Люди
Сергей Гвоздев, White Stone Brewery: «Всегда стараемся оседлать одну волну настроения с потребителем»

В уходящем году пивоварня White Stone Brewery из подмосковного Лыткарино приняла участие во множестве фестивалей в разных городах, а банки с яркими рисунками на узнаваемом белом фоне появились на полках заведений по всей стране. При этом сам проект существует с 2017 года и уже отметил шестилетие.

Мы поговорили с основателем пивоварни Сергеем Гвоздевым о концепции White Stone Brewery, классическом сайд-проекте, актуальных проблемах производства, коллаборациях, крафтовом пиве как многогранном продукте и о многом другом.

Текст
Евгений Яковлев

Итак, с чего всё началось?

Ох... История у нас достаточно долгая и запутанная, со множеством взлетов, падений и перемен. Но давайте попробуем по порядку.

Всё началось за стойкой нашего локального паба Corner Pub в подмосковном Лыткарино, который мы открыли с моим другом, Витей Соколовым. Это был 2016 год. Мы уже около года достаточно часто ездили в «Бирмаркет» на Пушке, крафтовое движение набирало обороты, в Москве начали активно открываться известные на сегодняшний день заведения.

Всё это нас и подтолкнуло реализовать мечту, которая лично у меня зародилась еще в подростковом возрасте на почве моей любви к футболу и британской культуре в целом. Это, кстати, сильно отразилось и на стиле заведения. Хоть бар и крафтовый, интерьер в нем — это классический британо-ирландский стиль.

Неоценимую помощь на первоначальном этапе нам тогда оказал Александр Белков из «Одной Тонны», за что ему очередное огромное спасибо! Это нам очень помогло, так как открывались мы, на полном серьезе, на последние деньги. Я бросил прежнюю работу, продал машину и взял кредит, а Витя занял денег у родственников. С ребятами из «Тонны» мы до сих пор очень хорошо и тепло общаемся и периодически бываем у них в соседнем Жуковском.

Когда решили сварить своё первое пиво и с чем было связано это решение?

Как запустились, появились мысли о том, что хорошо было бы попробовать сварить для заведения что-то свое. К нам практически сразу начал захаживать Илья Андрианов, домашний пивовар, с которым мы быстро сдружились и уже в феврале 2017 года сварили первую совместную тонную варку. Это была классическая пшеничка, так как она на тот момент проливалась в пабе больше всего. Хотя и сейчас, когда публика уже давно подтянулась в плане разнообразия потребления, классика — лидер продаж в «Корнере».

Пиво удалось, мы его достаточно быстро пролили и стали думать, как дальше развивать проект, параллельно делая на кухне паба небольшие, но более интересные варки, которые находили хороший отклик у посетителей заведения.

Одним из этих посетителей оказался мой знакомый Кирилл Патрикеев, который тоже вдохновился нашими идеями и присоединился к проекту в качестве инвестора. Так, осенью 2017 года у нас появились первые три тонных ЦКТ, и наверное этот момент можно считать точкой отсчета пивоварни White Stone.

Откуда само название White Stone?

Название связано с историей города Лыткарино, в окрестностях которого, в деревне Мячково, исторически добывался плотный известняк, белый камень. Из него по указу Дмитрия Донского был построен первый московский каменный Кремль в 1366-1367 гг. С прошлого года белый камешек появился и на логотипе нашей пивоварни уже в виде персонажа.

На первом этапе вы купили ёмкости, но при этом вариться начали на контракте?

Это получается был такой полу-контракт, у нас были свои ёмкости, но стояли они на стороннем заводе, причем изначально на не очень хорошем. На первой площадке, в Люберцах, у нас совсем не задалось — скисло пару тонн пива и сильно натянулись отношения с собственником, поэтому пришлось переехать на завод «Боярин и Ко» в наш родной город Лыткарино, что в дальнейшем сыграет огромную роль для проекта.

Вскоре мы открыли еще один бар в соседнем городе Дзержинском и пару небольших магазинов. Первоначально мы планировали варить пиво преимущественно для своих заведений. Так у нас появилось еще два ЦКТ, уже двухтонных, и суммарно ёмкостей хватало уже на семь тонн пива.

Команда White Stone Brewery и Corner Pub» в 2019 году: Сергей Гвоздев, Виктор Соколов, Илья Андрианов, Алексей Князев, Олег Александров

Когда вы запустили разноплановую линейку, ориентированную именно на крафтовую / широкую сцену?

