Люди
Вадим Тишкин и Дмитрий Соломатин, «Пётр Петрович»: «Каждое пиво — отдельная история»

Тульский ресторан-пивоварня «Пётр Петрович» был открыт в 2012 году и за прошедшие годы стал одним из гастрономических символов города. Кроме того, проект ярко проявил себя на российской крафтовой сцене. Многие помнят успех пивоварни во второй день Big Craft Day 2019, когда по сумме чекинов ее имперский стаут «Апельсиновая империя» получил самый высокий рейтинг. Сегодня релизы «Петра Петровича» время от времени появляются в топовых барах разных городов и также вызывают неизменный интерес.

Мы поговорили с главным пивоваром-технологом Вадимом Тишкиным и управляющим рестораном Дмитрием Соломатиным об истории «Петра Петровича», вовлеченности тульской аудитории в крафт, локальных фестивалях, интересе к новозеландскому хмелю, родной для Тулы томатке, перспективе баночных релизов и о многом другом.

Текст
Евгений Яковлев

Давайте вспомним, как начинался проект. Когда открылся ресторан, какая была изначальная концепция?

Дмитрий: Ресторан открылся 21 апреля 2012 года, так что «Пётр Петрович» уже отпраздновал десятилетие. Мы с Вадимом работаем здесь с первого дня. Ресторан находится на территории Центрального парка Тулы имени Петра Петровича Белоусова, это очень просторная и крутая локация. Я могу ошибаться, но, насколько мне известно, наш парк входит в десятку крупнейших парков Европы.

На тот момент все было просто — у нас в Туле не было ресторанов-пивоварен, вот мы и решили сделать первое заведение такого формата. Для этого в 2011 году мы заказали венгерское оборудование Agrometal. Изначально стали варить четыре классических сорта пива — светлый и темный лагер, венский лагер, пшеничный эль. В 2015 году нам удалось прибавить в площади и сделать две панорамные пристройки на втором этаже. Мы немного расширили кухню, что позволило увеличить объем производства.

Если говорить о концепции самого ресторана, то она не сильно изменилась. Мы стараемся, чтобы «Пётр Петрович» был местом для всех. К нам заходят просто поужинать в компании друзей, здесь отмечают семейные праздники, есть и люди, которые приходят именно попробовать какие-то интересные сорта пива.

Дмитрий Соломатин

Какими объемами сейчас располагаете?

Вадим: Парк емкостей у нас — 26 тонн, в среднем в месяц мы производим 15 тонн. Летом чуть больше, зимой чуть меньше. Варочник у нас на 500 литров, в силу этого каждый день мы делаем по две варки.

Давайте о сортах. Как двигались от лагерков и пшенички в сторону крафта?

Вадим: Вместе с оборудованием к нам приехал технолог из Венгрии Габор, который консультировал нас по базовым сортам. К слову, в силу прошедшего времени и с учетом вкусов наших гостей мы давно переработали почти все наши изначальные рецептуры, из первой четверки практически нетронутым остался только венский лагер. Ту же пшеничку мы сначала варили в немецком стиле, сейчас у нас это уже бельгийская история — добавляем цедру, кориандр. Кстати, наш витбир это один из лидеров продаж в ресторане.

Дмитрий: Да, с ним борется только классический светлый лагер.

Вадим: До 2015 года мы работали с этими четырьмя сортами, затем увеличение мощностей позволило нам расширить линейку. Сейчас у нас в ресторане всегда есть пять классических сортов и пять сезонных, которые мы постоянно меняем. Это могут быть барливайны, имперцы, сидр, мед… Все, что угодно в рамках нашего законодательства.

Дмитрий: Мы придерживаемся идеи, что из сезонных сортов всегда должно быть что-то охмеленное — APA, IPA, New England, — а летом обязательно держим какой-нибудь кислый сорт. Практически всегда у нас есть малиновый берлинер, который пользуется огромной популярностью.

