Люди
Азис Балтыбаев, Time Bomb Brewery: «Не варим ничего просто из-за моды или больших продаж»

Питерская контрактная пивоварня Time Bomb Brewery существует с 2018 года. За это время проект отметился семью десятками релизов, участием в главных фестивалях страны и рядом ярких коллабораций.

Мы поговорили с главным пивоваром Time Bomb Brewery Азисом Балтыбаевым о концепции проекта и роли в нем панк-рока, отношении к текущим трендам на рынке, злободневных сложностях с сырьем, современном видении крафтовых баров, проблеме с крафтовыми лагерами и о многом другом.

Текст
Евгений Яковлев

Для начала немного о том, чем занимались до проекта, что и когда привело на путь пивоварения?

В декабре Time Bomb Brewery исполнится уже пять лет, всё это время мы являемся контрактной пивоварней. Начинали мы втроём — я, Максим Емельянов и Миша Козлов.

Интерес к пиву у всех нас был давно. Максим, например, больше меня разбирается в крафте — он постоянно что-то тестит, чекинит и так далее. У Миши был в Великом Новгороде бар «Самовар», а до этого совместно с Александром Штыковым из «Диеты» он открыл в Питере бар «2x12» — одно из первых мест, где в городе появился крафт. В свое время Гриша Бубен из «Заговора» возил туда плацкартом кеги.

Я сам девять лет проработал на большом производстве, делал там масс-маркетовые сидры и медовухи и в какой-то момент параллельно занялся домашкой. У меня тоже был свой небольшой барчик — «Повторить?» на Радищева, недалеко от «Трапписта». Там мы с Максом спелись, начали как раз тестить мои домашние опусы. С Мишей к тому моменту мы были уже сто лет знакомы, даже не помню уже как познакомились, скорее всего на каком-нибудь панк-рок концерте.

Потом мы участвовали в конкурсе домашних пивоваров в 2018 году, получили там награду за медовуху. Мы решили, что у нас стало неплохо получаться и сварили первый сорт по контракту — Taste of Time. Поставили его в «Пивной диете», можно сказать, что как Time Bomb Brewery мы стартовали там, поэтому к нашему пятилетию в декабре обязательно сделаем там мероприятие.

Азис Балтыбаев, Максим Емельянов, Михаил Козлов

Кто входит в команду Time Bomb Brewery сегодня?

В связи с обстоятельствами, которые сложились из-за текущей ситуации в стране, Миша нас покинул и сейчас живет не в России. Мы продолжаем поддерживать дружеские отношения, но проектом теперь занимаемся вдвоем. Макс взял на себя продажи, маркетинг и всю документацию, моя основная задача — варить пиво.

На сегодняшний момент у нас обоих есть основная работа. Я занимаюсь поставками сырья для пивоварения и технологическими консультациями для заводов в компании Beer Resource, Макс занят в IT, в сфере электронно-цифровых подписей. Правда, он постоянно намеревается уходить и полностью переключаться на пивоварню, так как времени стало не хватать.

Time Bomb Brewery на Craft Event

Какой линии придерживаетесь в плане флагманских стилей пивоварни?

У нас с самого начала есть концепция — не варим ничего просто из-за моды или больших продаж. По этой причине мы принципиально не будем выпускать супы, томатки и так далее — мне просто не нравится такое пиво, как бы хорошо оно не продавалось.

Мы варим то, что мы сами бы взяли в баре. В первую очередь, это ипашки — например, у нас есть серия монохмелевых вест костов новой школы. Технология производства не совсем та же, что у классических Red Machine и «Атомной прачечной», мы применяем фишки, которые используются при создании нью ингландов. Но нам важно, чтобы пиво было чистым и прозрачным — мутные вест косты я лично не приемлю, хоть это, в общем-то, и допустимо.

Делаем и нью ингланды, и кисляки. В последние пару лет начали играться с лагерами, недавно выпустили традиционный гозе, раухбир. Иногда хочется сделать что-то супер-странное. Вспоминается, например, наш сэзон с морошкой в коллабе с Lux In Tenebris. Или мёд на дубовых чипсах вымоченных в Jack Daniels с ванилью и корицей, который мы сделали вместе со Snowcap Brewing. В таких релизах нам интересен сам эксперимент, что в итоге получится, как это продастся — вопрос не первого порядка.

Нам важно, чтобы пивоварня оставалась в первую очередь нашим фан-проектом и мы могли позволить себе варить, что хочется нам. Поэтому охватить все существующие тренды не пытаемся.

У вас в линейке также немало мидов, насколько интересен этот напиток?

