Сергей Яскевич — человек с большим опытом работы в различных проектах на российской крафтовой сцене. Ранее он занимался проектом музыкальных коллабов Rock'n'Beer от пивоварни Knightberg, сегодня Сергей занимает пост бренд-амбассадора Rewort, а также является главным идеологом пивоварни Coma Brewery, которая сразу на старте ворвалась в топы российского Untappd.
Мы поговорили с Сергеем о профессии бренд-амбассадора в российском крафте, концепции Coma Brewery, процессе создания музыкальных коллабораций, феномене ростовских баров, фестивалях этого лета, а также, разумеется, о смузи и о многом-многом другом.
С чего началась твоя история в крафте?
В самом начале я успел побыть бренд-амбассадором костромской крафтовой пивоварни Los Pivnos, которая даже входила в состав Ассоциации Craft Depot. У ребят были коллабы с Магером, с Green Street Brewery, когда ей занимался еще Макс Барада. Проект существует до сих пор, но в большей степени ориентируется сейчас на массовые сорта.
После этого, как многие знают, я долгое время занимался в Петербурге проектом пивоварни Knightberg Rock’n’Beer. А потом я уехал из Питера и мне поступило предложение от пивоварни Rewort, от которого я не смог отказаться. На сегодняшний день я являюсь бренд-амбассадором Rewort и главным идеологом проекта Coma Brewery.
Кто такой бренд-амбассадор в сегменте крафта?
Бренд-амбассадор это лицо бренда. Это человек, который представляет бренд, знакомит с ним потребителя и поддерживает его лояльность. В нашем случае берем презентации, фестивали, еще какие-либо публичные мероприятия — везде бренд-амбассадор представляет пивоварню.
Раньше в индустрии было больше бренд-амбассадоров, но со временем многие пивоварни решили, что уже можно обойтись без такого человека в команде — видимо посчитали, что люди сегодня и так достаточно осведомлены о крафте. У нас другое видение этого вопроса.
Я часто бываю в регионах и прекрасно вижу, что нельзя опираться только на Москву и на Питер. Да, там работники баров в основном понимают, что за пиво они продают и в состоянии что-то объяснить гостям. Но в других городах за стойкой зачастую стоят люди, которые видят свои задачи только в том, чтобы дернуть ручку крана и сказать: «Приложите карту вот сюда». Спрашиваешь, что у вас на таком–то кране — в лучшем случае ответят, что, условно, «кисляк». Но это же и так написано на доске, вы расскажите что это такое. А это, оказывается, «кислое пиво». И на этом диалог заканчивается. Без работы бренд-амбассадора в таких местах не обойтись — и в целях продвижения конкретного бренда, и для развития понимания крафтового пива у людей в целом.
На каком уровне сейчас понимание крафта на твой взгляд?
Недавно я был в Питере, там довольно возрастной мужичок забрел на нашу презентацию и сделал вывод, что мы испортили древний вкус настоящего пива. Разумеется, выяснилось, что речь шла о лагере. Или вот в Коврове я рассказывал про томатку и между делом выяснилось, что пришло двое ребят, которые никогда ее не пробовали. Бармен там, кстати, молодец — пока я вышел освежиться, он их угостил-таки томаткой, причем какой-то экстра-хот чили , так что первый опыт у парней, вероятно, был так себе. С другой стороны, они все равно сказали, что в принципе это забавно и потом сидели пили пивко, так что я уверен, что они еще придут в этот бар.
Часть людей приходит на презентацию за компанию. До этого они ничего кроме «Батиного особого» не пробовали и в общем-то не стремятся, но тут-то все на халяву, почему бы и не попробовать. Кому-то точно зайдет настолько, что придет еще не раз и будет покупать разное пивко, не обязательно даже только наше. В этом вся суть — просвещать людей, здесь у меня уже роль не столько бренд-амбассадора, сколько евангелиста.