Вадим Тишкин

Помните первый сорт, который был прямо-таки крафтовым?

Вадим: У нас изначально собралась команда с пытливыми умами, поэтому с первого дня у нас шли обсуждения из серии «а что будет, если мы сделаем вот так». Идеи были сразу, не сразу появились технические возможности для их регулярного воплощения. А первым нашим особенным, я считаю, что именно крафтовым сортом, был бельгийский бланш с персиком. Мы честно купили персики, честно их почистили, честно добавили на варку. Ну, я бы не сказал, что пиво получилось сильно персиковым, но где-то фоном что-то было.

Дмитрий: Самая интересная история из раннего у нас была с имперским стаутом в 2013 году. Мы тогда сделали совсем небольшой объем, порядка ста литров, и выдержали его на щепе, вымоченной в дымном виски Laphroaig. На тот момент в Туле такое пиво еще не могли особо оценить, поэтому мы контрабандой, на поезде, повезли кег в бар «Бакунин» в Питере.

Вадим: Мы привезли ребятам 20 литров и оказалось, что в Санкт-Петербурге такого еще тоже никто не пробовал. Имперец на щепе, вымоченной в виски Laphroaig тогда был прямо вау-историей. В итоге люди стояли в очереди на улице за нашим пивом, и кег разлетелся буквально за полчаса.

Также я помню, что изначально мы варили IPA в английском стиле. Пользовались американскими дрожжами, но хмель использовали британский — Fuggle, East Kent Goldings. Не вспомню точно, был ли тогда американский хмель в принципе доступен. Английские IPA получались совершенно другими, чем американские — хмель давал в основном горечь, землистость, не было такой яркой ароматики, поэтому это была довольно тяжелая для понимания история.

А если брать в целом, насколько хорошо сегодня аудитория ресторана встречает крафт?

Вадим: Раньше с этим было сложно. Как сказал Дмитрий, мы рады самым разным гостям, но заинтересованная именно в крафте аудитория у нас появилась с появлением самого крафта. В основном наш ресторан все-таки семейного формата, здесь нет никаких развлечений, люди приходят вкусно поесть и пообщаться. Скажем так, основная часть наших гостей приняла какие-то необычные сорта не сразу. Но сейчас мы видим, что растет интерес и к охмеленным, и к каким-то крепким вещам. Дмитрий упоминал наш малиновый берлинер, который неизменно пользуется спросом. Более того, когда что-то из сезонок пропадает, люди спрашивают, когда снова сварим.

Дмитрий: Кругозор расширяется и лояльность аудитории растет. И мы сами стремимся продвигать тему крафта у нас в ресторане. В том числе, через обучение персонала. Наш пивовар Евгений обучает работников зала, как правильно рассказать гостям о том или ином сорте, как его правильно подать и так далее. Разумеется, чтобы это не было сухой теорией без личного понимания, персонал также пробует все наши сорта.

Где помимо самого заведения сегодня можно купить ваше пиво?

Вадим: Для начала, у «Петра Петровича» есть еще пара проектов, которые расположены неподалеку. Это летнее кафе «Сандали» с грузинской кухней и мангал-бар «Уголек». Там наше пиво, конечно же, есть. Еще у нас работает небольшая сеть пивных магазинов Pivroom, там что-то от нас можно найти всегда. Наши лагеры всегда есть на кранах в рюмочной Lil Pil, это наши большие друзья. И вот сейчас открылось новое заведение, Tartroom, где мы также присутствуем. Это очень интересное место, которое я всем рекомендую посетить — бар с упором на кисляки и сидры. Для Тулы это крайне необычная концепция и ребята постарались сделать все на очень высоком уровне.

Что касается других городов, то мы отправляем пиво в дружественные бары — Share House и Lakmus в Москве, «Баланс белого», «Выдержка» и Dolphinwolf в Питере. Сейчас мы подписались с дистрибьютором World Beer Traditions и я вижу, что потихоньку наше пиво расходится по России. Видел чекины во Владимире в баре «Четырех пивоваров», в Ростове, где-то еще.