В начале наших варок мы довольно часто делали миды, это очень интересное направление. Но наши коллеги по цеху сейчас очень сильно выросли в этом направлении. И на контракте сложно с ними конкурировать, в крепких выдержанных вариантах — нереально. Думаю, в дальнейшем мы будем периодически выпускать некрепкие сорта.

А какая концепция в отношении нейминга и визуального стиля? Что означает само название Time Bomb Brewery?

Всё упирается в панк-рок. На этой почве мы познакомились с Мишей и Максом, эта история объединяет нас с ребятами из Sabotage и Zagovor Brewery, которые тоже вышли из панк-рок сцены. А название Time Bomb отсылает к нашей любимой группе Rancid — это один из хитов этой банды.

Изначально визуальным стилем у нас занималась художница Наташа, известная в российской комикс-сфере. Она нарисовала наш мультяшный логотип и все первые этикетки были в такой комиксной стилистике. Потом мы сотрудничали с разными интересными дизайнерами. Например, нам рисовала этикетку девочка панк-рокер из Польши. Сейчас у нас есть постоянный иллюстратор Яна, которая рисует основную часть этикеток.

Какими объемами сейчас располагаете, где можно найти ваше пиво?

В среднем, каждый сорт у нас — две тонны, в месяц выходит шесть, если варим какой-нибудь коллаб — бывает восемь. Продаемся мы в основном в крафтовых барах или заведениях какого-то смежного формата. В Питере занимаемся продажами сами, в Москве и на Урале у нас есть пара дистрибьюторов, поэтому наше пиво можно найти по всей стране.

На каких площадках сейчас варитесь? Появились ли дополнительные сложности для контрактных пивоваров в свете нынешней ситуации?

Мы успели много где повариться, сейчас основной объем делаем на «Ганзейской пивоварне». Это достаточно известная площадка в Петербурге, там много кто варится — например, можно назвать Paradox. Мы крайне довольны сотрудничеством, там работают очень хорошие ребята — Полина, привет! Какие-то моменты по варке можем обсуждать в телеграме или по видео и быть спокойны за результат.

Каких-то новых специфических проблем для контрактников в последние полтора года не возникло, все сложности — экономического характера, поэтому они касаются всех. Всё дорожает, от алюминиевых банок до красок для печати этикеток, не говоря уж о сырье.

Ты работаешь с сырьем не только как пивовар, но и как поставщик. Как выглядит ситуация с этой точки зрения?

Многие поставщики решили уйти с российского рынка и это создает большие проблемы. Ушел самый популярный американский поставщик хмеля Yakima Chief Hops, приходится искать альтернативы. Раньше мы варили пиво только на британском солоде Crisp, теперь он пропал. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась и купить можно практически всё, но цены на многие виды сырья улетели в космос, поэтому тот же импортный солод приходится заменять российским.

Российский солод на сегодняшний день можно назвать полноценной альтернативой импортному?

Начнем с того, что у нас есть несколько крупных производителей солода. В первую очередь, «Курский солод». Отзывы о нем слышны разные, из чего можно сделать вывод, что качество плавает.

Далее, в Питере есть завод «Суффле». В Beer Resource мы занимаемся поставками этого солода. Так как предприятие относится к большой международной группе, там соблюдается мировые стандарты качества и получается очень неплохой базовый солод.

Дело еще в том, у российских производителей пока нет широкой линейки спец. солодов, в любом случае приходится разбавлять импортными. Бывает так, что для сорта нужна цветность 60, берешь российский карамельный солод и не можешь попасть в нужный показатель. Есть проблемы со спец. солодами, а базовые бывают очень хорошие.

А если брать общую картину по рынку крафта, как бы ты ее охарактеризовал за прошедший год-полтора? Как повлиял отъезд части аудитории?

Пришлось перестроить логистические цепочки, сбыт, но в целом идет рост. Многие экономисты отмечают, что рынок общепита вырос, так как люди не имеют возможности куда-то поехать отдыхать и тратят деньги дома на какие-то хобби, в том числе на походы в кафешки, в рестораны. Это отразилось и на рынке крафтового пива. В прошлом году большой подъем выпал на август-сентябрь, но его подкосила мобилизация, когда многие уехали. Не секрет, что многие переехавшие айтишники — большие фанаты крафта, поэтому наблюдалось серьезное падение. Но сейчас это как-то заместилось, в бары ходит как минимум не меньшее количество людей.

Стало ли активнее импортное направление в связи с перемещением?