Поговорим о Coma Brewery. Какая концепция у проекта, почему такое название?
С названием тут как в анекдоте про Фрейда и сон — «дочка, иногда бывают просто сны». Интерпретировать его можно по-разному, например, что это такое максимально вегетативное состояние, в котором ты занимаешься только одним процессом в своей жизни. Получается, что вот мы занимаемся пивом и не распыляемся на что-то другое. Первоначально, запуская Coma Brewery мы ориентировались на такое музыкальное понятие supergroup — типа такая группа, все участники которой уже так или иначе засветились в разных проектах. Собственно, так оно, наверное и есть, потому что у нас в команде есть прекрасный технолог, восхитительный продажник, талантливейший маркетолог, ну и я — человековещательное устройство.
А концепция вся состоит в нашей постоянной работе со вкусами. Вся эта смузийная история открывает большой простор для развития в этом направлении. Понятно, что сейчас тема смузи очень популярна, поэтому многие так и продолжают на этой волне смешивать все те же манго и маракуйю. Вроде как, все равно это нормально продается, так что незачем мудрствовать лукаво. Но мы изначально решили не брать то, что лежит на поверхности, ведь рано или поздно банальные сочетания все равно себя изживут. Мы стараемся в каждом сорте создавать максимально разнообразные комбинации фруктов, плюс активно начали пользоваться разными яркими специями. Это довольно рискованная история для пива, так как любой дисбаланс с тем же карри приведет к полной потере желаемого вкуса, но пока нам все удается и никто еще не жаловался. Людям наш подход нравится.
Тем не менее, наверняка весь набор тезисов против смузи ты слышал не раз. Из серии, что это не пиво, что вот до чего докатился крафт — к сплошным пюрешкам, и так далее, и так далее. Как относишься к такому мнению?
Ну, во-первых, говорить о том, что это не пиво нельзя, так как номинально смузи это все равно пиво. А во-вторых, говорить о том, что кто-то куда докатился тоже не очень уместно — если мы взглянем на множество исторических сортов, то там тоже найдется про что сказать: «Это не пиво».
Сейчас смузийная тема в тренде, и пока стиль популярен — мы будем его варить. Я, например, сам с удовольствием пью наши сорта. Не говорю, что постоянно, сейчас я все больше склоняюсь к лагерам , но это видимо общее у всех, кто давно в крафтовой индустрии — заходим на новый виток, так сказать
Смузи — это эксперимент, и этим такое пиво интересно, ведь крафт сам по себе и есть эксперимент. Крафт начинается с вопроса: «А что, если?». Видимо, с этого же вопроса началась и вся наша цивилизация. Какой-нибудь наш пра-пра-пращур увидел кругленький чурбачок и подумал: «А что будет, если я на него что-нибудь поставлю, чтобы было легче катить?». И так появилось колесо. Такая же история и с пивом. Захотел пивовар узнать, что будет, если взять манго, имбирь и что-то еще туда добавить — вот, появился новый вкус. Это эксперимент, это интересно, это целиком и полностью отвечает крафтовой идеологии. А вот брать банальщину, как по мне — это не очень.
То есть чего-то более спокойного от «Комы» ждать не стоит?
Были у нас вещи и более спокойные, и более жесткие. Например, молочный стаут «Все, что я хочу», коллаб с группой «Комсомольск». Он был со своим приколом, но все равно можно сказать, что это была довольно спокойная штука. У нас, правда, не получилось донести его людям так, как хотелось бы, но здесь уже мы сами ошиблись. Это как раз к тому, с чего мы начали — в большинстве баров за кранами стоят люди, которые понятия не имеют о продукте и в жизни не объяснят гостям что, зачем и почему.
Звучит интригующе, что пошло не так?