Дмитрий: В какой-то момент мы немного замкнулись в Туле, но теперь стремимся повысить свою узнаваемость в других городах. Проблем с продажами у нас нет и мы могли бы успешно реализовывать весь объем здесь, но считаем, что нужно идти в ногу со временем.

Вадим: Да, все-таки Тула не Москва. Нам интересно мнение людей, которые ходят в разные заведения по стране, нам важно знать, что сейчас в моде, что интересно биргикам. Без выхода на большой рынок этого не получится.

Сильно следите за текущими трендами? Что наиболее интересно, что наоборот не очень приветствуете?

Вадим: Следим, конечно, нельзя не следить. Если говорить о стилях, то сейчас мне очень интересны нью ингланды, с которыми мы в последнее время активно экспериментируем. Имперцы тоже всегда в моем личном топе. Но если брать шире, то самое интересное для меня — моменты, когда я начинаю думать, что уже все понял о том, как сварить тот или иной сорт, и тут вдруг узнаю, что есть еще куча нюансов и это можно сделать совершенно по-другому. Думаешь, что за десять лет работы ты уже должен изучить все, а тут оказывается, что ты очень многого и не знаешь. В этом плане мне интересны все стороны крафтового направления, везде есть чему поучиться.

Не приветствую я сегодняшнюю узконаправленность рынка. Как бы я ни любил нью ингланды, складывается впечатление, что сегодня их чуть ли не приходится варить всем, потому что какой-то другой сорт могут не принять, а хэйзик точно продастся. То же самое с пастри-стаутами. Еще я не понимаю всяческие супы, томатки, смузи. Это модно, это продается, но это точно не то, что нам интересно было бы делать. Да и оборудование у нас на это не особо рассчитано.

Как же так, на родине томаток — и ни одной томатки? Уверен, что такой релиз от «Петра Петровича» разошелся бы вмиг.

Дмитрий: У нас была одна, в коллаборации с Lil Pil, называлась «С широко залитыми томатами». Это созвучно слогану рюмочной «С широко залитыми глазами». Но это был совсем небольшой объем. Просто в самом «Петре Петровиче» спроса на такой сорт, вероятнее всего, не будет.

Вадим: Сейчас томатку не сделал только ленивый. Я даже не знаю, какой томатки еще не было, наверняка, если начну придумывать рецептуру, мне скажут, что такая уже есть. К тому же, как мне кажется, что это история все-таки больше не про розлив, томатка лучше будет смотреться в банке с ярким дизайном. У нас для этого пока нет возможностей.

Но вообще, мы сейчас обсуждаем, и я начинаю задумываться. Может, когда-нибудь и выпустим томатку. Наверное, созреем тогда, когда она уже модной быть перестанет.

А что из интересного, но не очень популярного так навскидку сразу приходит на ум?

Вадим: Например, недавно мы выпустили имперский пилснер «Богемская империя». Я до этого крепких пилснеров никогда не пил, поэтому делал его в соответствии со своим видением того, каким должен быть этот стиль. Сварили его с двумя отварками, охмелили классическим Saaz и Premiant. Получилось интересно. Да, неоднозначно, но мы результатом довольны.

Еще несколько лет подряд мы делали барливайн с бреттами, на мой взгляд, тоже не самая распространенная история. Из дикого был еще крепкий десятиградусный сидр «Весь этот бретт», который бродил практически год, получилась очень интересная аутентичная вещь.

А вообще, моя главная мечта как пивовара — сварить идеальный в моем понимании лагер. Как не раз говорилось, в этом пиве нечем прикрыть косяки, поэтому оно самое сложное.

Заметно, что у последних релизов стал появляться индивидуальный дизайн, не просто лого ресторана. Кто занимается этим направлением?