Дистрибьюторы сейчас стараются открывать свои представительства в сопредельных странах, появляются новые крафтовые бары. На наше пиво есть запрос, но так как юридически мы выкупаем готовое пиво у завода, пока сложновато отправить его за границу с юридической точки зрения. Хотя опыт у нас есть — в свое время какое-то количество нашего пива отправляли в Данию. Будем думать, как это организовать сейчас.

Наводит на разговор о сложностях контрактного пивоварения и о том, как с ними справиться. Кардинальный метод это, конечно, открытие своего производства. Есть мысли, а может быть и конкретные планы в этом направлении?

Здесь двоякая ситуация, мы время от времени к этому вопросу возвращаемся и у нас бывают прения. С одной стороны, есть люди, готовые вложить деньги в пивоварню. С другой, у нас в первую очередь некоммерческий проект. Нам нравится ни от кого не зависеть, мы вольны в своих действиях и не привязаны к продажам и чему-то ещё.

Сейчас нельзя сказать, что мы до конца определились, в каком направлении мы хотим развиваться. К тому же, ситуация сейчас такая, что прогнозировать даже на месяц вперед не получается, поэтому пока будем делать, как делали, а там уже посмотрим. Если всё стабилизируется, устаканится, и у нас будет такое желание — можно будет заняться поиском инвестора.

Если немного перефразировать вопрос — переход в какой-то момент на свои мощности ты считаешь обязательным шагом на пути пивоварни?

Не думаю, ведь тому же «Бакунину» или Paradox отсутствие своих мощностей не мешает быть большими производителями с серьезными объемами. Просто варить пиво на контракте сложно в финансовом плане, ведь мы платим за аренду оборудования по времени. Из-за этого делать некоторые сорта получается слишком затратно. Например, наши друзья Brewlok известны своими выдержанными в бочке стаутами. На арендованных мощностях держать пиво год будет нереально дорого, мы себе этого позволить не можем.

Немного коснемся самого понятия крафт. Всё больше слышно разговоров о том, что слово девальвировалось в последние годы и потеряло какое-либо смысловое наполнение. Что думаешь по этому поводу?

Я недавно слушал подкаст «Два пива, пжлст» с Сашей Лютым, он там отмечал, что «крафт» сейчас лепят везде, но никто не может объяснить, что это такое. Лет семь назад это слово было чем-то новым, модным, но сейчас оно уже стало заезженным и потеряло актуальность.

В Америке существует какой-то формальный набор пунктов, по которому пиво является крафтом или нет. Если бы у нас было что-то подобное, условно на законодательном уровне определено — в слове было бы больше смысла, а так я не вижу в нем сегодня необходимости.

Про моду. Как ты считаешь, о моде на крафт еще можно говорить или такое пиво уже стало общепринятой частью жизни?

Я думаю, для молодой аудитории это по-прежнему модно. Но в то же время такое пиво действительно сейчас очень широко представлено повсюду, это уже не такая нишевая вещь. Даже в каких-то глухих деревнях уже знают про крафтовое пиво и это очень хорошо. Интерес растет повсеместно, и если раньше крафт ассоциировался как раз с условной молодежью, сейчас мы видим, что всё больше людей постарше начинают интересоваться таким пивом. Если резюмировать, главная тенденция сейчас — то, что у крафта появляется большая аудитория, никак не связанная с биргиками.

Презентация Time Bomb Brewery в баре Kiosk

Как считаешь, со всё большим распространением крафта, не становятся ли понятия «обычный бар» и «крафтовый бар» взаимозаменяемыми и хорошо ли это? Если не брать, конечно, старые прославленные места.

Крафтовое пиво становится широко востребованным и сегодня оно есть в любом стейкхаусе, даже в каком-нибудь шалмане, направленном на немецкую кухню, наверняка будет стоять холодильничек с каким-то количеством банок и бутылок. За последние два-три года я не припомню ни одного нового бара в Питере, который был бы крафтовым в таком олдскульном воплощении, с акцентом именно на широкий выбор пива. Сегодня в любом районе есть МРПшка, где ты можешь купить то же самое пиво, поэтому такая концепция уже не будет успешной.

Работают смешанные форматы, где важную роль играет кухня. Люди хотят поесть и просто выпить вкусного пива — это нормально. Я считаю, что это хороший показатель роста рынка.

Но не будем забывать про устоявшиеся крафтовые бары, которые прекрасно продолжают работать. У меня есть несколько любимых мест, где с годами уже сложилась своя неповторимая атмосфера. Туда я с удовольствием хожу именно пить пиво, как во времена, когда такие бары только появлялись.

А чего не хватает сегодня на рынке лично тебе? Каких изменений бы хотелось?

