Craft Depot Education
По фактам: коллаборации

Одна из особенностей, отличающих крафтовую пивную индустрию от промышленной — любовь пивоваров к коллаборациям. Совместные сорта вызывают живой интерес потребителей и сегодня мы по фактам расскажем об этом явлении. Узнайте в новом материале, как обычно выглядит коллаб с точки зрения производства и какие есть совместные проекты пивоварен с представителями других отраслей.

Текст
Craft Depot
Коллаборация пивоварен

В самом распространенном варианте коллаборацией называется совместный сорт двух или более пивоварен. Иногда такие релизы являются просто дружеской инициативой и обменом опытом. При этом названия нескольких пивоварен естественным образом дают преимущество в плане маркетинга, так как потребителям интересно, что получилось в результате сотрудничества.

В других случаях коллаборация приурочена к определенным событиям и делается для того, чтобы добиться каких-то целей или выразить свою позицию. Как пример можно вспомнить масштабную коллаборацию российских пивоварен #мойбар, сваренную на пивоварне GAS Brew в знак протеста против законодательной инициативы по закрытию в Петербурге заведений, расположенных в жилых домах, площадь зала которых менее 50 квадратных метров. В коллаборации приняли участие в том числе Bowl Cut Brewery, Cosmic City, Hophead Brewery, Lux In Tenebris, Plague Brew, Paradox, Rising Moon Brewery.

Также в крафтовой индустрии есть вариант коллаборации, когда публикуется открытый рецепт, по которому пивоварням со всего мира предлагается сварить свой вариант сорта. Из недавних примеров можно назвать запущенную американской пивоварней Other Half инициативу All Together, призванную помочь работникам ресторанной индустрии, пострадавшим от последствий пандемии. Были опубликованы рецептуры West Coast и New England IPA, которые предлагалось сварить пивоварам, и направить прибыль от продаж в помощь работникам.

Из схожих масштабных благотворительных инициатив также можно вспомнить Rock On Lager, запущенную компанией-поставщиком хмеля Crosby Hops в поддержку музыкантов, пострадавших от COVID-19. А в честь десятилетия Untappd, социальная сеть вместе с пивоварней Dogfish Head запустила всемирную коллаборацию I Remember My First Check-In, в рамках которой пивовары могли сварить по опубликованному рецепту сауэр эль с использованием локальных ингредиентов.

Кстати, встречаются коллаборации не только крафтовых пивоварен между собой — случаются и совместные работы с представителями классического пивоварения. Примером может послужить недавний сорт Practise What You Preach от BrewDog и La Trappe.


Коллаборации с другими отраслями

Коллаборация не обязательно подразумевает сотрудничество нескольких пивоварен. Обычное дело — совместный сорт пивоварни с каким-либо баром, приуроченный, например, к его дню рождения. Такие сорта можно было наблюдать, например, в праздничном таплисте бара Share House в прошлом году. Также поставщики сырья активно участвуют в коллаборациях с пивоварнями — хорошим примером в этом плане является поставщик хмеля Yakima Chief Hops.

Отдельным пунктом стоят коллаборации с представителями искусства — музыкальными группами, художниками и так далее. Такие проекты могут помочь пивоварням привлечь новых потребителей из аудитории почитателей творчества партнера. В статье о пересечениях крафтовой культуры и хип-хоп индустрии мы приводили немало таких примеров. Вдогонку вспомним коллаборацию Stone Brewing с Metallica Enter Pilsner, а из недавних российских примеров сотрудничества просится новинка прошлой недели — сорт Violet от COVEN и группы The Birthday Massacre.

Из более нестандартных примеров нельзя упустить творчество Mikkeller. Для начала стоит отметить, что Миккель Борг Бьергсе отметился бесчисленными коллаборациями по всему миру с разными пивоварнями, в том числе с московской Selfmade Brewery и с Golubchik из Волгограда. Но пивоварнями коллаборации с его участием не ограничиваются. Бренд Mikkeller известен также и сотрудничеством с киноиндустрией — в прошлом году мы рассказывали о линейке сортов, приуроченной к 10-летию «Игры престолов». А еще в копилке Миккеля есть три совместных сорта с режиссером Дэвидом Линчем, посвященные сериалу «Твин Пикс» и выпущенные к музыкальному фестивалю Линча Festival of Disruption.

И в этом контексте снова коснемся благотворительности в крафтовой индустрии. В России есть примеры сотрудничества пивоварен с различными организациями. Например, в конце января 2021 года «Волковская пивоварня» вместе с марафонцем Алексеем Лихаревым выпустила сорт «Дай лапу!» в поддержку приюта для собак «Хаски Хэлп». Также пивоварня Black Cat совместно с командой бара Drunk United выпустила сорт Dogs United в поддержку собачьего приюта «Овчарка Life».

Кстати, коллаборация не всегда ограничивается выпуском пива. Участник с «непивной» стороны зачастую презентует в рамках сотрудничества свой продукт. Это актуально, когда речь идет о совместных проектах с производителями одежды — например, бренд «Волчок» выпускал в коллабе с «Волковской пивоварней» футболки со специальным дизайном, который также был размещен на этикетках пива. Небольшой производитель кроссовок AFour отметился моделью сникеров, рожденной в сотрудничестве с пивоварней «Бакунин», а streetwear-бренд Dickies выпустил несколько вариантов рубашек совместно с Zagovor Brewery.


Как выстраивается сотрудничество

Основная часть коллаборации — это рецептура, которую совместно разрабатывают пивовары. Затем уже определяется, у кого пиво будет вариться, а дальше все зависит от пожеланий самих участников. Будут ли они все активно принимать участие или дело ограничится совместным фото в Инстаграме, а весь технологический процесс на себя возьмет «принимающая» сторона — вопрос индивидуальный.

В условиях коронавируса международные коллаборации стали проблемой из-за территориальной недоступности, поэтому приобрел актуальность формат онлайн-коллабораций, когда пиво варится у кого-то по заранее оговоренному участниками рецепту.