За 11 месяцев 2020 года оборот российского общепита снизился на 21% до 1 214 млрд рублей, согласно данным Euromonitor. По прогнозам Россельхозбанка, в 2021 году рынку удастся вырасти лишь на 17%, а полноценно восстановиться отрасль сможет не ранее, чем через два года.
Также Россельхозбанк предоставил данные, исходя из которых снижение оборотов в апреле-мае произошло на 46% по отношению к тому же периоду 2019 года, а точнее, до 63-64 млрд рублей.
Тем не менее, более свободный от ограничений июль 2020 года позволил уровню транзакций общепита достигнуть уровня 2019 года, а август даже показал рост оборота на 8%. Далее ситуация была снова нестабильна и падение оборотов то замедлялось в осенний период, то до ноября транзакционная активность поднималась выше уровня 2019 года на 19%, а потом снова снижалась на 20% из-за новых ограничений.
По словам руководителя Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Дмитрия Тарасова, на сегодняшний день российские заведения общепита наблюдают потенциальный рост.
— Сейчас, со смягчением условий работы, рынок общественного питания России имеет потенциал к росту. Компании смогут частично компенсировать падение трафика и, соответственно, выручки. Среди основных драйверов можно выделить накопленный спрос, люди соскучились по «выходам в свет», сезонность — в летний период активное посещение точек общепита возрастает, а также наличие свободной инфраструктуры. Не пережившие пандемию компании освободили площади, которые могут быть заняты новыми, а также теми, кто остался на плаву. При этом, как и в случае с мировым рынком HoReCa, в России на восстановление рынка может уйти порядка 2 лет, — рассказал Дмитрий.
Помимо этого, эксперты отмечают, что в скором времени рынок общепита ожидает трансформация. Вероятнее всего в отрасли появится рост объемов доставки на дом, а также более тесная конкуренция между ресторанами и продуктовыми магазинами. К тому, могут появиться и виртуальные рестораны.