Мне не нравится засилье томаток, супов, смузийных кисляков. Иногда приходишь в бар и не можешь найти нормальный IPA. Не хочу никого обидеть, но есть явная тенденция. Появляется новая пивоварня и первое, что выпускает — пять пюрешек на одной базе, так как они сто процентов зайдут на рынке. Я это связываю с тем, что многие посетители баров не хотят пить пиво, они хотят какие-то фруктовые коктейли, поэтому у смузи такой бешеный рост.

Другая проблема — по-прежнему мало приличных лагеров и пилснеров у крафтовых пивоварен.

Нет ли в проблеме с лагерами чисто финансовой составляющей? Просто трудно аргументировать потребителю, почему цена крафтового лагера в X раз больше, чем у привычного масс-маркета.

Когда небольшая пивоварня делает лагер, он неизбежно будет дороже, чем лагер от крупного завода просто в силу объемов. Многие люди понимают, что крафтовые пивовары не пытаются озолотиться, а просто не могут по-другому, многие — не понимают. Нас иногда спрашивают об этом на презентациях, стараемся объяснять, но никогда не пытаемся кого-то в чем-то переубедить. Пусть рынок сам всё расставит по местам.

И люди все-таки приходят к классике, чаще всего когда уже пресытились разными дикими экспериментами. Среди пивоваров я такое часто замечаю, многие хотят пить обычное нормальное пиво. Так или иначе, ты устаешь от всей этой хвойной истории, соковой истории — хочется простую питкую позицию.

Получается забавная ситуация. Рынок движется в две противоположные стороны. С одной стороны — к упрощению, к классике, с другой — к корюшке с малосольными огурцами и другим отмороженным историям, которые я не могу понять.

Мимоходом коснулись темы оценок в Untappd. Насколько животрепещущая для вас тема?

Кто бы что ни говорил, в начале это животрепещущая тема для любой пивоварни, и мы не исключение. Но сейчас у нас с Максом разное отношение к «тапку». Макс следит и переживает за оценки, а я стал относиться безразлично. Уже пару лет я сам практически ничего не чекиню, только иногда захожу посмотреть какие-то сорта.

Первое время я все отзывы принимал близко к сердцу, но с определенного периода перестал реагировать. Когда количество чекинов пивоварни переваливает за 10 тысяч, так остро оценки уже не воспринимаются. Да и как быстро заработать хороший рейтинг в тапке — мы уже обсуждали. Оценка у смузика всегда будет выше чем у хеллеса, к которому я отношусь гораздо серьезнее.

Сентябрь в Питере выдался горячим на события. 2 сентября прошел AA Fest Андрея Андреева, 9-го числа при вашем участии в организации состоялся мини-фест «Заливная». По горячим следам, поделись впечатлениями об этих событиях.

Давай начнем с AA Fest. Все очень стильно, красиво, дорого-богато. Фестиваль крутой, с очень большим потенциалом. Я бы отметил два момента, которые порекомендовал бы учесть на будущее. Во-первых, на мой взгляд, рекламировать событие стали довольно поздно, в силу чего посетителей было меньше, чем могло бы быть. Во-вторых, в следующий раз хотелось бы, чтобы за стендами все-таки стояли сами пивовары, так как из-за того, что работали волонтеры, были некоторые моменты недопонимания у посетителей.

Про «Заливную». У нас в Петербурге сложилась своя тусовка дружественных пивоварен — мы, Switch Brewing, Snowcap и «Диета». В этом году в «Заливной» участвовали мы втроем, у «Диеты», к сожалению, не получилось.

У нас есть общие знакомые которые снимают в Репино, на берегу Финского залива, виллу Голике. В этом доме в свое время жили шведские и финские писатели, еще там недавно снимали некоторые сцены из сериала «Король и шут». Мы с Максом как-то просто приехали туда попить пива у залива и решили, что надо провести что-то в этом живописном месте.

«Заливная» это не то, чтобы фест в полном смысле, это больше ивент на природе в кругу друзей. Пообщаться, попить пива под хорошую музыку. Мы пригласили офигенного шеф-повара, позвали знакомых диджеев, всё прошло очень душевно. Хотя не без огрехов, мы не ожидали, что приедет так много народу, но никаких эксцессов не было.

Планируем в следующем году сделать событие уже посерьезнее. Надеемся, что в этот раз все-таки присоединится «Диета», позовем еще питерских ребят. Наши друзья из «Заговора» и Sabotage тоже уже готовы приехать. Устроим что-то интересное.

В целом, активно прошел фестивальный сезон в этом году?

