Люди
Стас Белов, Brewlok Brewery: «Больше пива с российским акцентом и меньше шаблонов»

Воронежская пивоварня Brewlok Brewery существует с 2014 года и за это время продукция бренда с узнаваемым дизайном с фольклорными элементами уверенно расположилась не только на кранах и в холодильниках крафтовых заведений, но и заняла места на полках известных торговых сетей. Особое место в линейке пивоварни занимает «литературная» серия выдержанных крепких сортов, посвященных русским писателям — каждый такой релиз вызывает немалый ажиотаж, особенный интерес к «писателям» проявляют любители эйджинга. Также в Воронеже у Brewlok есть собственный тапрум, о котором мы делали материал.

Мы поговорили с сооснователем пивоварни Стасом Беловым о развитии экспортного направления, «писательской» серии, «Невском синдикате», совместном проекте с воронежскими художниками, а также о первом томатном гозе Brewlok Brewery.

Текст
Евгений Яковлев
Как начинался ваш проект в 2015 году? Какие сложности существовали на рынке того времени?

Корни Brewlok растут из студенческой мечты варить вкусное пиво, которая обрела физические очертания только через десятилетие, в 2015 году. Сооснователей двое: я, Станислав Белов, и Максим Бушин, – до сего дня не даём этому механизму остановиться.

Старт проекта стал сразу и боевым крещением для нас. Заказ иностранного оборудования происходил в 2014-м году и мы в полной мере ощутили на себе кризисный скачок курса иностранной валюты. Было непросто, но на то она и мечта.

Исторически мы работаем с варочными порядками чешского производителя MBS. Начинали с парка емкостного оборудования на 20 тонн – на первых порах мы с Максимом закрывали практически все фронты: от производства пива до его учета и развозки по заведениям. Сейчас в арсенале пивоварни две автоматические линии розлива в бутылки и банки, а также 156 тонн общего объема танков для стабильного развития постоянных сортов и круговорота экспериментов. В тихом углу площадки – «цех-библиотека» с бочками, полными крепких элей, которые набирают творческую мощь для «писательской» серии.

В каких каналах сейчас продается ваше пиво? Обзавелись экспортным направлением?

Пиво Brewlok можно найти сегодня абсолютно в любом сегменте заведений: от крафтового бара до сетевого гипермаркета. На наш взгляд, крафтовые волнения 2010-х обретают в 2020-х годах новые очертания – пандемия лишь усилила этот контраст. Сообщество пивоварен растет качественно и количественно: появляется много узкоспециализированных проектов, разрабатывающих избранные стили; пионеры выросли в серьезные производства; крупнейшие игроки рынка активно развивают крафтовые линейки. Подобное разнообразие – одно из главных достижений последнего десятилетия в пивной сфере.

Brewlok со времен основания тесно работает с независимыми барами, магазинами и ресторанами. Этот вектор становится для нас все более важным – большинство сортов, выпускаемых пивоварней, можно найти только там. С другой стороны, рост интереса к специальным стилям пива в более широких кругах и реальность пандемии, усилили важность представленности в федеральной рознице. Активно вникаем в этот сегмент.

Экспорт – то, над чем мы работаем прямо сейчас. Движению в этом направлении сопутствуют как высокая развитость местной крафтовой сцены с уникальным пониманием вкуса, так и экономические предпосылки. Пиво из России уже узнают в Европе! Сегодня Brewlok можно найти в Европе, в нашем багаже есть победа в конкурсе шведской государственной монополии. Планов тоже много – новостями скоро поделимся!

Как оцените влияние пандемии на индустрию к сегодняшнему дню?

Масштабы пандемии и ее влияние на производство были непредсказуемыми и ошеломляющими. С введением первых жестких ограничений реальность была такова, что нам пришлось остановить производство – не будет сильным преувеличением сказать, что спрос попросту исчез и перспективы его восстановления были, на тот момент, туманными.

Пандемия подкинула много сложностей и испытаний, но не хочется в них углубляться, ведь были и светлые пятна в этом периоде. К примеру, нашлось время более детально заняться «писательской» серией, разработать новые для нас подходы к созданию сортов и заложить их на долгую выдержку. Получившиеся в итоге «пандемийные» главы серии заняли особое место на полке наших воспоминаний и продолжают вдохновлять по сей день.

Расскажите, каким образом пивоварня Brewlok сегодня связана с компанией-дистрибьютором «Невский синдикат»?

Через 4 года после основания пивоварни, в 2019 году, мы исчерпали возможности нашей производственной площадки. Нужны были ресурсы для модернизации и расширения. Намеченный план не получалось реализовать с помощью собственных средств, прибегать к заемным не хотелось, – нами было принято решение продолжить развитие совместно со стратегическим партнёром. Этот выбор обусловлен логикой развития крафтовых пивоварен за рубежом и, в первую очередь, в США. Это пример самого развитого пивного рынка мира, который показывает нам: устойчивую работу в масштабах большой страны невозможно вести в одиночку.