История тут в том, что «Комсомольск» — группа абсолютно московская. И нам хотелось сделать какую-нибудь максимально всратую московскую вещь. А что может быть более московским, чем лавандовый раф? Мы сделали стаут с этим вкусом, и те, кто выкупил, в чем прикол, были в восторге. Получилось действительно все очень сбалансированно — сладенько, жженочка, пахнет лавандой. Но те, кто не догнал, жаловались, что им слишком сладко и пивко категорически не приняли. Хотя я пил и куда более сладкие вещи, но здесь могу признать, что в этом случае нам нужно было лучше объяснять, в чем суть сорта.
Кстати, к «Лоботомии» мы делали два классических бочковых релиза — имперец и барливайн.
Музыкальные коллабы — тема, хорошо тебе знакомая. И Rock’n’Beer, и Coma Brewery известны такими релизами. Расскажи, как эта идея появилась и с какого сорта дело пошло?
Собственно говоря, Rock’n’Beer — параллельный проект Knightberg, как раз и посвященный таким музыкальным штучкам. За пиво в нем отвечала Елена Тюкина, а я предлагал собственно с кем сколлабиться и придумывал названия сортов.
Мы стартовали совместным релизом с командой Diary of Dreams, это был гозе с розой и малиной. И потом как-то понеслась вся эта рок-история.
А как выглядит с точки зрения организации музыкальный коллаб? Просто списываетесь и договариваетесь, что используете имя группы или все-таки они лично принимают участие каким-то образом?
Мы обязательно обсуждали с музыкантами, какое пиво будем варить и еще одним условием было, что этикетку всегда делали они. Еще всегда интересно было, чтобы музыканты приезжали и принимали какое-то участие в варке или хотя бы смотрели на то, как это происходит. В большинстве случаев они совершенно не имеют понятия о том, что такое пивоварение. Из исключений мало кого можно назвать, Спирина из «Тараканов», разве что, он варил пиво дома и не понаслышке представлял себе процесс.
В Coma Brewery музыкальная история вышла на новый виток, немного в сторону от рок-музыки, больше с уклоном в электронщину. Помимо стаута «Все, что я хочу», мы готовим еще один релиз с «Комсомольском». Был смузи в коллабе со Stereopolina и еще один с «Убийцы Crystal». Были два очень удачных сорта, которые мы делали совместно с баром Smoky Dog и группой «Увула». Все ребята довольны, пьют наше пивко, а на презентациях они обычно лично присутствуют и выступают. Такая вот история.
При этом коллабы с пивоварнями в линейке «Комы» пока не очень частая история. Просто еще не успели сделать или есть какие-то принципиальные соображения на этот счет?
С пивоварнями мы действительно не стремимся выпускать много коллабов, нам интереснее в этом плане сотрудничать с барами, так как там работают люди, которые лучше всех знают, какая комбинация вкусов точно зайдет потребителю. Сорта «Искра», «Пламя», «Соль и спички», Who Let the Dogs Out? мы делали с баром Smoky Dog из Перми, его директор Сергей сам придумывал все сочетания и все как один они выстрелили. С баром Jungle у нас был релиз Ultraviolent Junglist, к его только что прошедшему дню рождения мы выпустили еще один коллаб — Industrial Junglism, тоже с довольно интересным сочетанием вкусов. Ну и, разумеется, с легендарным «Голодранцем» сейчас делаем уже второй сорт к «Фестивальчику». Здорово, когда бары участвуют в процессе, ребята там все-таки больше находятся «на земле». Мы иногда можем себе что-то напридумывать, а потом выясняется, что никому это особо и не нужно. А тут очень удобно — бар подсказывает, какой вкус нужно сделать, и в некоторых случаях берет на себя этикетку, а нам, собственно, остается только пивко сварить.
Если брать коллабы с пивоварнями, то мы выпускали сорта с GAS Brew, с Paradox и с Hausmann Brewery. Правда, с Hausmann мы выпускали совсем небольшой объем и дальше Урала он вроде бы никуда не ушел, но это был хороший меломель. Есть задумка выпустить с другими уральцами, Red Rocket Brewery, вест-кост старой школы, уже даже придумали для него кодовое название «Изумруд». Люди давно не видели хороших вест-костов, а тут будет участвовать сам Ваня Полушкин — человек, подаривший нам «Атомную прачечную».
