. Ну а сейчас сезон уже подошел, когда пойдет спрос на более крепкие вещи.
А что сам бы назвал сейчас самым неудачным сортом? Я не про «хлопки» банок, а именно про то, что получилось не так, как запланировали.
Первый мид Mead Union c малиной, ежевикой и имбирем, наш коллаб с Oka River и Brew Division. Я не задумываясь назову его, потому что первое время нам сильно прилетало за этот релиз. Бар «ТБП» в Питере я хорошо запомнил, потому что оттуда как раз получили много жестких чекинов. Претензии были из серии «химоза, как будто “ягуара” влупил» и так далее.
Ну что сказать, химозы там никакой не было, но я сам этим продуктом не очень доволен. Во-первых, соки мы выбрали не очень хорошие, во-вторых, сам имбирь оказался проблемой. Я вообще терпеть его не могу, а тут он еще дал вот эту самую едкость, которую сочли химозной. Хотя тот же Даня из «Степи и Ветра» пробовал и сказал, что имеет место быть, не топчик, но найдет своего потребителя. Да и итоговый рейтинг оказался не совсем провальным, но я считаю здесь самым ценным то, что мы совершили ошибки и сделали из них выводы. Насчет тех же соков пришло больше понимания — какие использовать, а какие нет. Продукт, который больше похож на разведенные чернила и бьет резким запахом, мы, конечно, не возьмем.
Есть планы развивать направление мидов? Насколько я слышал, в Рязанской области хватает пасек.
Точно есть две-три большие пасеки. Мы берем мед на Богдановской пасеке, владелец которой является президентом Федерации пасечников, поэтому это максимально аутентичный и качественный продукт. Насчет линейки мидов — у нас вышел второй релиз Mead Union, на этот раз с манго и маракуйей, полагаю, что он не будет последним.
А в целом насчет локального сырья — есть еще какие-то планы его задействовать?
Этим летом мы узнали, что в десяти километрах от Рыбного располагается агрохолдинг, который выращивает собственные яблоки. Мы решили попробовать сделать из них сидр, который сейчас уже созревает. Получился очень сухой продукт, высушили просто в ноль его. Нам интересно, как его встретят, поэтому в Москву и в Питер отправим его обязательно взыскательной публике.
Также Рязань входит в число российских столиц спонтанного брожения. Есть мысли поддержать этот тренд?
Это было бы интересно, но на основном производстве мы не готовы рисковать с такими сортами — боимся заражения оборудования. Как я уже говорил, сейчас мы очень заинтересован в нашем расширении. Нам как минимум нужен склад, потому что сейчас мы вынуждены варить и сразу продавать все чуть ли не с колес. Проект у меня уже есть, по плану мы подрастем еще на 250-300 квадратов. Вот в этом помещении я бы хотел оборудовать отдельную комнатку для диких историй.
И в завершение локальной темы. У вас был копченый портер «Черный человек», отсылающий к Есенину, вроде бы других сортов, подчеркивающих рязанские корни проекта не было. Есть ли планы как-то еще в дальнейшем обозначать этот момент?
Для меня Рязань это Есенин, а с ним может ассоциироваться далеко не каждый сорт. Какой-нибудь фруктовый кислячок или даже IPA с отсылкой к Есенину — ну, такое себе. Все-таки есенинская Русь это что-то про тьму внутри светлого человека и здесь должно быть что-то крепкое, бочковое. Пару таких вещей мы готовим. Посмотрим, будут ли там отсылки к произведениям или просто к территориальной принадлежности, над этим пока думаем.
А в целом большого внимания рязанской тематике в нейминге мы уделять не планируем. Я считаю, что название продукта должно быть понятно максимально широкому кругу аудитории, а даже с «Черным человеком» были моменты, что люди спрашивали: «А что это значит?». Хотя я это произведение очень люблю, назвать так сорт было моей идеей и мы его еще явно выпустим. Но это именно тематические релизы, для основной линейки нужно что-то более понятное.
От литературы шагнем к философии. Что такое крафт?
Это творчество, которое несет в себе большую свободу. Крафт это не надпись craft на банке, которую сейчас лепят многие, это именно смысловое наполнение.
