Культура
Как Дональд Трамп ставит подножку американскому пиву

Ситуация на рынке американского крафта становится всё сложнее, особенно для тех, кто только собирается открывать свою пивоварню. В марте прошлого года президент США Дональд Трамп ввёл 25 %-й налог на импорт стали и 10 %-й — на импорт алюминия, что ударило по производству баночного пива и рентабельности крафтовых пивоварен. Рассказываем, что об этом думают местные пивовары и чем им это грозит.

Текст
Георгий Истигечев

В конце августа Трамп раскритиковал правительство КНР в связи с введением 75-миллиардных пошлин на импортируемые в Китай американские товары. «Мы должны восстановить баланс в этих очень несправедливых торговых отношениях», — написал Трамп.

К активным действиям в Белом доме перешли незамедлительно: уже 1 сентября США ввели 15 %-е пошлины на импортируемые китайские товары, общая стоимость которых составила 112 миллиардов долларов. Под действие трамповской инициативы попало и пивоваренное оборудование, объём импорта которого в США только в прошлом году составил 35 миллионов долларов. По оценкам Beer Institute, торговая война между США и Китаем добавила американской пивной отрасли ежегодную налоговую нагрузку в размере 347 миллионов долларов, и она дополнительно увеличится после запланированного введения новых пошлин на алюминий.

Американские пивовары единогласно признаются, что выдержать новые налоги будет непросто. Например, второй по величине американской пивоваренной компании MillerCoors существующие налоги уже обошлись в 40 миллионов долларов. Представители региональных пивоварен, например миннесотской Summit Brewing, рассказывают, что существовавший в 2018 году налог на алюминий увеличил их расходы на 160 тысяч долларов. Новые же пошлины, по оценкам президента и генерального директора Beer Institute (BI) Джима Мак-Гриви, сделают положение пивоваров ещё более тяжёлым: «Только в прошлом году американская индустрия напитков заплатила дополнительные 250 миллионов долларов пошлин на металл, который по факту не должен был ими облагаться. Это увеличило стоимость производства пива. Новый виток налогов увеличит расходы и поставит под угрозу существование рабочих мест, которые зависят от процветающей американской пивной индустрии».

«Это просто неоправданный налог»

Коллин Касторе, владеющий пивоварнями Seventh Son Brewing Co. и Antiques on High (г. Колумбус, штат Огайо), говорит, что диапазон цен на алюминиевые банки уже увеличился примерно с 15–18 центов до 19–24 центов. Стоимость зависит от техники обработки металла. При этом суммарно две пивоварни продают примерно 800 тысяч банок пива в Огайо в год. По оценкам Касторе, повышенные цены на металл обходятся ему примерно в 16 тысяч долларов в год. Пока пивовар не повышает цену на свою продукцию, чтобы компенсировать убытки, но говорит, что сделает это, если цены продолжат расти. «Если стоимость поднимется ещё на 20 %, нам придётся что-то придумывать: мы не сможем и дальше это терпеть», — сказал он.

Роб Бёрнс, соучредитель и президент основанной в 2012 году на занятые им у друзей и семьи 125 тысяч долларов пивоварни Night Shift Brewing (штат Массачусетс), говорит, что повышение цен на алюминиевые банки компанией ощущается очень остро. В этом году Night Shift Brewing планирует выпустить около 13,2 миллиона банок пива, а из-за новых пошлин расходы компании составят больше 260 тысяч долларов. «У нас небольшой независимый семейный бизнес, поэтому каждый цент имеет значение, — поясняет Бёрнс. — Четверть миллиона долларов — значительная сумма. Мы теряем возможность создать два или три рабочих места, купить оборудование, расти дальше и получать доход».

По более мелким компаниям новые пошлины бьют ещё сильнее. Начинающий предприниматель Адриан Савчук и его жена Дара планировали открыть крафтовую пивоварню Tidal Creek в городе Мертл-Бич. Они уже арендовали помещение, заключили необходимые контракты и собирались получить разрешение на производство, но вынуждены были изменить свои планы. Савчук хотел заказать пивоваренное оборудование из Китая на 300 тысяч долларов, но пришлось урезать количество ферментационных резервуаров. По его словам, это приведёт к сокращению производства на две трети — с трёх до одной тысячи баррелей. Савчуки отложили открытие пивоварни до первого квартала 2020 года и собираются пересмотреть штатное расписание, существенно сократив его. «Я смотрю на все эти деньги и понимаю, что это просто неоправданный налог», — жалуется Савчук.