В Беларуси любим вариться — с Valaduta у нас есть совместный релиз, с Malanka, с ними в ближайшее время еще как минимум по сортику сделаем. Еще с Bierbank есть договоренность о коллабе. В общем, в конце года астрологи объявили сезон Беларуси, количество белорусских коллабов увеличивается в десять раз.
Вся суть в том, что мы с радостью можем что-то сделать вместе с друзьями-пивоварами, но коллабы ради коллабов нам неинтересны. Я понимаю, когда раньше все стремились делать больше каких-то совместных вещей, чтобы получить знания, опытом обменяться, но сейчас-то уже 2022 год. За плечами у всех куча варок, все прекрасно знают, что и как делать.
Про объемы. В Untappd Coma Brewery указана как «нанопивоварня». В чем отличие от микропивоварни, сколько это в цифрах?
Как там конкретно это все разграничивается — я сказать не могу. Просто мы начинали на контракте у Rising Moon Brewery в Мышецком, сварили тогда две тонны базы и поделили на четыре сорта, то есть первые наши релизы были всего по 500 литров. Наверное, поэтому и решили, что мы «нано».
А какие цифры у вас сейчас?
Мы быстро поняли, что нам тех объемов не хватает и стали варить уже по тонне на сорт, но вскоре и этого стало маловато. Сейчас каждый сорт у нас это две-три тонны, варимся на базе Rewort. Там есть специально оборудованные контрактные мощности, где можно с удовольствием свариться и разлиться. Ребята постарались, купили шикарную канадскую линию для банок, которая стоит каких-то фантастических денег, но она того стоит. Потерь при розливе практически нет.
Но тут другая проблема — сейчас и этого уже не хватает! Каждый наш релиз обычно бронируют, пока он еще находится в танке. Женя Смирнов из «Беру выходной» говорил недавно, что у пива от «Комы» два состояния — его либо еще нет, либо уже нет. Ну что же, будем увеличивать объемы.
Продолжая про «тапок». У «Комы» весьма высокие рейтинги, как сам относишься к этому и насколько активно пользуешься приложением?
Я зарегистрировался в «тапке» 5 января 2014 года. За все это время у меня набралось 700 с небольшим чекинов, так что пользуюсь я им не очень активно. Я в основном чекиню либо то, что мне действительно понравилось и я бы хотел это при случае снова взять, либо просто за компанию. Особенно в Беларуси это часто у меня происходит — сижу в большой компании, что-то пробую, все достают телефоны и начинают чекинить, ну и сам уже не могу удержаться.
В принципе, мое отношение к «тапку» — есть он и есть. Объективным я его ни в коем случае назвать не могу. RateBeer более объективен, но там и сама система сложнее — нужно оценивать пиво по нескольким параметрам и потом уже общая оценка рассчитывается по какому-то внутреннему алгоритму. Такие заморочки точно не привлекут большое количество народа.
C Untappd все проще — это такой Инстаграм с пивком. Отзывы бывают очень странными, доходит до совсем нелепых историй. Например, многие помнят случай на таллинском фестивале, когда какие-то ушлые ребята выставили неизвестный квадрюпель со странным названием. Биргики подходили, пробовали, ставили 2-2.5, понятное дело, писали, что «не попали в стиль». А потом выяснилось, что это был Westvleteren 12, и началось великое исправление чекинов.
А с точки зрения маркетингового инструмента — полезная штука?