В 2019 году наш главный пивовар Илья покинул проект, а на смену ему летом 2020 пришел Миша Анисимов. Михаил — профессиональный технолог с профильным образованием, у него на тот момент уже был большой опыт в пивоварении, поэтому с ним мы смогли серьезно расширить линейку и сделать следующий шаг вперед.

В 2021 году мы начали активно литься в банку и прирастать как сортами, так и сторонними клиентами, где-то с этого времени White Stone можно считать полноценной крафтовой пивоварней.

Ну а более широкую известность мы получили, наверное, этим летом. Забавно иногда получается, когда люди пишут, или где-то при встрече говорят: «О, молодцы новички!». А пивоварне тем временем уже шесть лет.

Главный технолог White Stone Brewery Михаил Анисимов

C 2022 года вы стали активно везде появляться, хватает ли мощностей на полу-контракте, есть планы расширения производства?

Как раз в 2022 году мы уперлись в потолок по объемам и стало понятно, что полу-контракта нам уже не хватает и нужно строиться самим. Но в это время в мире произошли серьезные изменения, которые сильно отразились и на нашей пивоварне. Витя и Кирилл вышли из проекта. Возникли большие сложности с запуском собственного производства, но мы, слава богу, нашли другое решение.

За время, в течение которого мы варили пиво на арендованных мощностях в Лыткарино, у нас сложились хорошие партнерские отношения с собственником завода Артуром, который, к слову, тоже дипломированный пивовар-технолог, и на базе этого мы решили дальше поработать совместно. В таком партнерском формате мы обзавелись собственным производством и увеличили объемы.

Но сейчас снова появилась необходимость в расширении, так как продажи начали расти, география расширилась, поэтому летом мы снова уперлись по объемам. Ждем новые ёмкости, очень надеюсь, что до конца года они приедут.

К слову, со всеми ребятами, кто стоял у истоков мы до сих пор очень хорошо общаемся, все они — неотъемлемая часть истории пивоварни.

Совладелец производства Артур Мовсесян, фото: блог Павла Егорова

А каким оборудованием пользуетесь?

По оборудованию у нас самый настоящий микс. Сам завод существует еще с советских времен, поэтому с тех пор осталось некоторое количество плоскодонных ёмкостей. Варочный порядок современный, словацкий PSS на две тонны, 2015 года. Остальной парк ёмкостей — это как раз ЦКТ, которые мы купили на старте, постепенно докупали и сейчас ждем, когда приедут новые.

Оборудованием мы довольны, единственный вопрос, который стоит остро — отсутствие собственной линии розлива. Сейчас к нам приезжает контрактная линия плюс-минус раз в месяц, поэтому мы очень жестко привязаны к этим датам и приходится весь производственный цикл подгонять под них. Каждый релиз мы делаем по 4-5 разных, как правило новых, сортов. Свой розлив позволит нам быть несколько свободнее и более удобно для себя выстроить расписание релизов.

Более того, когда начались всем известные события, розлив для нас стал неожиданной проблемой. Линия, которую мы арендовали в тот момент, сломалась и почти два месяца владельцы не могли ее отремонтировать, так как канадская компания-поставщик оборудования прекратила сервисное обслуживание в России. Благо, на рынке в тот момент были еще ребята, которые занимаются розливом, но момент был тревожный.

Планируете приобретать собственную линию?

Мы уже мониторим разные варианты, в данный момент рассматриваем только российские линии, чтобы не столкнуться с той же проблемой сервиса. Уже есть на примете несколько производителей, которые предлагают оборудование за вменяемые деньги. Советуемся с коллегами по этому вопросу регулярно, с их стороны сейчас уже нет сильных жалоб на качество, наши производители привели всё в порядок, поэтому эти варианты у нас в приоритете.

Кстати о проблемных моментах — с чем еще столкнулись в связи с обстановкой?

В первые месяцы было сложно по всем фронтам, но сейчас основная часть проблем уже решилась. Хоть условная «Якима» и уходит, дефицита хмеля именно в данный момент нет. Да, всё стало дороже, но это касается не только сырья, а любых вещей вокруг, в такое время живем.

Стандартная проблема — солод. Всегда использовали только импортный, сейчас так и продолжаем использовать импортные спец. солода, но базовый уже частично берем российский, экспериментируем с купажами. В этом плане ситуация не улучшается и вряд ли улучшится, так как солод из всего состава сырья самый тяжелый по логистике и низкомаржинальный компонент — проблема, как мне кажется, именно в этом.

Производство White Stone Brewery

Какими объемами сейчас располагаете?