В то же время, в крафте есть свои тренды, которые просторы этого творчества несколько сужают. Ты можешь делать смузи, томатки, уайлды — и точно поймаешь хайп, найдешь свою аудиторию. Но та же пшеничка от крафтовой пивоварни мало кому будет интересна, хотя менее крафтовой она от этого не становится. А в рамках трендов получается, что мы вращаемся вокруг одних и тех же вещей, которые принято считать крафтом. Но крафтовой или не крафтовой может быть пивоварня, а стиль здесь значения не имеет. Ни для кого не секрет, что классику варить тяжелее, и тот же наш пилснер мы оттачивали полгода — и в этом как раз есть творчество, то есть крафт в моем понимании.
Объемы имеют значение в вопросе крафтовости?
Я думаю, что увеличение объемов в любом случае меняет твой подход к пивоварению. Здесь даже не сами цифры важны, а то, что с ростом объемов у тебя появляются какие-то регулярные сорта и человек должен знать, чего от них ожидать. Если брать пример с той же томаткой — когда ты выпускаешь сорт раз в три-четыре месяца, то с рецептурой еще можно поиграть и посмотреть на реакцию. Но если дистрибьюторы постоянно заказывают какой-то сорт, то значит людям нужен вкус, который им запомнился, и тут уже не до экспериментов. Конечно, так или иначе что-то все равно меняется со временем, но к этому надо очень осторожно подходить — стоит изменить, например, долю лайма в нашей томатке и тот же сорт сразу кому-то покажется более горьким, кому-то более кислым и так далее.
Мы пришли к тому, что у нас процентовками ингредиентов для каждого пива занимается один человек. Пробуем пиво в любом случае мы все и по необходимости что-то можем подправить, но если сорт уже стоит на потоке — нужна жесткая рецептура. Получается, что рост объемов, а следовательно и продаж, дает новые возможности, но в чем-то тебя и ограничивает.
А с чем еще приходится бороться в этом плане?
Например, подход к ингредиентам. Для той же томатки мы используем готовую томатную пасту, но все остальное обрабатываем сами — выжимаем тот же лайм, сельдерей, измельчаем зелень. Вот пример был, когда мы ездили на «Продэкспо» — заезжали тогда на «Фуд Сити» и купили 90 килограммов разной зелени. Она мало того, что столько весит, так еще и быстро портится, поэтому отжимать ее пришлось в кратчайшие сроки. Или лайм. Представь, что такое почистить и отжать десять килограммов лайма. А если их сто десять?
Вот тут начинает закрадываться мысль, а не перейти ли на готовые соки? Понятно, что это будет не то же самое, там сахарок какой-то будет присутствовать, но зато ты его купил, пропорционально замешал и никаких мучений. Но мы остаемся верными своему, как мне кажется, тру-крафтовому подходу и все обрабатываем сами. Это дольше, это тяжелее, но я готов платить людям, чтобы они выходили в дополнительные смены, и наш продукт оставался таким же, каким я хочу его видеть.
Ощущается как-то влияние нынешней ситуации?
Когда все только началось, все поставщики встали на стоп недели на две. Ценник какое-то время был совсем не божеский, сейчас вроде бы все назад откатилось. Но все равно ситуация напрямую влияет на нашу индустрию. Все едет медленнее, сейчас приходится гадать, будет ли нужное сырье у поставщиков. По хмелям, особенно популярным, бывают проблемы — смотришь прайс и в нужное тебе время там может той же «Цитры» не оказаться, приходится ждать. Даже с томатной пастой возникала проблема. Насколько я помню, она у нас из Ирана, вот две недели поставщики ее не могли привезти.
Ситуация научила запасаться сырьем заранее. Поставщики держат в курсе о том, чего в ближайшее время может не оказаться, и мы сразу покупаем побольше. Например, нам всегда нужно много все той же «Цитры», так как в наши трехлитровые банки с лагером мы кладем именно этот хмель.
Что касается цен, то в итоге процентов на десять нам пришлось повысить отпускной прайс, но я считаю, что это далеко не худший вариант. В конце концов, цены растут на все вокруг, поэтому не может такого быть, чтобы крафт остался категорией, которую это никак не коснулось бы.
А какое мнение насчет перехода на отечественное сырье — в первую очередь, солод?
Слышал, что некоторые коллеги перешли на русский «Суффле». Что поделать, нужда заставляет, как-то ведь ты должен выживать. Если нужного солода в наличии нет, сидеть и ждать означает «пролюбить» два-три дня варки — лично для меня это большие потери. В этом случае люди не за бабки рубятся и не экономят так на продукте, другого выхода просто нет.
