Ассоциация компаний интернет-торговли попросила Сергея Собянина отменить запрет на онлайн-продажу алкоголя. По их мнению, это поможет снизить загрузки торговых центров и магазинов в праздничные дни.
По словам Артема Соколова, президента АКИТ, 24 декабря 2020 года ассоциация направила главе рабочей группы госсовета по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции и мэру Москвы Сергею Собянину письмо с просьбой о временной отмене в России запрета на дистанционную продажу алкоголя.
В качестве аргумента было приведено увеличение загрузки и частоты посещения торговых центров и магазинов потребителями в праздники, что усугубляется еще и ограничением времени работы торговых точек, которое приводит к большим скоплениям людей в одно время в одном месте. Одной из причин, которая побуждает людей нарушать самоизоляцию, по словам представителей ассоциации, является ограничение возможности приобретения нужных товаров в интернете.
«Наличие у покупателей возможности собрать онлайн полную корзину товаров, включая товары из алкогольного ассортимента, позволит перевести значительную часть клиентов на дистанционное обслуживание», — сказано в письме. АКИТ прогнозирует полный переход в онлайн-канал продаж не более 20% потребителей.
Также в ассоциации предложили постепенное снятие запрета, сперва лишь в пиковые периоды, чтобы проанализировать результаты и на основе этого принимать окончательное решение.
— Эту тему так оставлять нельзя. В предпраздничные дни в каждой первой потребительской корзине есть алкоголь. Мы могли бы частично решить проблему массового скопления людей и очередей на кассах в супермаркетах путем перевода части клиентов на полное дистанционное обслуживание, — объясняет Артем Соколов свое несогласие с темой неактуальности дистанционной продажи алкоголя. Он добавил, что все инструменты для регулирования законного исполнения продаж на данный момент имеются. Достаточно подключить систему онлайн-магазина к ЕСИА (портал «Госуслуги»), чтобы исключить продажи алкоголя несовершеннолетним.
Контролем за нарушением запрета на онлайн-продажу алкоголя занимается Росалкогольрегулирование. По ее данным, в этом году количество сайтов, предлагающих дистанционную покупку алкоголя, выросло более чем на треть в сравнении с 2019 годом. К 25 декабря 2020 года служба выявила 5312 сайтов, которые предоставляют данную услугу. Из них 2319 уже заблокированы, а 2993 — устранили все нарушения.
В РАР деятельность компаний не комментируют.
Онлайн-магазины X5 Retail Group и другие крупнейшие российские ретейлеры не доставляют алкоголь, а дают возможность покупателю забронировать товар на сайте с последующим выкупом его из точки продаж после предъявления паспорта.
— Это позволяет обеспечить контроль возраста покупателя, при этом гарантируя наличие нужного товара в конкретной точке, — объясняет представитель X5.
По мнению основателя сети «Красное и белое» Сергея Студенникова, услуга доставки алкоголя была бы востребована не менее покупки продовольствия. В компании «Магнит» его поддержали.
— По нашим предварительным расчетам, при снятии ограничений на доставку оборот мог бы вырасти на 15–20%, — говорит представитель компании.
Отсутствие разрешения на онлайн продажу алкоголя не дает достаточно возможностей государству для контроля этого канала продаж.
— Этот рынок существует, маркетинговые затраты на продажи в интернете огромны, и без контроля в продажу зачастую может поступить произведенный непонятно кем алкоголь, — считает Александр Ставцев.
— Есть нелегальный канал, который дает потребителям альтернативу продажам алкоголя в рознице, и люди зачастую не задумываются о том, кто им продаст этот алкоголь, они приходят за услугой, а легальной альтернативы нет, — поделился мнением Артем Соколов.
В 2020 году Group-IB, которая специализируется на кибербезопасности, проанализировала нелегальные онлайн-продажи алкоголя. По оценке компании, впервые с 2017 года рост сбыта остановился и остался на уровне 2019 года — 2,5 млрд рублей.
Причинами изменений стали: коронавирус и ограничения для его предотвращения, которые привели к покупке алкоголя для себя, но реже для корпоративов и застолий как с друзьями, так и с семьей, а также блокировка подпольных сайтов с дистанционной продажей алкоголя.
Количество таких сайтов за 2020 год сократилось примерно на 500 штук. Тем не менее, достаточно много ретейлеров перешло в социальные сети. Таким образом, число крупных аккаунтов с доставкой алкогольной продукции в Instagram увеличилось до ста, что в два раза больше в сравнении с прошлым годом. В то же время в Telegram увеличение произошло с 30 до 50.