С одной стороны — полезная, с другой — не очень. Многие бары действительно ориентируются на топы «тапка». Но чтобы нормально уметь пользоваться этой информацией, надо все-таки уже иметь какое-то понимание рынка. А если человек только-только пришел в эту сферу, то, ориентируясь на «топчиков», до многих хороших пивоварен он просто не долистает. Наверху у нас в основном мидерии, смузи, смузи, смузи, и где-то там ниже, например, «Заговор». Человек может решить, что раз они не на самом верху, то и брать их пиво необязательно, а ведь ребята делают все прекрасно. Слепо доверять рейтингам «тапка» я бы не стал. Вот чтобы посмотреть, какие новые пивоварни появились — да, «тапок» это удобная история. Но гораздо более интересный рейтинг — на банковском счету пивоварни, а все остальное — вода.
Дизайн банки — тоже важная штука в продвижении бренда. Для «Комы» ты разрабатываешь все концепты сам?
Сейчас уже да, а сначала дизайн нам делала нейросетка. Просто со временем она стала выдавать одно и то же, поэтому пришлось взяться за дело ручками, чтобы получалось что-то приличное.
Еще немного о линейке «Комы» — в коллабах с GAS Brew и Paradox вы выпускали смузи хард-зельцеры, которые, очевидно, встретили неплохо. Но прозрачных зельцеров на нашем рынке по-прежнему немного. Есть ли перспектива у этого напитка, на твой взгляд?
Еще какая! Мало того, что сейчас они уже зашли в масс-маркет, так у нас еще почти у всех есть определенный жизненный опыт, связанный с напитками, похожими на хард-зельцер. Те же «Блейзеры» и «Виноградные дни», по сути своей, это примерно оно и есть. Позиционировать их в масс-маркете по штатовской модели как low-carb вряд ли есть смысл, так как там это продукт брожения, а тут в зельцеры все-таки добавляют спирт «Альфа». Но примут эту тему у нас точно неплохо.
Крафтовые хард-зельцеры людям пока еще не особо зашли, но мы не знаем, что будет дальше и не можем ничего загадывать. Возможно, нам только и останется, что делать сидры, миды, хард-зельцеры и лагеры. К тому же, зельцеры — вещь не сильно крепкая, поэтому их у нас может постичь участь микро-IPA, которые были очень крутым трендом за рубежом, а здесь с треском провалились.
В чем видишь причину этого?
В нашей культуре пития пока еще не очень воспринимается трехградусный IPA, людям нужно что-то покрепче. С другой стороны, не все тренды, которые хорошо заходят в США, мы должны встречать на ура. Что-то мы принимаем, что-то нет, все-таки у нас своя культура, своя ментальность. У нас, в конце концов, смузи и томатный гозе. Вот я посмотрел, в Штатах кто-то начал делать томатный гозе, там средняя оценка чуть ли не полтора балла и отзывы из серии «Зачем испортили Кровавую Мэри?» или «Кто налил пицца-соус вместо пива?». А у нас залетает как теща под лед. Так что не о чем переживать, не зайдут зельцеры и не зайдут, делов-то. Придумаем еще какой-нибудь гозе — огуречный, реповый, у нас ведь много чего есть.
Значит, допускаешь, что может сложиться ситуация в которой только и останется, что варить реповый гозе и огуречный хард-зельцер?
Слушай, я в последние полгода уже ничего не отрицаю. Теперь я уже просто наблюдаю за происходящим, исключать что-либо не берусь. В том числе не исключаю и такое развитие ситуации, что весь импортный хмель и дрожжи у нас закончатся. Солод у нас кое-какой есть, дрожжи разведем, так что на лагеры нам все равно сырья хватит. И для сидров с мидами подножного корма достаточно — меда и ягод у нас полно. Да и с сахаром для зельцеров пока проблем нет, так что еще будет с чем экспериментировать.
Если не секрет, как конкретно сейчас дела обстоят с сырьем на Rewort? В первую очередь с хмелем.
Что-то делаем на остатках, что-то еще удается закупать. Сейчас пытаемся выйти на Китай, чтобы напрямую с ними работать. Это требует определенных усилий — и заключение договора требует времени, и на таможне иногда что-то зависает. Но, как сами китайцы говорят, «если сел тигру на спину, держись за усы крепче».
