Люди
Сергей Паськов, GANZA Brewery: «Я не вижу смысла делить людей на биргиков и кого-то еще»

Питерский пивовар Сергей Паськов успел поработать на многих именитых крафтовых пивоварнях, в числе которых «Бакунин», Panzer Brewery, Courage Brewery. Помимо этого, Сергей имеет опыт работы в транснациональной компании Heineken. Сегодня пивовар занимается собственным проектом GANZA Brewery, а также является консультантом ряда пивоварен, в числе которых Brewmen из Великого Новгорода.

Мы поговорили с Сергеем о его видении крафта и аудитории такого пива, опыте работы на большом производстве, экспериментах с разными напитками брожения, отличиях в подходе у российских и зарубежных пивоваров, и о многом другом.

Текст
Диана Степанова
Как давно вы занимаетесь пивоварением? Обучались ли ремеслу профессионально?

Я работаю в индустрии с 2009-2010 года, сейчас уже точно не вспомню, нужно по трудовой посмотреть. Профильного образования пивовара у меня нет — по образованию я железнодорожник. Но вот 7 лет отработал в Heineken, где, собственно, получил все знания и навыки. Такие, наиболее классические и необходимые для дальнейшего развития. Ну, и самообучение, естественно. Мне еще повезло — у меня были хорошие учителя. Поэтому, с 2010-2009 года началось мое образование. Успел поработать на Heineken, потом были Panzer, Courage, «Бакунин», а сейчас — Ganza. 

Как пришли непосредственно к крафту и что вкладываете в это понятие?

Всегда хотелось варить интересное пиво, глубже погрузиться в процесс сочетания вкусов, сырья, технологий производства, различных методов брожения, понимать тонкости и управлять всем этим. Крафтовое пивоварение как раз дает такую возможность.

При этом я не варю крафтовое пиво в том смысле, который в это понятие зачастую закладывают, я просто занимаюсь любимой работой. Крафт, на мой взгляд, это уже подход к производству и всей сопутствующей деятельности. Это люди на каждом этапе длинной цепочки, чья жизнь так или иначе с этим связана, это их собственные идеи, смыслы и возможность самовыражения.

Если я решу сварить лагер со своим видением, он не станет от этого называться крафтовым, хотя идея и подход к этому будет именно такими. Кстати, варить традиционные сорта в своей интерпретации мне крайне интересно, это своего рода неоклассика.

Сейчас у вас есть несколько проектов. Чем именно заняты в Ganza и Brewmen? Имеете ли отношение к Heineken до сих пор?

Сегодня моя работа сосредоточена в трех направлениях — развитие собственной пивоварни, консультация других пивоварен, и развитие смежных бизнесов, связанных с этим. В планах рано или поздно открыть свой бар или тапрум, так что изучаю теорию.

Ganza — наш с Артемом Гореловым, владельцем пивоварни Brewmen, контрактный проект. Мы на взаимовыгодных условиях начали сотрудничество — я курирую пивоварню, консультирую по всем вопросам, которые находятся в рамках моей компетенции. За это я имею здесь небольшие привилегии и скидку на производство. 

В Heineken я не работаю с 2016 года. Иногда консультирую в частном порядке, если попросят — по расчетам экстракта, некоторым технологические моментам, еще каким-то делам. Такая, факультативная история. В Brewmen официально я никакую должность не занимаю, консультирую пивоварню по вопросам организации производства, рецепты помогаю составлять, рекомендации даю.

Помимо этого консультирую еще ряд пивоварен — в Красноярске, в Краснодаре, в Самаре, Петербурге, Москве, Сочи. Опять же, если попросят, выстраиваю всю производственную цепочку, помогаю с документацией, если необходимо, еще что-то делаю. 

Какие преимущества дает опыт работы в большой компании? Как к этому относятся коллеги по крафтовому цеху?

Многие крафтовые ребята работали раньше в Heineken, «Балтике». Ничего постыдного в этом уж точно нет. Поэтому все позитивны в этом смысле. Негативных откликов я не встречал. Местные какие-то приколы зачастую бывают, но это абсолютно нормально, друг друга подкалывать.

Такой опыт дает преимущества, так как транснациональные компании учат организовывать производственный процесс, учат правильно расставлять точки контроля, расставлять приоритеты. В целом, систематизируют достаточно сложную и многообразную работу пивовара.

Как появился проект Ganza Brewery?

В прошлом году я принял решение уйти из «Бакунина». Как я уже говорил, мы познакомились с Артемом из Brewmen, нашли точки взаимовыгодного сотрудничества — он хотел найти человека, который бы консультировал производство на постоянной основе, а я хотел варить свое пиво.

Cейчас команда потихонечку растет. У меня появился, скажем так, штатный SMM-менеджер, который также занимается маркетингом, и дизайнер, с которым я ранее работал — она закрывает очень большое количество вопросов по печатным материалам. В том числе этикетки, плакаты и другая мелочевка. 

Что означает название Ganza?

Это был союз торговых городов основанный в середине XII века и просуществовавший до XVII века, который располагался на территории в том числе Великого Новгорода. Город официально входил в этот союз, и путь пролегал по современной Ленинградской области и Санкт-Петербургу. Целью союза было получение торговых привилегий на своей территории и расширение торговли за ее пределами. В свое время Ганза достаточно успешно отправляла различные товары между своими участниками, приобретала крепости, а опорой ей служили рыцарские ордены.

Я живу сейчас в Санкт-Петербурге, а производство Brewmen находится в Великом Новгороде, поэтому выбрать название Ganza было вполне уместно. Это такая дань традициям и древности, отражающая идею рыночных отношений. Также мне нравится, как обыграли логотип — средневековая башня, которая переходит в шишку хмеля. Написание конечно отличается от оригинала, но что поделать.