В этом году мы были еще в Питере на «Лобо», екатеринбургском Ural Craft Fest, также ездили на «Самовар Крафт Фест» в Тулу. Это молодой фестиваль, проходил второй раз. Нам очень нравится сама Тула, любим гулять там по набережной. Ребята-организаторы молодцы, очень стараются, мы их всячески поддерживаем.

Стараемся кататься везде, для пивовара фестиваль это незаменимый опыт. Правда, не везде получается доехать самим, иногда просто отправляем кеги. Вот пока никак не срастается с фестом в Новосибирске, надеемся все-таки там побывать лично.

Lobotomy Day' 23

У вас приличное количество коллабов. Как считаешь, сегодня сорт от нескольких пивоварен по-прежнему вызывает повышенный интерес или отношение к таким релизам ровное?

Коллабов у нас действительно довольно много. Иногда мы пользуемся этим в корыстных целях, чтобы приехать к кому-то и свариться, ведь, как я уже говорил, контрактное пивоварение накладывает на нас определенные ограничения.

Насчет ажиотажа и коммерческого успеха именно коллабов — не знаю. Выпустим мы сегодня пиво только под своим лейблом или вместе с кем-то — вряд ли это напрямую повлияет на продажи. Хотя конечно, в свое время коллаб с тем же «Заговором» был для нас большим шагом вперед и многие о нас узнали благодаря нему.

Мы стараемся делать коллабы с ребятами, с которыми нам интересно общаться не только по деловым вопросам. Для нас это повод приехать, провести вместе время и заодно заварить коллабчик. Так что за каким-то хайпом или продажами мы таким образом не гонимся.

Еще коллаб — хорошая возможность научиться чему-то новому. В индустрии хватает толковых ребят, которые знают о пивоварении больше нас. Всегда полезно узнать что-то о нью ингландах у Саши Коробкова из «Заговора». Или вот мы выпустили уже третий или четвертый коллаб с Black Cat Brewery. Ребята шарят в смузи-теме, мы пока еще в начале этого пути, у них тоже есть чему поучиться.

Time Bomb Brewery на Brewlok

А коллабы с представителями смежных отраслей — музыканты, художники, streetwear какой-нибудь — насколько перспективны для продвижения индустрии?

Это хорошее сотрудничество, оно расширяет аудиторию. Наш пивоваренный круг так или иначе ограничен — достаточно взглянуть, сколько подписчиков у пивоварен в инстаграме, запрещенном на территории Российской Федерации. У музыкальных групп и брендов одежды совсем другие цифры, и пиво со знакомым лейблом среди их аудитории разойдется большим объемом просто из-за этикетки. Я не знаю, сколько это может стоить, но если, допустим, выпустить пиво «Алиса» — туда можно налить всё, что угодно и продать его сколько угодно.

Удачный пример был у Brewlok — они выпустили пиво с воронежским «Факелом». Это история нарасхват, фанаты команды в любом случае будут его брать. Не могу даже предположить, сколько мог бы запросить «Зенит» за использование своего имени. Мы, наверное, за всю жизнь столько не заработаем. Но пиво с таким громким именем можно продавать бесконечно любыми тиражами.

У нас есть свои планы в этом направлении, но мы придерживаемся здесь того же, что и в коллабах с пивоварнями — сотрудничать только с интересными нам людьми. Как-то мы делали коллаб с татуировщиком Егором Лещевым. Мы сварили, он нарисовал этикетку. Всё по панку.

Обсуждаем сейчас совместные релизы с музыкальными группами, со стритвиром есть тоже планы. Музыкальные коллабы у нас уже были — выпускали нью ингланд с питерской группой Distress, который очень быстро разлетелся и объема даже не хватило. Это как раз к тому о чем, мы говорили про крафтовые и некрафтовые заведения — пиво раскупили в первую очередь в музыкальных клубах, где проходят панк и метал-концерты.

Год плавно движется к завершению, что хотите успеть до 1 января?

Ничего особо глобального. В первую очередь, надеемся вырасти до 16 тонн, то есть вдвое увеличить объем. Это наша главная цель и это, пожалуй, предельная цифра, которую мы потянем с учетом основной работы. Очень много времени занимают отгрузки и развоз пива, часто вечера и выходные у нас уходят именно на это. У нас есть друзья, которые за небольшое вознаграждение могут развезти пиво днем, но 16 тонн это в любом случае предел. Если делать больше, нужно увольняться с работы и заниматься только пивоварней.

А так — будем дальше выпускать хорошее пиво, может проведем еще пару мероприятий. Сейчас у нас еще выходит новый мерч — бокалы с блэк-метал пандой и футболки. Еще собираемся устроить хорошее мероприятие на свой день рождения. Наверное, вот и все планы.