Отгружаете ли свою продукцию в Китай?
Аппетиты у Китая очень большие, они очень заинтересованы в русских пивоварнях, но немногие с ними работают, так как там требуют слишком большие объемы. Нам в этом плане проще, так как у нас есть достаточно крупная дистрибьюторская контора Beer Dealer и мы можем собрать какой-то значительный объем, предоставить разносортицу.
Но бывает, что китайцы выходят на небольшую пивоварню и просят дать им на пробу 15-футовый морской контейнер. Окей, может быть, даже один контейнер ребята соберут, но это пробная партия, а что делать, когда в следующий раз запросят уже десять контейнеров? Где взять столько пива? Хотя, какие-то тиражи наших пивоварен там все равно уже продаются.
Известно ли тебе что-нибудь о китайской крафтовой сцене?
Она там есть и, как и все в Китае, развивается семимильными шагами. Делают пятилетку за два года. Тут для понимания расскажу одну историю. Я знаком с владельцем китайской Master Gao, когда я работал на «Найтберге», мы делали с ними коллаб — брют IPA с жасмином и османтусом. Общались с ним после последнего фестиваля Craft Depot во «Флаконе». Он спрашивал, как прошел фестиваль, я рассказывал, что все отлично, все шесть кранов пролили. А он говорит: «Сколько? Шесть? Вот лохи, я недавно у нас на шанхайском фестивале 42 крана ставил». Что же это за фестиваль такой, если у одной пивоварни 42 крана?
Кое-что из своих сортов он привозил, я бы не сказал, что был в диком восторге. Восьмиградусный имперец я не оценил, «ипашки» местами были ничего. Но в целом сейчас там варят уже все то же, что у нас, просто если какой-то китайский масс-маркет у нас еще можно найти, то их крафт у нас отсутствует полностью.
Вернемся в родные края. Ты часто ездишь по разным городам. Как оценишь сейчас индустрию крафтовых баров — идет ли развитие, много замечаешь новых заведений?
Я замечаю, что в первую очередь люди ходят в бары, которым 4-5-6 и более лет, где уже сложилась своя атмосфера. Вспомним две несущих стены Гнездниковского переулка — с одной стороны Craft Republic, с другой — «Все твои друзья». Или заведения Макса Поливанова в Ростове — «Голодранец» и иже с ними. Сюда же добавим ростовский же Jungle. У таких баров уже сформировалась своя аудитория, которая может не сильно пересекаться. Например, в Ростове в «Голодранце» тусят прожженные биргики, а в «Джангле» по большей части молодые девочки. Хотя, когда в городе проходит «Фестивальчик», то народ со всей России тусит там везде.
Я не знаю, можно ли это назвать развитием, но есть какая-то стабильность, а это уже признак мастерства. В связи с событиями даже не этого года, а предыдущих лет,, держаться на плаву сейчас очень сложно — и ограничения многих подкосили, и курсы валют скачут, и много чего еще. Есть у нас такой Союз пивоваров, вот они каждый год съезжаются на форум «Пиво в Сочи». На самом деле, это такой маркер — если у тебя есть деньги приехать туда, значит, ты еще на плаву. Если нет — ну что же, помянем тебя, чувак, такой ты был хороший. Вот и у нас похожая тема. Раз бары открыты, значит, все пока в порядке.
Новое тоже что-то открывается, хотя и не так много, как раньше, конечно. У Поливанова еще один бар появился, Стис в Волгограде открыл рюмочную «Птолемей». Просто я думаю, что более показательно в плане развития выглядят даже не регионы, а та же Покровка в Москве. Выходишь и видишь, что открылось, что закрылось. «Трифон» вот недавно закрылся, я им, честно сказать, давал немножко больше времени, но они не дотянули.
