Люди
Артем Горелов, Brewmen: «Мы постоянно проводим мероприятия, чтобы нести пивную культуру в массы»

Пивоварня Brewmen существует с 2016 года и на сегодня располагает собственными заведениям в Великом Новгороде и Санкт-Петербурге, а также площадкой для контрактного пивоварения. craftdepot.ru поговорил c создателем проекта Артемом Гореловым о выходе на московский рынок, развитии пивной культуры в Великом Новгороде и разных форматах заведений с крафтовым пивом.

Текст
Евгений Яковлев
Насколько дорого и трудозатратно было открыть пивоварню в Великом Новгороде в 2016 году? Сейчас запуск производства в регионе стал дороже или дешевле?

Открыть нашу пивоварню обошлось в сумму порядка 30 миллионов рублей, и мы продолжаем инвестировать в проект. Это действительно дорого и трудозатратно, но иначе не получится создать качественное производство с соблюдением всех технологических нюансов, контролем каждого этапа варки и гарантией стабильного качества продукта. Что касается изменений условий входа на рынок сейчас, в нашем регионе ситуация несильно изменилась.

На какие объемы вышла пивоварня Brewmen к 2020 году? В процентном соотношении, сколько пива Вы поставляете в кегах, а сколько — в банках и бутылках?

К 2020 году мы вышли на объем в 42,5 тонны — с учетом контрактных варок, которые мы предоставляем нескольким пивоварням. Соотношение кегов к банкам и бутылкам где-то 80% на 20%. От бутылки мы сейчас отказываемся и оставляем только банку — мы считаем, что за таким форматом будущее.

В каких регионах продается продукция Brewmen? Вы продаете пиво на экспорт?

Пока мы не экспортируем пиво, но это есть в планах. Мы очень сильно беспокоимся о качестве продукции в конечной точке, и пока не можем контролировать качество за границей. По этой же причина наше пиво пока продается только в Великом Новгороде, Пскове и Санкт-Петербурге. Мы реализуем продукцию не через дистрибьюторов, дистрибьюция у нас своя. Каждого своего партнера мы знаем в лицо — как владельцев баров, так и барменов. Мы обязательно проводим тренинги и мероприятия для гостей, чтобы получить обратную связь и понять, как воспринимается наш продукт. Сейчас мы планируем зайти в Москву — в этом случае через дистрибьюторов, но по более сложной схеме, которую сейчас разрабатываем.

Как Вы оцениваете рынок крафта в Великом Новгороде и области на момент старта работы пивоварни и сегодня?

На самом деле, наша пивоварня открывалась не как локальная для Великого Новгорода, а для России в целом. Просто Великий Новгород очень удобно расположен между Москвой и Санкт-Петербургом, это Родина России и город, который мы очень любим.

Основной объем продаж у нас в Санкт-Петербурге, в самом Новгороде знания о крафте пока невелики. Именно поэтому тапрум Brewmen и основной офис продаж расположен в Северной столице. В Новгороде мы стараемся поднимать крафтовую грамотность населения с помощью своего ресторана, который находится у пивоварни: проводим постоянные лекции, презентации, шеринги, обучения. Но по сравнению с Питером уровень пока слабый.

В одном из интервью Вы говорили, что хотите донести крафт до широкой аудитории, не входящей в «2%, которые любят крафт и разбираются в нем». На Ваш взгляд, есть успех в этом направлении?

Как было сказано ранее, мы постоянно проводим мероприятия, чтобы нести пивную культуру в массы и «заражать» ею людей, которые и не подозревали, что пиво — это настолько глубокий напиток. Мы это делаем и делаем успешно. Это непросто, но мы не собираемся останавливаться.

Вы рассматриваете региональные и федеральные сети в качестве канала сбыта? Возможно, уже ведутся переговоры с кем-то из ритейлеров?

В ритейл мы пока точно не планируем. Безусловно, думали на эту тему, но пока это точно не наша история. Чтобы поставить пиво в ритейл, нужно забыть о нашей нынешней концепции качества, постоянства и уникальности. К тому же некоторые наши сорта — например, коллаборация с Jagermeister, — лимитированы, что делает их продажу через ритейл невозможной. Мы делаем ставку на бары, рестораны и кафе, где будут ценить наш продукт — для нас это важнее.

Ваш ресторан в Великом Новгороде входит в ресторанный холдинг Gourmetto Group. Как организовано партнерство?

Gourmetto Group — наша компания, с которой все начиналось и которая функционирует по сей день. Рестораны есть в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Петрозаводске. Это абсолютно никак не мешает нам заниматься нашей пивоварней, во всех ресторанах стоит наше пиво.

Не стоит ассоциировать Brewmen и Gourmetto Group. Основной лайфхак, которым мы удачно пользуемся от наличия нашего пива в ресторанах Gourmetto Group — это возможность быстро получать отзывы о продукции от наших непосредственных гостей.

