Кег — такой же важный способ хранения и транспортировки пива, как и все остальные. О том, как устроен этот бизнес, почему эта технология сохраняет вкус и качество дольше, а также обо всем остальном, что касается кег и их специфичного рынка в России — в интервью с Константином Дайлидонисом, менеджером по развитию компании «Янберг Контейнер Системс».
Слово «кег» образовано от шведского kagg («бочонок»), что даёт представление об эволюции пивной тары. Несколько тысяч лет назад пиво хранили в глиняных кувшинах и амфорах. Ну, как хранили — скорее держали непродолжительное время и быстро выпивали. В средневековой Европе бал правили деревянные бочки. И только в 1929 г. немецкой фирмой Krupp для хранения пива была создана первая металлическая цилиндрическая ёмкость взамен выпуклой деревянной бочки. В 50-е годы в Австралии H. T. Barns изобрёл муфту, а затем английская фирма Sanki разработала коленчатый фитинг. Муфта и фитинг сделали кег герметичным и, стало быть, намного более качественным хранилищем пива.
Десять лет назад основатель компании Ян Белоглазов занимался продажей б/у кегов. И примерно пять лет назад была сформулирована идея об открытии собственного производства. Построили завод к концу 2015 года, а в 2016-м начали массовое производство. На данный момент мы продали более 150000 кегов.
Завод расположен под Воронежем в селе Бабяково.
Мы делаем кеги в DIN-стандарте. Есть ещё euro-стандарт, но DIN видится нам оптимальным: такой кег более узкий и высокий, что удобнее при транспортировке. Сама ёмкость сделана из пищевой нержавеющей стали AISI 304, имеет очень долгий срок эксплуатации. На выбор заказчика мы предоставляем четыре вида фитинга: A, S, G или M в зависимости от типа линии розлива на заводе. Тип А самый популярный, потихоньку все переходят на него.
Это механизм укупорки самой кеги. Она полностью герметична, когда не подключена линия розлива, воздух внутрь не попадает никак.
Современный тип кегов появился относительно недавно, примерно тридцать — сорок лет назад, и кроме подбора более экологичных сплавов и улучшения механизма фитинга, здесь придумать особо нечего. Хотя дело ещё и в стандартах: часто менять систему не получится, люди же сидят на привычном формате.
Недавно на выставке ресторанной индустрии мы общались с австрийским производителем пивного оборудования, чьему собственнику уже за девяносто лет, и он застал эпоху деревянных пивных бочек! На самом деле остаётся лишь радоваться факту, что мы можем пить пиво без посторонних элементов и наслаждаться его истинным вкусом, каким его задумал пивовар, благодаря весьма технологичным современным тарам.
Одна китайская компания совсем недавно придумала пластиковые кеги из какого-то ультрасовременного пластика, пиво в котором хранится до девяти месяцев без потери качеств. Но навряд ли это выйдет на большой рынок, в России уж точно.
Пластиковые кеги пропускают свет, воздух и самое главное — они одноразовые, что не мешает многим использовать их повторно и неоднократно. Соответственно, продукт в таком «многоразовом» кеге ну никак не может быть таким, каким его туда разлили, например, десять дней назад.
Также металлический кег экологичнее в разы: металл легко перерабатывается и используется по второму кругу и далее.
Ну, и один из главных плюсов, которые почему-то не очевиден для многих: металлический кег дешевле, чем пластиковый, несмотря на то что пластиковый стоит 250 рублей, а стальной — 5000 рублей. Металлический кег окупается достаточно быстро, а потом служит до двадцати лет! Пластиковый — один день.
Поэтому многие пивоварни активно переходят на металл. Меняются тенденции потребления, люди начинают качественнее считать свои деньги, думать о вторичным и даже чёрном рынке кег.
Это очень интересная территория. Да, у кег очень много точек продаж, помимо заводов-производителей и вторичного рынка (когда пивоварня продаёт часть кег, потому что закупает новые). Тара легко воруется и перепродаётся на чёрном рынке.
Например, пивовар купил у нас кеги, налил туда пиво, отдал ресторану. Десять кегов с пивом отдал, а спустя какое-то время ему пустых вернули только девять. Возможно, кто-то из персонала украл один кег, продал на металл или на чёрном рынке другому пивовару. Короче говоря, кег потерялся. Конечно, пивоварня закладывает расходы на такие потери, но ей и спросить с заведения особенно нечего, особенно если такое случается редко, и клиент в принципе старый и платёжеспособный.
Вообще, и рынок вторичных кег у нас процветает, много тары гонится сюда из Европы, которые там были списаны пивоварнями из-за сроков службы.
Да, конкурентов немало: производители одноразовых кегов, импортёры б/у кегов из Европы, производители новых кегов из Европы и Китая (качество последних у многих вызывает вопросы) и чёрный рынок.
Если честно, нет. Мало крафтовых пивоварен работает с многоразовой тарой, не все могут себе позволить, кроме очень крупных игроков типа Jaws. Большинство сидят на пластиковых кегах.
Мы хотим, чтобы рынок кегов в России был более прозрачным и легальным, чтобы клиенты пересели с пластика на металл, потому что он экологичнее и лучше сохраняет вкус напитка.