Под брендом White Stone Brewery мы производим 15-16 тонн пива в месяц. Помимо крафтовой линейки, мы продолжаем варить классику. Для этого, как и у многих пивоварен, у нас есть отдельный бренд — WS Brew. Это более простые и понятные сорта — несколько лагеров, несколько пшеничных элей, стаут, рэд эль и простые фрутбиры. Такого пива мы варим где-то 10-12 тонн в месяц.

Разные ли точки продаж у брендов?

У нас один прайс-лист. Некоторые клиенты берут и крафт, и классику, другие ограничиваются какой-то определенной линейкой. В наших заведениях всегда полностью представлены обе линейки.

Свое пиво мы встречаем в заведениях самого разного формата — крафтовые бары, обычные бары, совсем маленькие магазины пива, крупные пивные сетки. Пожалуй, только в каких-нибудь совсем классических английских и ирландских пабах нас нет. Хотя, напомню, по своему антуражу наш Corner Pub выдержан вполне себе в британских традициях.

Какой охват вашей дистрибуции?

Сейчас у нас есть и московские, и региональные, и уже даже зарубежные дистрибьюторы. Мы присутствуем в Москве, Питере, Казани, Краснодаре, Самаре, Новосибирске, Сочи, Хабаровске и Владивостоке, а так же в Беларуси, Кыргызстане и Казахстане — география обширная.

Пришлось в этом плане прилично постараться, так как даже год назад охват был значительно меньше, так как мы были не настолько узнаваемы. Думаю, почти любая пивоварня не из первой волны с этим сталкивалась, но главное — не опускать руки. В начале этого года мы поставили цель вписаться в максимальное количество всевозможных презентаций, фестивалей, форумов и прочих мероприятий., чтобы о нас узнало как можно больше людей, и во многом это удалось. Результатом мы довольны, хотя, конечно, останавливаться рановато.

Сейчас мы, наконец, взяли еще одного человека в команду — менеджера, который будет заниматься обработками заказов и общением с клиентами, так как сил и времени на всё у меня уже совсем не хватает.

На данном этапе у нас в приоритете контакты с сетевыми пивными магазинами, похожими на Beer Mug, которые, плюс ко всему, являются нашими хорошими друзьями. Вот уже долгое время из-за каких-то бюрократических моментов всё никак не подпишемся с московской сеткой «Беру выходной». Надеюсь, в скором времени это всё же случится. А во флагманском магазине «Беру выходной» на Проспекте Мира, тем временем, мы всегда присутствуем.

Расскажи, какого курса придерживаетесь в крафтовой линейке?

Мы себя ничем не ограничиваем — выпускаем, как классические IPA и нью ингланды, так и различные сауэры, смузики, томатки и пастри стауты. В этом плане мы и сами такие же, можем пить совершенно любое пиво в зависимости от настроения и ситуации.

Не пытаемся гнаться за какими-то трендами, хотя, конечно, отслеживаем, что происходит на рынке. А порой и придерживаемся каких-то своих вкусов, например в томатках мы не сторонники очень сильной «пюрешности» и иногда нам за это прилетает в отзывах — пишут, что недостаточно «жирно», хотя на оценку это не всегда влияет. У нас есть версия «Желтой Ракеты», которая максимально осветленная, она прозрачная, как фильтрованный лагер, и на мой вкус это один из лучших наших сортов.

Глобальный вопрос — для кого варите, кого видишь вашей аудиторией?

Так как мы и классику повариваем, то аудитория у нас достаточно широкая. Но основной потребитель, я думаю, такой же, что у крафтового пива в целом — люди по большей части 20-40 лет, заинтересованные в разного рода интересных движениях. Музыка, спорт, творчество — совершенно разные интересы могут быть, но в целом это люди, которые проявляют какую-то активность и стремятся к чему-то новому. Это очень хорошо видно и по контингенту в барах.

А биргики и чекинаторы?

Наше пиво чекинят активно и общий рейтинг на сегодняшний день лично меня устраивает, в топ-50 по стране мы входим, выпуская при этом разнообразную по стилям линейку, но еще чуть-чуть подрасти хотелось бы, не скрою. Но в целом я не думаю, что мы пивоварня для биргиков.

Мы стремимся делать хорошее интересное пиво, но у нас нет каких-то особенно сложных замороченных вещей — диких, выдержанных, вымороженных, за которыми люди порой по-настоящему охотятся. К слову, выдержанный сорт у нас был пока только один — браггот на дубовой щепе, вымоченной в хересе, который мы год держали в танке. Тут мы упираемся в пространство, так как площадь нашего завода не позволяет поставить бочки.

Тогда вопрос в целом про Untappd — насколько пристальное внимание уделяете?