Мы быстро нашли общий язык с петербургской группой компаний «Балтийская Логистика», крупнейшим дистрибьютором пива в России. Дополняющий друг друга подход к единой цели, – на наш взгляд, это лучшее сочетание для совместного развития. Рынок специального пива неуклонно развивается, и на новом этапе союз позволил нам уделить больше внимания основному профилю – производству пива, – доверив следующие звенья цепочки опыту и возможностям команды «Балтийской Логистики». У нас появилось больше ресурсов и технологий для качественного развития ассортимента, без перекоса в тот или иной сегмент. Крафт занимает сегодня меньше процента от суммарного производства пива в стране – это явно не предел!

А что такое крафт в вашем понимании?

К теме определения крафта так или иначе мы возвращаемся со времён возникновения этого феномена в нашей стране. Для нас понятие «крафта» отражает, в первую очередь, отношение к собственному пиву. Продукт вбирает в себе все: надежды, опыт, находки, компромиссы и недоработки, - каждая из этих составляющих проявляет себя в прямом смысле на кончике языка. И несмотря на открытость вопроса «что же такое крафт?», вряд ли стоит подвергать сомнению тезис о том, что лучшего рассказчика о пиве, чем его собственный вкус, найти затруднительно.

Давайте немного поговорим о дизайне вашей основной линейки. Фольклорную эстетику решили использовать сразу?

Линейки наших сортов с самого основания прорастали постепенно, но довольно быстро – под стать условиям «столицы Черноземья». Начав с упражнений в базовых, но новаторских по тем временам IPA и стаутах, мы с Максимом пришли к идее развития местных, локальных идей и образов. Сначала появились линейки, посвященные воронежским героям («Таран», «Трехлинейка», «Варяг» и другие) и нашим местным страшилкам, которые знает каждый житель Воронежа. Они привлекли много внимания к пивоварне, в том числе за пределами родного региона. Под действием этого наше понимание местного стало развиваться, — на этикетках новых сортов появились сказочные образы, наделенные чертами современности.

Серия «сказочных сортов» сегодня одна из самых узнаваемых у Brewlok. Образы из народных преданий известны каждому в нашей стране, — это позволяет быстро найти общий язык с человеком в независимости от региона его проживания. Да и заграничные гости ценят «Бабу Ягу», «Ивана Царевича» и компанию за местный колорит.

Как появилась «литературная линейка» выдержанных бочковых сортов?

Серия, посвященная классикам литературы – наша визитная карточка в кругу пивных энтузиастов. Крепко, выдержано, лимитировано, – три кита, описывающих «собрание сочинений». В серии много имперских стаутов – это наше любимое поле для творчества. Казалось бы, один стиль из многих, но благодаря мощи и многогранности своего вкуса, он открывает большие возможности для «многотомных» вариаций. В каждом из рецептов мы стараемся найти новый баланс и открыть неизведанные территории вкуса, а великие имена вдохновляют нас и подбрасывают новые параллели. Вообще, мы особенно выделяем для себя «темные» стили пива, – положительные отзывы на них получаем чаще всего.

Пиво – это всегда больше, чем жидкость в бутылке, поэтому важное внимание мы уделяем мерчу. Недавно состоялся релиз футболок, вдохновленных «писательской» серией, с нескончаемо актуальными цитатами классиков. Нам понравилось как получилось – спрашивайте в скором времени в локальном баре!

Что за проект Art Fiction с работами воронежских художников на этикетках вашего пива?

Сочетание пива и изобразительного искусства – это то, что вдохновляет нас прямо сейчас. Серия Art Fiction, объединившая эти два начала в единую песню, с одной стороны, призвана вместить в себя свежие для Brewlok идеи и стили, а с другой – открыть творчество авангардных воронежских художников более широким кругам. Холодильники баров – новые галереи, почему бы и нет?! И самое главное: в рамках проекта мы открыли онлайн-галерею нового воронежского искусства. Ваш личный билет в нее находится на банке пива этой серии.

Как идут дела в вашем тапруме, о котором мы беседовали на наших страницах пару лет назад? Появились ли планы об открытии новых заведений?

Недавно мы отметили двухлетие нашего тапрума. Он продолжает свою работу в Воронеже на Жукова, 7Б и с момента предыдущего интервью упрочил свои позиции как место силы пивоварни с максимально полной и свежей подборкой сортов Brewlok. Мечта о собственных заведениях тоже в силе – время покажет.

В прошлом году вы впервые выпустили томатный гозе. Почему долгое время обходили этот феномен и в итоге все-таки решились?

Томатные гозе – краеугольный камень нового российского пива. Фаворит для одних и «красная тряпка» для других, – к началу 2022 года с уверенностью можно утверждать, что подстиль состоялся. Холодильники баров и магазинов не дадут соврать. Наше решение попробовать себя на этом поле созревали постепенно, но решающим аргументом стало сочетание российского подданства этого направления в пиве и интерес к новым свершениям. Первый опыт подарил нам много отзывов с обоих полюсов мнений, – отличная почва для дальнейшей работы!

Расскажите немного о планах на 2022

Больше пива с российским акцентом и меньше шаблонов. Мяч на нашей стороне поля!