Вы запустили проект в прошлом году, как раз во время пандемии. Насколько тяжело это было?

Мы начали все же в конце 20-го года, когда пандемия чуть спала. Ну, определенно было непросто, скажем так. Хотя я и не скажу, что было сверхсложно, ведь по сути это моя стандартная работа, просто увеличилась зона ответственности и понадобилось расширить объем навыков, но в целом все остается в одной и той же области. Сейчас уже стало полегче.

Какую концепцию выбрали для пивоварни, на какую аудиторию рассчитываете?

Мы ориентируемся на более массовую публику, потому что крафт – это скорее не про само пиво, это про людей, объединенных одной идеей, про потребителей, про сам подход к производству и другие ценности. C такой точки зрения, я не вижу смысла делить людей на биргиков и кого-то еще. Кто-то хочет покупать продукты от больших компаний с их базовым качеством, вкусом и характеристиками, а кому-то хочется расширить свою палитру вкуса и получить новый опыт, более высокое качество. Вот на них я и нацелен.

Я считаю, что пиво должно понравится любому потребителю, который готов к эксперименту. Глубокие объяснения про стиль для этого не требуются. Получение знаний — дело добровольное, поэтому рассказывать подробнее стоит, если у потребителя возникают вопросы.

Какие стили представлены в нынешней линейке, какие планируются?

Есть New England IPA, также присутствуют различные ягодные и фруктовые сауэр эли, имперские стауты, как раз недавно презентовал в питерском «Биргике» один из них. Также выпускали совместно с Андреем Андреевым из Plague Brew эйсерглин — мид с кленовым сиропом, еще добавили корицу и мускатный орех.

На самом деле, я не хочу ограничиваться только пивом, мне интересны все продукты брожения — и мед, и сидры. Интересуюсь спонтанным брожением, будут эксперименты в этом направлении. В общем, все, что может бродить — рано или поздно окажется в производственном плане.

Какие каналы продаж задействованы? Есть ли в планах выход в торговые сети?

У нас дистрибуция активно развита в Москве и регионах, как правило в Питере мы отгружаем сами. В основном, конечно, это бары, со многими мы дружим достаточно давно по меркам малого бизнеса в России.

Выходить в крупные сети пока не планируем — на мой взгляд, мы еще недостаточно широко известны на рынке для этого. Сначала получим достаточное распространение среди аудитории любителей пива, а дальше уже из этого сегмента двинемся в большой ритейл.

Как контрактный пивовар, какие преимущества такой модели производства можете назвать?

В первую очередь — гораздо меньший объем инвестиций. Не нужно строить собственное производство, тратить на это время, что очень упрощает задачу. Во-вторых, это очень понятное финансовое планирование. Гораздо проще считать расходы, значительно более простая бухгалтерия. Отсутствие необходимости присутствовать на производстве — тоже преимущество, ведь на месте зачастую есть штатный грамотный технолог. В третьих, площадка очень сильно заинтересована в том, чтобы отдавать тебе качественный продукт, и очень много делает, чтобы это осуществить. Ведь они во всем цикле жизни пива являются производителем, а ты платишь сразу за объем готовой продукции. Для них это отсутствие «длинных» денег, что всегда является плюсом.

На фоне пандемии и связанных с ней негативных моментов, насколько велик интерес к контрактному пивоварению сегодня?

Спрос остается достаточно большим. Это лучший способ попробовать себя в этой сфере бизнеса или относительно недорого увеличить объем производства, если возникает такая потребность.

Планируете ли вы запускать свое собственное производство?

Да, конечно. Свое производство, это как, например, купить свою квартиру, а сейчас мы на съемной. Собственные мощности чуть снизят себестоимость продукта и прибавят понятных проблем, но с другой стороны это гораздо более четкий контроль процесса и расширенные возможности для эксперимента.

В течение ближайшего года хочется это реализовать, но все зависит, конечно же, от финансовых возможностей. Надеюсь, что следующим летом уже смогу отгружать пиво со своего собственного производства.

Во время работы в «Бакунине» вы участвовали в коллаборациях с зарубежными пивоварнями — например, Nogne O. Есть ли разница в подходе к работе у пивоваров в России и за рубежом?

Ну, на самом деле, нет. Что с зарубежными пивоварами, что с российскими — работать одинаково просто. Серьезной разницы нет, работу и одних, и других я оцениваю достаточно высоко. Каких-либо проблем не возникало. Главное прийти к понятной концепции сорта, и большинство моментов обговорить «на берегу».

Что из нынешних трендов вам интереснее всего?

Честно говоря, я не знаю, какие сейчас тренды. Мы варим, исходя из сезона, потому что, как мне кажется, рынок уже более или менее устоялся. Опять же, мы экспериментируем не только с пивом, что позволяет не фокусировать внимание только на одном продукте.

Например, один из новейших релизов – коллаборация с пивоварней Paradox, с главным пивоваром которой Владимиром Наумкиным мы работали какое-то время вместе в «Бакунине«. Это малиновый сайзер, если упрощенно — мед с яблочным соком и с добавлением малины, для нас обоих это небольшой эксперимент.

Пользуясь своим обширным опытом, какие советы могли бы дать начинающим крафтовым пивоварам?

Начинать и не бояться, думать в равной степени над реализацией и сохранностью продукта, который дойдет до потребителя, и для этого грамотно строить технологический процесс. А также грамотно управлять финансовой частью и операционной деятельностью.

Как бы много ни было энтузиазма, без соответствующей финансовой отдачи он быстро угаснет, а хаос в операционке сведет вас с ума и вы не получите должного удовольствия. Общайтесь с коллегами — пивовары люди достаточно открытые, экспериментируйте, не бойтесь неудач. Все остальное познаете в процессе, это очень интересно.