Новая выставка в Самаре раскрыла версии возникновения подземного «пивопровода» пивовара Альфреда фон Вакано.
Исходя из слов различных экспертов, у подземного хода или даже ходов, которые, по легенде, построены австрийским пивоваром под самарскими улицами, есть четыре версии происхождения.
Первая версия возникновения «подземного хода Вакано» — это так называемый «пивопровод», по которому с пивного завода прямиком к самому Альфреду фон Вакано поступало свежее пиво. Историки в данной версии сомневаются.
— Расстояние от пивзавода до особняка было совсем небольшим, а в распоряжении фон Вакано была целая конюшня и сотрудники, готовые доставить пиво в любой момент, — поделилась ведущий библиограф Самарской областной библиотеки Лариса Доброскок. — Поэтому нужда в таком «пивопроводе» была весьма сомнительной.
По второй версии подземный ход связывает пивоварню и довольно популярный фирменный пивной ресторан фон Вакано, но и эта версия не устраивает историков.
— Строить такой трубопровод было бы нерационально и дорого, нужно было бы постоянно платить за аренду городской земли. А подвоз свежего пива было легко обеспечить и в бочках, — отметила Лариса Доброскок.
Третья версия говорит, что ходы ничто иное, как канализация, поскольку именно пивовар выделил на создание проекта первой в Самаре канализации 15 тысяч рублей и профинансировал строительство ее первой очереди.
Также фон Вакано активно участвовал в строительстве, пригласив знаменитого инженера Линдлея и заказав около 30 вагонов материалов для этого. Благодаря этому, спустя сто лет первая канализация города все еще в прекрасном состоянии.
- Скорее всего, именно сеть канализации легла в основу городской легенды о подземных ходах фон Вакано, — поделилась своим мнением эксперт.
Четвертая версия рассказывает действительно о тоннеле, который проходит под руслом Волги. Начало хода расположено на территории рядом с военной частью.
Слухи гласят, что в 1990-х годах два солдата-срочника смогли найти вход в подземелье и даже прогулялись по тоннелю, только потеряли сознание под землей из-за нехватки воздуха. Спасти их не удалось, а ход после инцидента был замурован.
По словам экспертов, проект постройки тоннеля действительно обсуждался.
— Первоначально городскую канализацию действительно хотели вывести под руслом Волги от Полевого спуска на Коровий остров, — поделилась Лариса Доброскок. — Но потом от этого варианта отказались.
На выставке «Альфред фон Вакано — коллекционер, предприниматель, меценат» можно узнать о тоннелях подробнее. Попасть на нее можно будет до 8 апреля 2021 года.