Вадим: Наши друзья Владимир и Аня из «Пиврума» с этим помогают. Да, наши австралийско-новозеландские нью ингланды с вомбатом и квоккой на этикетке очень хорошо встретили, «Богемская империя» тоже очень хорошо выглядит. Помимо визуальной части, мы стараемся придумывать к каждому сорту какую-то историю, ведь в этом и заключается крафт. Каждое пиво — отдельная история. И в Untappd сорт с цельной концепцией смотрится лучше.

Сами активно пользуетесь «тапком»?

Вадим: Я скорее «смотритель». Если бы чекинил все сорта, которые пил, сейчас у меня бы уже было порядка 10 тысяч, но я за этим не гонюсь. Скорее мне интересно просто посмотреть топы пивоварен, какие оценки кому ставят и что пишут. Чекины нашего пива отслеживаю, конечно, особенно внимательно. Более того, даже если ставят, например, «тройку», но отзыв развернутый и содержательный, я обязательно его прочитаю. Возможно, приму что-то к сведению, если речь не идет о чистой субъективщине.

Дмитрий: Untappd — штука хорошая, веселая и интересная, но слишком большого значения мы ему не придаем. Мы идем своим путем.

Дизайн этикетки сорта «Богемская империя»

Коснулись темы банок. Сейчас у вас только кеги? Есть планы как-то решать этот вопрос?

Вадим: Именно так, сейчас мы разливаемся только в кеги, так как нет технической возможности лить в банку. В нашем помещении просто некуда поставить линию. Варианта развития в этой истории два. Относительно несложный — с кем-то законтрактоваться, чтобы там наше пиво варили и там же разливали. Но в Туле таких площадок нет, значит, надо постоянно ездить условно в Москву или Подмосковье, чтобы все контролировать, а это требует времени и сил. Вариант второй, сложнее — найти у нас в городе помещение, чтобы сделать там еще одну небольшую пивоварню, уже с линией розлива. Здесь уже вопрос в довольно больших тратах с учетом нашего беспокойного времени.

Но есть же еще небольшие полуавтоматические линии, которые вроде бы и работают неплохо, и много места не занимают, и вложения, соответственно, вполне умеренные.

Вадим: Я был на разных пивоварнях, посмотрел подобное оборудование. Не хочу никого обидеть, но выглядит это все довольно кустарно. Просто мне не хочется краснеть за свое пиво, а я не могу быть уверенным, что тот же нью ингланд на таком розливе не подхватит кислород и через неделю не потемнеет. По моему мнению, если лить в банки, то крупными партиями и на хорошем автоматическом оборудовании.

Расскажите немного о вашем сидровом направлении, какого плана сорта у вас представлены? По какой технологии производите этот напиток?

Вадим: Сидром мы занялись давно, изначально в порядке эксперимента просто сбраживали в кастрюле базу из концентрированного сока. На сегодняшний день сидр у нас представлен всегда — есть классические вариации, есть версии с фруктовыми добавками, есть что-то совсем экспериментальное. Например, мы делаем джин-версию с аутентичными для этого напитка специями, как-то выпускали крепкий сидр с каркаде и изюмом, вымоченным в портвейне.

Для производства мы покупаем сок прямого отжима. К сожалению, начинать процесс прямо с переработки яблок наши технологические возможности не позволяют. Купленный сок мы дополнительно пастеризуем, так как я сторонник контролируемого брожения, и сбраживаем сидровыми дрожжами. А дальше уже на этой базе что-то делаем.

Также у вас есть медовая история. Сильно мешает в этом плане законодательное ограничение по крепости напитка?

