Несмотря на то, что банка в последние годы становится наиболее востребованной емкостью на крафтовом рынке, бутылки никуда не исчезают и ряд стилей все равно гораздо привычнее воспринимается именно в таком формате. Сегодня мы по фактам расскажем о самых известных формах пивных бутылок, а также коснемся темы их переработки и вторичного использования.
Начнем с того, что сама по себе бутылка может быть как стандартизованной с завода, так и выполненной по индивидуальному заказу — крупные пивоваренные компании зачастую брендируют емкости для своей продукции рельефными логотипами или другими элементами дизайна, благодаря которым их продукция будет выделяться на полке. Также нестандартной может быть сама форма и объем, но в большинстве случаев производители пользуются вполне определенным рядом форм-факторов, о которых и пойдет речь далее.
Издание VinePair приводит иллюстрированную классификацию форм бутылок:
- Nip / Pony / Grenade — 7 унций или 0,21 литра.
Самый маленький формат. В XVII-XVIII веках слово «nipperkin», которое означало небольшую порцию пива, обычно полпинты или меньше, со временем сократилось до «nip».
- Stubby / Steinie — 12 унций или 0,35 литра.
Небольшая широкая бутылка объемом 0,35 литра, отличающаяся от привычной формы своим коротким горлышком.
- Longneck/ISB — 12 унций или 0,35 литра.
Industry Standard Bottle (ISB) — самый распространенный в мире форм-фактор, который легко встретить в любом магазине.
- Belgian — 12,7 унций или 0,375 литра.
Объем может варьироваться и в большую, и в меньшую сторону. Как и следует из названия, изначально такой формат использовался в Бельгии в первую очередь для ламбиков и гезов. Тем не менее, производители «диких» стилистик разливают свою продукцию в подобные бутылки по всему миру — в России, например, бутылки такой формы можно встретить у Oka River.
- British — 16,9 унций или 0,5 литра.
Стандартный вариант пивной бутылки в Великобритании, используются и меньшие объемы — 275 и 330 мл.
- Bomber — 22 унции или 0,65 литра, также 25,4 унции или 0,75 литра.
Такие увеличенные бутылки зачастую используются для лимитированных сортов, например, для выдержанных в бочке имперских стаутов и барливайнов. Горлышко иногда заливается воском, часто используется винная пробка.
- Caguama / Ballena — 32 унции или 0,94 литра.
Широкотелая бутылка с толстым горлышком. Используется некоторыми мексиканскими производителями.
- Forty — 40 унций или 1,2 литра.
Актуальный в США увеличенный формат бутылки для недорогих массовых лагеров и «солодовых напитков» (malt liquor).
- Magnum — 50,7 унции или 1,5 литра.
Бельгийская большая бутылка, как правило, выполняющая демонстрационную функцию, а также актуальная в качестве подарка
- Growler — 64 унции или 1,9 литра/Howler — 32 унции или 0,94 литра.
Бутылки, в которые традиционно наливают пиво навынос в заведениях.
У некоторых бутылок на дне имеется выемка — пунт. По распространенной версии, ее появление связано с тем, что изначально бутылка выдувалась через трубку со стороны горлышка, пока с обратной стороны ее поддерживали железным прутом под названием понтий. Когда бутылка была готова, этот прут отдирали, оставляя на дне торчащую неровность, которую заправляли внутрь вместо полировки дна. Положительным моментом в этом было придание таким образом бутылке устойчивости. Со временем слово «понтий» превратилось в слово «пунт» и так стали называть ту самую выемку.
Помимо устойчивости, выемка внизу способствует равномерному распределению давления в бутылке, так как увеличивается площадь соприкосновения пива со стеклом. Также такие бутылки удобно хранить — пробка одной просто вставляется в дно другой.
Пивные бутылки подходят для переработки и стандартная бутылка в большинстве случаев на 20-30 процентов произведена из переработанных материалов. Принципиальным моментом является то, что отданная на переработку бутылка должна быть целой. В плане экологичности бутылка при этом имеет и свои минусы — в силу массивности этой емкости, транспортировка оставляет больший углеродный след, чем перевозка пивных банок. К тому же, это довольно хрупкая емкость, поэтому для ее сохранности в пути требуется большое количество картонной упаковки, что также не прибавляет очков в плане безопасности для окружающей среды.
Более эффективным в этом отношении является повторное использование одних и тех же бутылок, распространенное в Европе и набирающее обороты в США. Мытье бутылок для последующего наполнения новым пивом — гораздо менее энергозатратное действие, чем нагрев печей для их расплавления и переформовки. В России эта инициатива пока не получила распространения.