Контрактные пивоварни, они же «фантомные», «бродячие», «пиратские» — заметное явление в мировом крафте. Яркие представители — известные, в том числе в России Mikkeller и Evil Twin. На первый взгляд, контрактное пивоварение освобождает от серьёзных расходов на покупку собственного оборудования. Отсутствие территориальной привязки открывает простор для экспериментов. Например, Миккель Борг Бьёргсо сварил под брендом Mikkeller больше 200 сортов пива на заводах по всему миру.
Но создателю Mikkeller принадлежат и слова «Без своей пивоварни у тебя нет своего дома». И собственное производство его компания давно открыла. Неизбежно возникают вопросы: может ли пивоварня оставаться контрактной всегда или строительство собственного завода неизбежно? Выгодно ли варить пиво по контракту? Как выглядит рынок контрактного пивоварения в России, мы узнали у основателя контрактной пивоварни ID Jons Александра Иджона.
Текст: Евгений Яковлев
Из крафтовых контрактных пивоварен самая известная Mikkeller. Но, наверное, самая крупная — Pabst. По каким причинам они так долго остаются контрактными, не знаю, — возможно, по экономическим. Сейчас собираются открыть своё производство.
Контрактники составляют не такую большую долю. В итоге пивоварни всё равно стремятся открыть своё производство.
Сложно подсчитать, сколько сейчас контрактников в России. Если физических производителей можно найти через ФРАР (Росалкогольрегулирование — прим.), то контрактных — невозможно.
Некоторые из пивоварен полностью работают по контракту, кто-то — смешанный. Например, «Волковская пивоварня», по сути, контрактная: основной объём варится на МПК, но есть собственные мини-пивоварни. Некоторые иногда варят по контракту, когда своих мощностей не хватает или нужен небольшой объём варок. Возможно самая крупная контрактная пивоварня в нашей стране «Бакунин» планирует запустить своё производство, но пока продолжает варить по контракту в Латвии и в России. Очень много появляется на фестивалях контрактников, которые также и быстро исчезают.
Чтобы зайти в контрактное пивоварение, сегодня можно уложиться в 100 тысяч рублей за тонну. Стоимость работы в среднем составляет 50 рублей за литр. Могут быть разные условия. Кто-то берёт деньги за готовый продукт: сколько отгрузили, столько и заплатил. Кто-то берёт за объём: мы сварим две тонны, а какие потери при производстве — это уже на тебе. Это уже близко к настоящему контрактному производству, когда ты просто берёшь в аренду оборудование и которое запрещено в России.
Дальше — как договоришься о реализации. Либо пивоварня напрямую, своими силами развозит пиво по точкам сбыта, либо сам возишь, на своей машине. Здесь затраты могут быть от нуля до бесконечности. Скорее всего, они будут существенные. Поэтому я всем говорю, что не надо неосмотрительно лезть в контрактное пивоварение, и тем более варить по одной тонне — глупость всё это, не выгодно.
Любой завод при желании может предоставить свои мощности. Я видел в последнее время не одно объявление от заводов, предлагающих услуги по контрактной варке. Всё дело в объёме: если хотите большой объём, вам его сварит любая компания. Кто откажется от гарантированных денег? С мелкими варками сложней, но вопрос условий.
Есть несколько заводов, построенных специально для контрактных варок, в Московской области, в Питере.
Пивоварня не всегда берёт на себя дистрибьюцию, даже наоборот. Обычное контрактное пивоварение в России — сварили пиво, выкупили, сами его продаёте. Так работает, например, тот же «Бакунин». Поэтому если «домашник» решил сварить тонну пива, продажи не отобьют затраты вообще. Надо делать оптовую компанию, ставить ЕГАИС, арендовать склад, машины, развоз. Из-за малого объёма заморачиваться нет смысла. А продать большой объём на текущем рынке чрезвычайно сложно, если тебя никто не знает.
Самый простой вариант — когда продаёт напрямую пивоварня. Ты находишь точки продаж, они везут туда пиво. Понятно что за эту услугу придётся заплатить деньги плюс к тем 50 рублям за литр.
Всё упирается в сложность продаж. Когда люди открывают пивоварни, они задаются вопросами: какое оборудование купить, какое пиво варить, какой сделать дизайн? Всё это не главное. В первую очередь, надо понять, куда вы будете продавать своё пиво. И это основное, как для контрактной, так и для реальной пивоварни.
Хороший пример реализации контрактного пивоварения – Руслан Бегларян и его пивоварня Samovar. Руслан сначала запустил магазины и бар и только потом начал варить по контракту. Большую часть сваренного пива он продаёт в своих точках.
У нас нельзя взять в аренду оборудование и производить пиво, как это делает тот же Mikkeller. Но никто не запрещает выпускать по заказу, по контракту, по лицензии. Мы видим в магазинах приват-бренды торговых сетей, по сути это и есть контракт. Другое дело, что они просто лепят свой лейбл и не заморачиваются рецептами. Но никто не мешает дать свой рецепт, и по нему сварят пиво.
На текущий, стагнирующий рынок очень тяжело зайти «с нуля», если у тебя нет своих точек продаж. Я знаю один положительный пример — пивоварня Craab Владимира Марковского из Питера. Но его неплохо знают в пивном сообществе, и поэтому зайти легче, чем неизвестному домашнему пивовару. Он наверняка найдёт пивоварню, которая ему сварит пиво в нужном объёме, и найдёт, куда продать.
Но я не говорю, что контрактное пивоварение в России — это нереально. Конечно, реально. Всё индивидуально, возможно, найдётся гений маркетинга, продаж и пивоварения, который взойдёт звездой.
И всё же плюсы есть. В сравнении с реальной пивоварней, порог вхождения низкий, даже если вы выкупаете пиво для самостоятельной реализации. Собственное производство обойдётся не меньше, чем в 10-12 миллионов рублей, а здесь можно обойтись, условно, миллионом. Нет постоянных расходов, которые могут разорить пивоварню на начальном этапе, когда производство уже идёт, но продавать ещё некуда, а платить персоналу и за аренду всё равно надо. Если дело не пошло, можно прекратить в любой момент. Сварили, продали, поняли, что это не ваше или нужно время исправить косяки, — прекратили, и вы ничего не теряете.
Я работал на пивоварне, она закрылась, а идеи и рецепты остались. В стадии закрытия познакомились с Олегом Татуевым из Konix, он предложил варить у них по контракту. Так и появилась моя пивоварня ID Jons. Дистрибьюцией продукции занимается Konix (кстати, тоже по сути контрактная пивоварня). У нас долгосрочное партнёрство и, надеюсь, взаимовыгодное.
Также о контрактном пивоварении Александр рассказал на своём YouTube-канале.
Ранее главный пивовар Paradox Brewery Владимир Наумкин также рассказал об очевидных преимуществах и недостатках контрактного пивоварения. Он отметил, что «плох тот контрактник, который не хочет построить собственную пивоварню».