Ситуация у Касторе и Бёрнса не такая тяжёлая, как у Савчуков: пошлины по ним ещё не ударили, так как они управляют устоявшимися предприятиями, в которые уже были сделаны крупные вложения. Тем не менее, оба пивовара хотят расширяться, чтобы не отставать от растущего потребительского спроса, а для этого требуется новое оборудование.

У Night Shift Brewing действительно большие планы: в 2020 году владельцы хотят открыть производство в Филадельфии. Новый завод будет иметь стартовую мощность в 3,5 миллиона литров в год с возможностью дальнейшего увеличения до 23 миллионов литров. «[Пошлины] определённо влияют на решения о закупках, — говорит Бёрнс. — Мы покупали китайское оборудование в прошлом, поскольку оно всегда было хорошего качества и доступным».

Seventh Son уже отложили ряд приобретений и отказались от высококачественного лабораторного оборудования. «Естественно, пошлины влияют на нас и на темпы нашего роста», — сказал Касторе.

«Было 10 %, стало 15 %, завтра может быть 20 %, а потом их и вовсе отменят, — резюмирует Савчук. — Неопределённость никогда никому не идёт на пользу».

Двойной удар

Президент и генеральный директор Brewers Association (BA) Боб Пиз говорит, что организация планирует начать работу с отраслевыми группами и членами Конгресса, чтобы отменить пошлины. «Алюминиевые банки составляют почти треть производства упаковки для пивоваров, — сказал Пиз. — Кроме того, я уверен, что количество алюминия, используемого крупными пивоварами, не идёт ни в какое сравнение с теми объёмами, которые есть у членов нашей организации». По оценкам BA, американские пивоварни импортируют алюминиевые листы для производства банок на 150 миллионов долларов. «Если вы добавите к этой сумме пошлину в 10 или 15 %, то получится совсем не маленькая цифра», — отмечает Пиз.

Помимо пошлин, по крафтовой индустрии также ударит повышение федеральных акцизов на алкоголь. В конце года могут истечь налоговые льготы для малых пивоваров. Большинство членов Конгресса поддержали введение бессрочных льгот, но нет никаких гарантий, что эта инициатива в итоге вступит в силу. «Эта неопределённость действительно осложняет ситуацию в деловой среде, — сказал Пиз. — Крафт продолжает быть ярким пятном в американской пивной индустрии, но многие пивоварни борются за выживание прямо сейчас. Нам уже трудно из-за пошлин, и если истекут налоговые послабления, то это будет двойным ударом».

Переговоры продолжаются

Вице-премьер Китая Лю Хэ — главный экономический советник президента Си Цзиньпина заявил, что страна готова разработать резолюцию о прекращении торговой войны, сообщает агентство Reuters. «Мы считаем, что эскалация торговой войны не выгодна ни Китаю, ни США, ни остальным народам мира», — сказал Лю Хэ. Трамп ответил в Твиттере, что переговоры продолжаются. «Я рад, что президент Си и его представители хотят спокойного разрешения этой проблемы, — написал он. — Я очень впечатлён, что они готовы выйти и изложить факты с такой точностью. Вот почему он является великим лидером и представляет великую страну».

Китай и США недавно объявили, что в ближайшее время в Вашингтоне пройдут переговоры, направленные на прекращение торговой войны. «Обе стороны не хотят, чтобы их обвиняли в эскалации конфликта и нанесении ущерба мировой экономике, — сказал Чжоу Сяомин, бывший сотрудник китайского министерства торговли. — Но переговоры не означают сближение сторон или смягчение позиций».

США планируют дополнительное увеличение пошлин с 1 октября. Если переговоры зайдут в тупик, то обе стороны вновь повысят налоги на импорт 15 декабря.