Вадим: Безусловно, на базе меда можно было бы делать много интересных именно крепких вещей. И у нас есть ребята, которые такие вещи делают — взять тех же Alcove, которые ничем не уступают «Суперстишену». Но увы, пока условия такие, какие они есть. Тут два пути — либо покупать лицензию слабоалкогольные напитки, которая стоит очень больших денег, либо стараться как-то ограничение обходить, но это все на свой страх и риск. Мы делаем миды в пределах разрешенных шести градусов и тоже стараемся в этом направлении экспериментировать. Делали с различными фруктами, с зефиром, настаивали на щепе. Хочется надеяться, что законодательство в плане крепких мидов все-таки со временем смягчится.

Вадим Тишкин на Big Craft Day

Как я помню, вы участвовали во всех Big Craft Day, на каких еще фестивалях успели побывать? Насколько для вас это важная составляющая?

Вадим: Да, мы были на всех Big Craft Day, начиная еще с того, который был в «Ролл Холле», а не в Гостинке. При этом мы не отправляли никаких заявок, просто в какой-то момент мы ходили по барам, общались с людьми, и вот нас позвали. C BCD связаны самые приятные воспоминания, особенно мы гордимся историей на фестивале 2019 года, когда наш имперец с апельсином «Апельсиновая империя» получил самый высокий рейтинг по сумме чекинов посетителей.

Еще мы дважды побывали на Lobotomy Day в Питере. Сами не ездили, но отправляли пиво на GUSI Fest в Новосибирск, который организует Сергей Цуркан. Очень тогда переживали, нормально ли все доедет. Да в целом, если нам предлагают поучаствовать, мы стараемся не отказываться, наоборот, стараемся или сами приехать, или отправить что-то интересное.

Расскажите немного об «Апельсиновой империи», как появился легендарный сорт?

Вадим: Не вспомню, варили ли мы его специально под фестиваль или он уже продавался какое-то время в ресторане, но идея пришла ко мне, когда я купил на завтрак печенье с апельсином, залитым шоколадом. Это было очень вкусное сочетание и я решил, что нам нужно такое пиво.

Забавно, что примерно в одно время с тем Big Craft Day мы ездили на фестиваль в Таллин и туда кто-то тоже привез апельсиновый имперец. И у них крутая штука была, но мы были прямо горды тем, что уже такое делали.

Кстати, сейчас у нас уже есть в планах две новых «Империи» с очень интересными сочетаниями вкусов. Скоро всех удивим.

«Апельсиновая империя»

Летом в Туле состоялся небольшой крафтовый фестиваль с вашим участием. Какие впечатления от него? Есть ли мысли провести что-то локальное самим?

Вадим: Фестиваль вышел небольшим, камерным, в целом довольно приятным. Впечатление подпортило то, что в последний момент власти не разрешили провести его на улице, как изначально планировалось, и всех загнали в абсолютно невентилируемое помещение. Из-за этого эмоции у людей от фестиваля были разные, это можно понять, но организаторы в этой ситуации ничего поделать не могли.

Мы не раз думали провести что-то свое, нам это интересно. Но в последние года три постоянно случается что-то такое, что точно приходится эти мысли откладывать и думать о чем-то более важном. К тому же, любое массовое мероприятие требует огромного количества согласований. По этому поводу мы общались с теми же ребятами из тульского «Самовара» еще до фестиваля, они там сильно с этим намучились. И как показала ситуация, в последний момент все еще неожиданно могут и переиграть.

Учитывая, в каком классном парке вы находитесь, фестиваль в этой локации прямо-таки напрашивается!

Вадим: Как раз в парке это совсем маловероятно, если только внутри ресторана. Могу вспомнить историю, которая случилась лет пять назад. В апреле мы всегда отмечаем день рождения «Петра Петровича», приходит много народу, играют музыканты, все радуются и веселятся. В тот раз мы решили этой большой компанией пройтись по парку и на добровольной основе повесить на деревья скворечники. И вот мы идем, общаемся, веселимся, и тут видим — нам навстречу наряд полиции. «А что это вы тут такое несанкционированное делаете?». Думаю, пример исчерпывающий.