Чем отличаются заведения Brewmen в Питере и Великом Новгороде?

В Великом Новгороде у нас ресторан, а в Санкт-Петербурге — тапрум, представительство пивоварни, где можно попробовать все наше пиво и узнать все о нас. Заведения очень сильно отличаются. В тапруме пятьдесят квадратных метров, это бар полностью о пиве. Бармен в тапруме это актер, а барная стойка — его сцена. Это театр одного актера, который расскажет вам о продукте — как нашим гостям, так и потенциальным партнерам.

В тапруме Brewmen есть крепкий алкоголь. На Ваш взгляд, насколько важно сегодня для прибыли заведения держать другие напитки — не отходит ли так в условно «крафтовом» заведении сам крафт на второй план?

В зависимости от концепции и идеологии заведения. Нельзя под одну гребенку ставить все заведения общественного питания. Да, в нашем тапруме Brewmen в Санкт-Петербурге есть крепкий алкоголь, который является для гостей дополнительной фишкой, если они этого хотят. Но в целом это все о пиве, и вряд ли когда-нибудь будет иначе. Если же человек хочет продавать, в первую очередь, крепкий алкоголь — значит, его не интересует пиво.

Сейчас наблюдается тренд на безалкогольную продукцию. Вы планируете производить такие напитки для продажи в других магазинах и барах? Возможно, есть мысли не только о лимонадах — квас, комбуча?

Мысли в этом направлении есть, безалкогольная продукция это тоже целый интересный мир. Мы очень сильно заботимся об ингредиентах, нам важно их природное происхождение и вкусовые ощущения, которые они зовут. Поэтому есть желание давать качественный продукт. Квас в небольших количествах мы периодически уже варим, комбучу еще не пробовали, планируем уже в скором времени.

У Вас есть медовуха. Если смотреть на рейтинги Untappd, миды определенно входят в число мировых трендов. Вы планируете развитие в направлении медоварения?

Как показывает практика, Россия относительно консервативна в отношении к медовухе, тем более если назвать это слово. Спрашивают: «Это такая сладкая тягомотина?». В нашей дистрибьюторской сети медовуха продается только в пяти точках. Но у нас есть интересные планы на этот напиток, уверены, тренды дойдут и до России. На нашу медовуху мы потратили много времени и добились баланса между чрезмерной сладостью и приторностью, в нее входит два типа меда, двенадцать специй. Это совсем не та медовуха, которую обычно представляют у нас. По нашему мнению, качество на уровне напитков, которые лидируют в рейтингах Untappd и которые мы пробуем на фестивалях в других странах.

Как появляются идеи о новых сортах? Вы ориентируетесь, в первую очередь, на модные тенденции или на личный вкус?

Идеи появляются достаточно просто — мы не будем варить то, что нам не нравится. Если условно будет модно пиво с пыльцой единорога, а нам будет нравиться с пыльцой носорога — мы сварим с пыльцой носорога. Но, конечно, мы все подвержены трендам, поэтому мы стараемся соблюдать баланс. Сначала мы варим 50 литров и пробуем сами, нравится нам или нет. Если результат положительный, варим 250 литров и отправляем в бары наших друзей за обратной связью — если отзывы положительные, варим уже три тонны и ставим сорт в постоянную линейку.

В линейке присутствуют гозе с пиццей. О «гастрономических» сортах сложилось спорное мнение. Что Вы думаете по поводу дальнейшего развития такой стилистики? Вы планируете выпускать что-то еще в этом направлении?

Возможно, мы будем что-то выпускать.Томатный гозе уже сложился в России как отдельный стиль. Нам очень нравится, поэтому возможно сделаем еще какие-то вариации. Но сильно уходить в «овощную» тему не будем.

У Вас есть собственная площадка для контрактных варок. Расскажите об этом проекте поподробнее: что требуется от начинающего пивовара, чтобы сварить свое пиво у Вас? Во сколько это обойдется?

Да, мы сделали крутую площадку для контрактных варок. Пока мы создавали свою пивоварню, мы купили все возможное: линии розлива в бутылку и банку, танки разных размеров, профессиональные кегомойки. У нас есть свой дизайнерский штат и маркетологи, которые могут разработать этикетку. Мы создали комфортные условия для начинающих пивоваров, в вопросе цены могут быть разные условия и нюансы, но ориентировочно это 30 рублей с литра.

Участвуете в фестивалях в России и соседних странах, будете присутствовать в 2020 году?

Мы всегда участвуем во всех фестивалях, которые можно. Пока только в России, но планы по завоеванию мира грандиозные, поэтому все будет.

Расскажите о коллаборациях: с кем уже были совместные варки, с кем планируете?

Пока официальных коллабораций с пивоварнями не было, пока мы в процессе развития и поиска себя в плане конкретных сортов. На сегодня сделали коллаборацию только с Jagermeister — имперский стаут, выдержанный в бочках из-под ликера. Но коллаборации в планах есть.