Кстати, про рюмочные. Складывается впечатление, что сейчас это наиболее быстро растущий формат. Условно, если года 3 назад перспективной темой считалось вкатиться в бизнес с крафтовым баром, то теперь рюмочная-настоечная будет в приоритете. Так ли это?
Рюмочные-настоечные удобны тем, что они проще в обслуживании. Если ты открываешь крафтовый бар, то не можешь постоянно держать на кранах и в холодильнике одно и то же, нужно проводить ротацию. Пивко надо искать, а где искать? У нас практически у всех поставщиков в прайсах одни и те же сорта, и в барах в сухом остатке практически везде все одинаково. Разница в основном в том, с какой скоростью до кого доезжают новинки.
С настойками все по-другому. Тут тебе не нужно еженедельно обновлять ассортимент, выбрал десяток видов и смешиваешь себе их. Для разнообразия только иногда что-то новое придумываешь. Но здесь тебе придется решать другие задачи. Крафтовый бар ты можешь построить из говна и веток и стоять себе дергать за ручку крана, а рюмочная без хотя бы минимального меню закусок — уже моветон сегодня, к тебе никто не пойдет. Закуска предполагает собой наличие кухни с поваром, так как банальным фритюром или бутербродом из гриля уже никого не удивишь.
Везде своих сложностей хватает, и в барах, и в рюмочных. К счастью, есть у нас гении бизнеса, которые умеют работать по всем направлениям — те же «Аляска» и «Птолемей» в Волгограде, «Буковски» и «Синичка» в Питере. Это здорово, вот это действительно развитие.
Не раз ты упомянул ростовские бары. Как человек родом из этого города, объясни, с чем связан такой феномен популярности ростовских заведений, что они стали культовыми местами для всей страны?
Мне сложно говорить о Ростове с точки зрения человека оттуда, так как я прожил там всего месяц своей счастливой жизни. Но вообще, Ростов всю историю был купеческим городом и до сих пор сохранил свой характер. Это южный город с большим количеством рынков, базаров, заведений. Там есть тяга к гедонистическому образу жизни — к вкусной еде, к красивым вещам. Именно поэтому я считаю Ростов гастростолицей России — то, что делают там сегодня, в Москву придет только года через два.
Я думаю, как-то так легко и появился «Голодранец», а за ним и все остальные бары Макса. Читал с ним интервью, он говорил, что просто в какой-то момент взял и открыл заведение. Долгое время никто даже не верил, что он на баре что-то зарабатывает. А вот так получилось, что все выросло в интересную сеть, которая уже пустила метастазы по всей России. Эту атмосферу, этот флер можно почувствовать везде — и в той же «Аляске» в Волгограде, и в Nelson Sauvin в Екатеринбурге, и в Москве есть заведения, где можно ощутить частичку «Голодранца». Вот это и есть Ростов.
Когда говорили про коллабы, ты упомянул, что частенько бываешь в Беларуси. Есть ли сейчас принципиальные отличия крафтовой сцены там и в России?
Принципиальных отличий, наверное, нет. Просто там гораздо меньше пивоварен — у нас в Москве их под четыре десятка, а в Минске раз-два-три-четыре-пять и обчелся. Но по удельной массе у них выше уровень. Там как-то спокойнее ко всему относятся люди.
Смузи-истерии там, кстати, особо нет, больше с классическими вещами экспериментируют. Valaduta делает шикарные бочковые имперцы, Malanka классно с дичкой работает, у Jungle всегда прекрасные охмеленки, Mad Frog потрясающие миды выпускает по 16-18 градусов. Мощности обычно там у пивоварен поменьше, чем здесь — у «Маланки», например, варочник на 350 литров, у Valaduta побольше, но тоже совсем немного. Вот, наверное, и все отличия.
В Беларуси все это появилось чуть позже, чем у нас, но стало развиваться очень быстро и сильно. Одним из самых интересных фестивалей в моей жизни был Minsk Craft Fest, который проходил два раза в году. К сожалению, с пандемией он прекратил свое существование, а жаль.