Мы сами используем «Суффле» для нашего лагера, а в основном пользуемся Castle Malting — больших проблем с его наличием я не заметил. В целом, каких-то катастрофических проблем с сырьем я пока не увидел. Не было такого, чтобы что-то исчезло и больше не появилось. Хотя нас предупреждают, что запасы могут в конце концов закончиться, но я не могу сказать, насколько это реально.
C какими-то сопутствующими вещами были проблемы — банки, этикетки?
Банки есть, а вот с этикетками мы намучались за это лето. Списывался недавно с ребятами из Питера, у них была ситуация один в один, я так понимаю, что эта проблема вообще плотно всех накрыла.
Мы на самом деле дико переживаем за качество нашего продукта, поэтому этикетка тоже не может быть сделана «на отвали». Вариант с бумажной этикеткой мы даже не рассматриваем, это зашквар просто. А все нормальные варианты летом пропали по понятным причинам — все сырье для них импортное. Краска, винил, ничего не было, типографии месяцами стояли без дела. Найти нормальную этикетку было целым подвигом.
Мне это особенно запомнилось по истории с нашей первой партией для «Винлаба» — получилось так, что пиво у нас стояло в банках, оставалось только оклеить…И типография закосячила всю партию, а для новой материалов нет! Сроки жмут, надо отгружать пиво партнерам, ад просто. К счастью, нашел ребят в Москве, которые за несколько дней нам все сделали и мы уложились-таки как надо.
Вот теперь еще и этикетки надо впрок печатать, мало ли что дальше будет. Они же еще и в цене взлетели нормально, с этим тоже приходится мириться.
Давай о «Винлабе», который так или иначе мелькает всю нашу беседу. Как удалось туда встать? Что изменилось в работе в связи с выходом в эту сеть?
Мы зашли в «Винлаб» не напрямую, это удалось сделать через дистрибьюторов в начале лета. На сегодня это не единственная сеть, с которой мы сотрудничаем — пара наших сортов стоит еще в рязанском и московском «Глобусе», но это только лагеры.
Сейчас мы уже адаптировались и сотрудничество с «Винлабом» — обычная часть нашей работы. Но в первые полтора месяца было довольно жестко — разом выросла нагрузка, работали непрерывно, чтобы дать нужный объем. Вроде бы локдауны все уже позади, а мы оказались привязаны к пивоварне и не могли никуда поехать, поэтому многие летние фестивали мимо нас прошли. Но это нужно было сделать, результатом я доволен. Сегодня мы уже взяли за правило обеспечивать себя определенным товарным запасом, который можем сразу отгрузить, когда звонят партнеры. Здесь мы снова возвращаемся к тому, что крафт — это еще и опыт, который ты непрерывно получаешь и используешь в дальнейшем.
Как говорится, в 2к22 говорить об уместности крафта в сетях уже смысла не имеет, так как по факту он там есть. Но все-таки интересно, у тебя это решение никаких внутренних колебаний не вызвало?
Наверное, как и многих, идея крафта в сетевых магазинах нас раньше слегка смущала. Все-таки казалось, что это пиво для довольно узкого круга, поэтому незачем гнаться за такими объемами и так далее. Но со временем я начал по-другому смотреть.
Крафт в сетях есть, это факт. Он становится более доступным для людей — разве в этом есть что-то плохое? Ведь даже в Москве процентов девяносто жителей и не подозревает о том, что такое «Шерхаус», «Крафт Репаблик» и так далее. Но если человек увидит интересную баночку в магазине у дома, то может ее и возьмет, а там, глядишь, и втянется. В популяризации крафта я вижу только плюсы.
К тому же, мы говорим о сетях как о чем-то однородном, а ведь это совершенно разные магазины, с разной концепцией и разной клиентурой. Тот же «Винлаб» это специализированное место с разнообразными напитками, поэтому здесь я вообще не нахожу никаких противоречий со своим видением крафта. Да и по объемам это все-таки далеко не «Пятерочка» — насколько мне известно, «Винлаб» есть только в Москве и Питере, а крафтовое направление и вовсе пока запустили только в столице и области.
Получается, нет никаких подводных камней?
Вопрос тут скорее в том, как сама пивоварня относится к этому. Если люди реально оценивают свои возможности и понимают, что смогут окучить объем, который от них требует партнер, без потери качества — все прекрасно. А если производство, что называется, на последнем издыхании, и ребята все равно вписываются в эту тему — тут может всякое произойти. Могут забивать на качество, «и так сойдет», лишь бы нужный объем лупить вовремя. Мы не считаем это правильным.