Первый день рождения «Петра Петровича»

Вполне. Что же, будем надеяться, что получится что-то провести. Еще один вопрос о проблемах — в прошлом году столкнулись с перебоями в поставках чего-либо?

Вадим: Главной проблемой для нас стал солод. Все десять лет до этого мы работали на Weyermann, вот он ушел и нам пришлось полностью перестраиваться. Но надо сказать, что этот момент нас многому научил и мы смогли полностью адаптироваться к новым условиям. Сейчас базовый солод у нас российский «Суффле», из специальных используем бельгийский Castle Malting и британский Crisp. Такая теперь сложилась многонациональная солодовая история. С хмелем особых проблем не было — классическая Германия и Чехия в итоге никуда не пропадали, разве что Америка немного подросла в цене.

Недавно вы запустили серию нью ингландов на новозеландском и австралийском хмеле. Чем интересны сорта именно из этого региона?

Вадим: Да, наши «Вомбат» и «Квокка» доезжали в том числе до Москвы. Тема с Новой Зеландией и Австралией очень интересна тем, что хмель там настолько крутой, настолько аутентичный и настолько другой, что его просто не с чем сравнить. На Америку это совсем не похоже. Nelson Sauvin это вообще хмель номер один в моем личном топе. А в «Квокке» мы попробовали хмель Nectaron, которого у нас на рынке практически нет, причем в виде хмелевого масла. Получилось очень необычно.

New England IPA на новозеландском хмеле Wombat's Kiss

Готовитесь к маркировке? Какие-то последствия для себя уже просчитывали?

Вадим: Мониторим, смотрим, но пока отложили этот вопрос до марта. Вряд ли маркировка нас сильно заденет, объемы у нас небольшие, поэтому какие-то супер-скоростные принтеры нам не нужны. А вот большим ребятам эта мера головной боли точно добавит. Смысла в введении маркировки я не вижу, это абсолютно избыточная инициатива — уже есть ЕГАИС, который со всеми теми же задачами справляется.

Эта история напоминает ситуацию с введением счетчиков несколько лет назад, когда пивоварни с объемом больше 300 тысяч декалитров обязали их ставить. Нас тоже заставили купить счетчик, мы потратили на него порядка 400 тысяч, а потом меру отменили и нам еще стоило усилий его обратно сдать.

Много ли было у вас коллабов? Есть что-то в планах?

Вадим: У нас давно была коллаборация с Green Street Brewery. Варили IPA на Nelson Sauvin, как раз тогда меня пробило на этот хмель. Был еще баночный релиз «Анклав Равновесия» с «Бакуниным», нью ингланд на El Dorado и Galaxy. Это тоже было давно, тогда еще Владимир Наумкин там работал. Из крупных ребят на этом все. Мы часто коллабимся в Туле с нашими друзьями — с Lil Pil и с «Пиврумом» уже было несколько релизов. Интересно бывает что-то сделать вместе с домашниками. Многие из них ребята замороченные и порой знают даже больше, чем профессиональные пивовары. И многие крафтовые пивовары ведь как раз из домашников и вышли.

Дмитрий: Договоренностей на коллабы у нас сейчас нет, но мы всегда им рады. Единственное — мы не может пригласить к себе, так как у нас нет розлива, а так мы за любое общение и обмен опытом.

Давайте напоследок короткой строкой об основных планах, которые наметили на 2023.

Вадим: Планы простые — активно общаться с людьми в нашем крафтовом обществе, заводить новые знакомства, устраивать что-то интересное. Этой зимой мы проводили презентации в Москве и в Питере, планируем не останавливаться. По возможности будем прорабатывать вопрос с розливом, возможно заодно немного расширим производство.

Дмитрий: Будем дальше делать качественный продукт и доносить его до людей. И всех ждем в гости в «Пётр Петрович»!


Также не пропустите наш путеводитель по крафтовым местам Тулы.