Напоследок поговорим как раз про фестивали. С начала года их было уже достаточно и ты был как минимум на двух, где мы пересекались. Какие впечатления?
C начала года я был на шести фестивалях — на зимнем «Сибкрафтфесте», на «Горьком Крафте», на «Лобо», на «Уралкрафтфесте», на I Love Cider и на прошедшем недавно «ОднаТоннаФест». На самом деле, у нас их не так уж много проводят нормальных. Часто выплывают какие-то неизвестные люди, предлагают принять участие в чем-то, но сразу видно, когда люди хотят сделать фестиваль, а когда пытаются просто заработать денег. Если разговор сразу начинается с того, что озвучивают условия и говорят, сколько надо внести за участие — это сразу «до свидания». Мы иногда платим за участие в фестивалях, но важно, чтобы это был именно фестиваль, а не цирк, который организует непонятно кто неизвестно зачем.
Вот в Ростове в августе какие-то личности хотели делать новый фестиваль. На «Лобо» в этом году и то была такая жара, что все плавились, а тут Ростов, где в это время всегда под сорок градусов. И это все еще на территории какого-то старого аэродрома. Там же будет ад, кто туда пойдет вообще? Не говоря уж о том, что сейчас туда ничего не летает, а значит, нужно как-то переправлять туда пивко и добираться 18 часов на поезде. Овчинка выделки не стоит явно. Есть еще несколько фестивалей, которые я сознательно игнорирую, названий называть не буду.
Если говорить про организацию фестивалей в этому году, то я всем доволен. Просто почти все это довольно старые фестивали, все проходят как минимум не первый год, поэтому ребята успели все процессы отработать. Каждый фестиваль хорош по-своему. На «Горьком» был какой-то совершенно чумовой музыкальный лайн-ап в этом году, они привезли всех, кого возможно — там были и «Биртман», и Найк Борзов, и Карл Хламкин, и Billy’s Band. На «Уралкрафтфесте» была какая-то своя атмосфера, так как он проходил на закрытой площадке, и тоже очень крутая. На «Лобо» очень четко все было с расположением — зоны с водой, с едой, с туалетами. Музыка не долбила и не мешала, все очень профессионально было сделано. От сидрового фестиваля у меня очень хорошие впечатления — я помню первый I Love Cider в непонятной локации на Бауманской, на который пришло если не полтора, то два землекопа. А сегодня это уже совсем другая площадка, другое количество народа, совсем другой левел организации и совсем другие сидры.
Очень порадовала «ОднаТоннаФест», такой подзабытый флер Big Craft Day, с хорошей организацией, толпой народа, отличным подбором участников. Единственное, что ребята, на мой взгляд, немножко не рассчитали количество пива, потому что у большинства солд-аут наступил ближе к шести часам вечера. Но может быть тут есть и нашей вины доля — в скобочках был указан литраж, судя по всему из расчета 30-литровых кег, но это, походу, мало кто прочел — написано 4 кега, привезли 4 кега. А то, что там разница в 40 литров, никто не обратил внимания. Но в целом, повторюсь, было замечательно! Одним словом, фестивали — это всегда чудесно. Надеюсь, что и Craft Depot Fest еще когда-нибудь состоится.
И финальное. Ты ведешь в Телеграме канал «Дайте жалобную книгу», расскажи вкратце тем, кто еще не подписан, о чем он?
Там я пишу о разных местах в разных городах нашей страны, где можно вкусно поесть, вкусно выпить, где что интересного посмотреть, а также немного размышляю о вопросах бытия. На самом деле, это такой познавательно-развлекательный канал, где я много ругаюсь матом, но исключительно по-доброму. Плюс, я люблю собирать информацию из серии «нафига мне это знать», вот иногда делюсь ей в своих постах. Заходите, всех буду рад видеть!