Почти каждый день на заводе у меня начинается с просмотра чекинов нашего пива, это важно, как ни крути. Untappd показывает что ты делаешь так или не так, и это касается не только самого пива. Для меня крафтовое пиво — это собранный продукт, где важно всё — и вкус, и дизайн, и маркетинг, и посыл. «Тапок» это взгляд со стороны на то, что ты делаешь, поэтому мы смотрим все оценки и отзывы и стараемся делать выводы как по внешнему виду, так и по содержимому.

Но при этом оценки в Untappd надо уметь...пускай будет сказано, понимать. Чаще всего люди оценивают каждое пиво не в рамках одного стиля, а в рамках всего пива в целом, то есть они сравнивают условно не один пилснер с другим, а пилснер с IPA, со смузи, со всем, чем угодно. Поэтому когда я вижу 3.9-4.0 у смузи — это точно не лучший экземпляр, а та же отметка у того же пилснера будет иметь более весомое значение. Это важно держать в голове, когда смотришь на оценки. Ну и уж точно оценка пивоварни никак не равна объему продаж. Есть куча полярных примеров.

Про крафтовое пиво как законченный продукт. Что имеешь ввиду под посылом?

Тут я имею ввиду, что помимо, само собой, качества пива, надо стараться уделять значимую роль и, скажем так, оболочке продукта: вкладывать какую-то не совсем уж пустую идею, да и глазу чтобы тоже приятно было. В названии, в дизайне этикетки должна быть заложена какая-то мысль, которая откликается у потребителя. Это не должно быть просто пиво «Светлое» или пиво «Темное».

Мысль, заложенная в название пива и правильно наложенная на стиль, может повеселить человека, может отразить какой-то злободневный момент, может заставить о чем-то задуматься, о чем-то напомнить — она должна задеть какие-то струны, это не должно быть впустую.

Я считаю, что это очень важно, поэтому мы всегда стараемся поймать какой-то общий вайб, оседлать одну волну настроения с потребителем. Иногда любим поиграть в ассоциации, любим выпускать какие-то серии, новогодний релиз делаем вот уже третий год подряд.

Кто у вас отвечает за создание настроения?

Если касаться идей, нейминга и маркетинга — всё это в большей степени моя стезя. Сами сорта чаще придумывает Миша, мы в этом плане очень хорошо друг друга понимаем и дополняем, но при этом бывает, что иногда и спорим, в хорошем смысле этого слова, что тоже, я считаю, идёт нам на пользу. А по выпуску конечного продукта я всегда говорю так — все мы вместе приложили усилия для того, чтобы получился итоговый результат. Начиная от сотрудников на производстве до людей в офисе и на удаленке, даже логистика тут играет свою роль. Все мы — одна большая команда под названием White Stone.

Если больше остановиться на дизайне — кто отвечает за визуал?

С созданием этикетки у нас получилась такая история. Витя Соколов, с которым начинали пивоваренный проект и до сих пор являемся совладельцами Corner Pub — профессиональный художник из граффити-команды «НеМы». Его соратник по команде Максим Ерёмин рисовал наши акварельные иллюстрации, а Женя Лещенко до сих пор делает верстку всех этикеток, поэтому на старте сильных проблем в этом плане у нас не возникало. Недавно мы наконец-то выпустили совместный сорт, посвященный 23-летию их коллектива. Учитывая, сколько мы знакомы и сколько уже сотрудничаем, это, конечно, довольно поздняя коллаборация.

Сейчас стилистика немного поменялась, почти все идеи воплощает в жизнь Сергей Муч, тоже очень талантливый художник. Наш стилёк уже становится узнаваем. Но, независимо от иллюстрации или какой-либо графики, одно остается неизменным всегда — белый цвет этикетки. Когда мы принимали это решение, то помимо, само собой, отсылки к белому цвету в нашем названии, мы хотели как-то выделиться в общей массе крафтового холодильника в баре или магазине, который на тот момент был, да и сейчас остается выдержан преимущественно в темных тонах. «Ваши банки всегда хорошо видно на полках» — периодически говорят нам на фестивалях, а значит не зря всё тогда было сделано.

Коллаборация с граффити-командой «НеМы»

Чуть подробнее поговорим про Corner Pub. Можно ли сказать, что это тапрум White Stone Brewery?

Наверное, нет. В «Корнере» всегда есть всё наше пиво, но это больше самостоятельное заведение, уже со своей историей. Там было много интересных событий — приезжали в свое время с полу-акустикой Чача Иванов из «Наива» и Дима Спирин из «Тараканов», Вася В. из «Кирпичей». В пабе снимали несколько сцен для кино, проводили фотосъемки — недавно вот ребята из магазина Kixbox заезжали на фотосессию, ну и много чего еще. И, как я уже говорил, Corner — это такой симбиоз британского паба с крафтовым пивом, мне кажется это не очень вяжется со словом «тапрум». Хотя это, безусловно, наш бар. Вернее, бары, так как есть еще паб в Дзержинском.