Не берусь давать советы, каждый сам решает, как работать, но на мой взгляд важно еще соблюдать баланс между ассортиментом, который делается для магазинов, и условно «барными» вещами. Мы не стремимся по максимуму загрузить «Винлаб» своими сортами. Важно оставлять в линейке вещи, которые направлены эксклюзивно на крафтовые заведения, иначе, если пытаться работать только для ритейла, все это может превратиться из творчества в кабалу и не приносить никакого удовольствия. Опять же, у всех по-разному, я говорю именно о том, что получилось бы у нас, если бы мы попытались все наше пиво грузить в «Винлаб».
Одна из ваших позиций в том числе и в «Винлабе» — трехлитровые банки лагера с хмелем. Почему, зачем?
Слушай, ну я сталкивался с тем, что народ на это странно реагировал. Ребята из того же «Винлаба» рассказывали, что покупатели удивлялись, видя такую штуку, но при этом некоторые из любопытства брали, а некоторые и возвращались еще за ней же потом. В «тапке» доводилось читать и что это хрень полная, и что люди приятно удивлены. В общем, имеет место быть, как мне кажется.
На самом деле, производители этих банок по всей стране появляются каждый месяц. Это бизнес, есть спрос — мы даем продукт, здесь мое отношение исключительно такое. Изначально мы не рассчитывали на ажиотаж, но решили сделать, почему нет. Думали, это будет разовая история, но через неделю после того, как отгрузили, написал заказчик: «Все раскупили, давайте делайте еще». Видимо, сильна еще ностальгия по советскому пиву у людей, и они наши банки именно так интерпретируют. Что поделать, я сам это не очень понимаю, но когда приходит заказ от человека сразу на кучу банок — упускать момент не хочется. Но я не думаю, что интерес этот будет долгим, может лет через пять-шесть такая история уже станет совсем неактуальной. Я не расстроюсь сильно из-за этого.
Есть планы на коллабы в ближайшее время? С кем уже успели сделать кроме «Оки» и Brew Division?
Пока что сделали только тот мид в тройной коллаборации и еще у нас выходил нью ингланд In The Hood в коллабе с Ваней. Я с удовольствием бы сделал еще что-то совместное с пивоварнями из других городов. От Рязани до Москвы вроде бы всего три часа езды, но в плане крафта мы, конечно, удалены территориально. Получается, что и поговорить из индустрии почти не с кем. Поэтому всегда рад любому общению и сотрудничеству.
Звучит, как топчик. Не то, наверное, время, чтобы обсуждать долгосрочные планы, но все-таки будем оптимистами и возьмем за данность, что скоро все будет окей. Есть ли мысли о собственном заведении в перспективе?
Самые общие мысли о баре Brew Dealers у нас появились наверное еще в то время, когда мы делали тестовые варки. Из серии что вот, начнем варить и обязательно откроем барчик свой. Но о какой-то конкретной концепции мы еще не думали. Знаю, что там обязательно будет все наше пиво и хороший выбор гостевых сортов. Непременно будет хорошая кухня — в Рязани с местами, где можно хорошо поесть, пока все печально. И парковка нужна нормальная.
Навскидку, я даже могу предположить, где лучше всего у нас открывать заведение, это не обязательно даже центр города, есть, например, хороший новый район, который находится недалеко от него и вполне подходит для бара. Надеюсь, все будет складываться хорошо и, может быть, к концу следующего года наши возможности позволят вплотную этим вопросом заняться.
Немного о маркировке, которая снова входит в число самых обсуждаемых тем. Готовитесь?
Стараемся понять, что от нас требуется. Я не сильно понимаю, зачем все это нужно, приведет это только к тому, что пиво у всех подорожает, но закон есть закон и такие правила игры приходится принимать. Пытаюсь понять масштабы — нужно ли нанимать отдельного человека под эту задачу или сами справимся. У нас нет автоматической линии розлива, поэтому придется брать сканер-пистолет, ленту и фигачить руками. Потом это все будем интегрировать в прогу и отправлять в «Честный знак». Это и долго, и из-за любого косяка придется всю партию переклеивать — у нас тут рядом есть молочное производство, ребята оттуда рассказывали, что до сих пор страдают от всего этого. Но будем искать какое-то решение и надеяться на лучшее.
Напоследок — чего ждать в ближайшее время в плане релизов?
Сейчас вот у нас в планах сделать имперский грибной гозе, так как в Рязани грибы с глазами.