Есть ли планы дальше развивать свою небольшую сетку в направлении столицы? Или, возможно, открыть как раз-таки тапрум White Stone в полном понимании слова?

Сейчас я об этом не думаю. Барами занимается в первую очередь Витя, я не принимаю участия в управлении. Все силы полностью отдаю пивоварне, поэтому на что-то иное меня просто не хватит. Ну а дальше — время покажет.

Расскажи немного про ваших опыт коллабов.

Как-то в 2019 году на крафтовом футбольном турнире среди баров, который организовывал ещё Макс Барада, мы познакомились с Ромой Гущиным из Rewort — Рома, привет! Стали общаться и как-то так сдружились, что решили выпустить коллаб, который появился аккурат к SVOI Fest в 2019 году. Сварили «Мачу Пикчу» милкшейк IPA с гуавой — был тогда такой стиль, если кто-то помнит. Потом еще с ребятами делали двойной релиз Heart ov Fog — сауэр эль и мид с одинаковыми ингредиентами — малиной и бергамотом, вышло тоже неплохо. А к Рождеству 2020 года мы варили сладкий стаут с пряностями «Штоллен» вместе с «Одной Тонной», про них я рассказывал в самом начале, всем тоже большой привет!

Помимо совместных варок с коллегами по цеху были и коллабы другого плана. Я уже упоминал про последний — юбилейный совместный сорт с командой «НеМы», ещё варили и до сих пор, кстати, варим пэйл эль «Схватка», который был приурочен к Дню Рождения регбийного клуба «Спартак Москва». Острую «Желтую Ракету» варили при участие питерской ребят из Chili Kingdom, которые специализируется на острых соусах. C на тот момент еще московским диджей-дуэтом CD-DOMA тоже был совместный сортик, с ребятами из Beer Mug выпускали релиз к открытию их магазина в Сочи.

Такие, непивные темы меня в последнее время как-то больше привлекают, есть еще пара идей, которые, надеюсь, воплотятся в наступающем году. Хотя с друзьями мы свариться всегда не против и, надеюсь, еще что-то сделаем вместе.

Весной на форуме пивоваров в Сочи мы познакомились с Азисом Балтыбаевым из Time Bomb Brewery. Хотя у мероприятия и, так скажем, своя атмосфера, но мы отлично пообщались и провели время. Отдельное спасибо Азику за то, что помог нам принять участие в тульском фестивале «Самовар Крафт Фест». Продолжаем и сейчас общаться с ребятам из Time Bomb, они планируют заскочить к нам в гости в этом году, как раз будет повод обсудить что-то совместное.

Сергей Гвоздев, Михаил Анисимов, Антон Васильев, Виктор Соколов на пивоварне Rewort, 2021 год

Где еще успели побывать в этом году из фестивалей?

Мы объездили восемь фестивалей и это, конечно, выматывает. К концу лета было довольно тяжело как физически, так и морально, на последний фест ехали уже на «ободах», но фестики — это всегда весело и интересно. За лето объехали Питер, Клин, Сочи, Курск, Нижний, Сергиев Посад, Тулу, Казань.

Осенью успели поналивать пивко на паре вечеринок в Москве и посетить Craft Depot Fest! Фестиваль прошел достаточно прилично, хотя я и не сильный любитель двухдневного формата. Народу пришло достаточно много, пришло бы и больше, но тут спасибо организаторам, что не продавали бесконечное количество билетов, поэтому обошлось без толкучек. Очень много друзей и знакомых, большое количество фидбэка от жителей столицы и региона — это то, чего нам, да и многим другим пивоварам, не хватало!

Ну и пару слов о намеченных планах на ближайшее время.

Сейчас главное — это поставить новые ёмкости. Очень хотелось бы к лету уже решить или хотя бы начать решать вопрос с собственной линией, будем надеяться, что всё сложится.

Также мы ищем в команду на производстве еще одного человека — пивовара или помощника. Возможно, кто-то из читателей этого интервью откликнется на предложение — пишите в наши социальные сети.

В январе Сергей Цуркан из GUSI Brewery пригласил нас на новогодний SibCraftFest, с удовольствием посетим столицу Сибири, давно хотели это сделать. Ну и надеемся, что еще один фестиваль прогремит в Москве! По крайней мере, слухи об этом ходят.