Культура
Экономика крафтовых слияний

Консолидация — судьба любой раздробленной отрасли. Стратегические альянсы, слияния и поглощения происходят как в сфере высоких технологий, так и среди потребительских товаров. Крафтовая индустрия раздроблена по своей природе и пытается держаться за понятия «малый» и «независимый», но на Западе в этом бизнесе слияния тоже происходят, число их в последние годы растёт. Почему это происходит? Кратко пересказываем аналитическую статью об экономике слияний в мире крафта Кэри Шамвей, основателя портала для профессионалов крафтовой индустрии Craft Brewery Finance.

Текст
Георгий Истигечев

Консолидация на пивном рынке происходит по разным причинам: для экономии затрат, достижения эффекта масштаба или для выкупа конкурента. Хотя количество поглощений среди пивных компаний увеличилось в последние годы, консолидация рынка идёт десятилетиями. В начале 1980-х три четверти американского пивного рынка уже были в руках четырёх игроков: Anheuser-Busch, Miller Brewing, Coors Brewing и Pabst. В Великобритании к этому времени доминировали шесть крупных компаний: Whitbread Beer Company, Scottish & Newcastle, Courage, Bass, Watneys / Grand Metropolitan и Allied Lyons. Они контролировали не только производство, но и каналы продаж, так как в их собственности находилось и подавляющее большинство пабов в стране.

Подобные процессы сейчас происходят и на крафтовом рынке. За последние десять лет поглощениями малых пивоварен занимались не только гиганты алкогольной индустрии. Крупные крафтовые пивоварни теперь и сами начинают заключать собственные сделки, объединяясь или формируя коллективы, чтобы завоевать новые позиции на рынке. В мае Boston Beer Company — крайне консервативная компания, известная своим осторожным отношением к подобным сделкам — внезапно сменила свой подход и купила Dogfish Head Craft Brewery за 300 миллионов долларов. Это самый свежий пример, крупные игроки CANarchy, Craft Brewery Collective и Artisanal Brewing Ventures образовались всего лишь несколькими годами ранее.

Условия типичной сделки

Консолидация может принимать разные формы: стратегическое партнёрство, миноритарные инвестиции или прямой выкуп. Покупатели и продавцы обмениваются информацией и пытаются договориться об условиях сделки. Часто для руководства сделкой и проведения переговоров привлекается брокер.

Покупка обычно включает в себя так называемое неконкурентное соглашение, по которому продавцу запрещено открывать аналогичный бизнес в течение определенного отрезка времени. Сделка может также включать в себя трудоустройство прежних владельцев или топ-менеджеров, что позволяет им остаться в новой компании.

На слияние двух крафтовых пивоварен влияет много факторов, но базовый принцип остаётся неизменным: два отдельных завода объединяются и становятся одним предприятием.

Экономические преимущества

Стандартная схема слияний среди оптовиков — покупка соседей. Когда приобретаемое производство расположено недалеко и его территория дистрибуции смыкается с вашей территорией, можно объединить склады и маршруты доставки и сократить избыточный административный персонал.

В этой области даже бытует особый термин — «золотые кейсы» (golden cases) — для описания финансовых выгод от добавления новых продаж пива к существующей распределительной инфраструктуре. Кейсы становятся «золотыми», так как обеспечивают приобретающему оптовику дополнительную прибыль без дополнительных затрат.

«Индустрия крафтового пива имеет очень низкие барьеры для входа, но масштабирование невероятно сложно и дорого, — говорит Мэтт Фрейзер, генеральный директор CANarchy. — Если вы можете сохранить дух бренда, то в консолидации много преимуществ, как и в других отраслях».

Иными словами, пивоваренные заводы, ориентированные на приобретение, ищут операционную синергию — ситуацию, в которой два завода, работая вместе, могут достичь того, чего не могут по отдельности, когда целое становится большим, чем сумма его частей.

«Мы консолидируем то, что потребитель не видит и не может видеть, — добавляет Фрейзер. — Объединяем финансы, бухгалтерию, юридические отделы, HR, IT, комплаенс и закупки сырья, сохраняя при этом индивидуальность брендов, которая и вывела их на этот уровень».

Экономия на масштабе — ещё один термин, используемый для описания преимуществ, которых добиваются крупные пивоварни. В них входят бóльшая покупательная способность в отношении хмеля, зерна, упаковочных материалов и пивоваренного оборудования, а также сниженные затраты на все составляющие производства: банки, бутылки, картон и другое сырье. Поскольку пивоваренные заводы объединяют и увеличивают свои возможности, эффект масштабирования приводит к увеличению выручки и прибыли без существенной реструктуризации производства.

Зачастую консолидация даёт возможность приобретённому производству использовать существующие каналы сбыта. Бренд добавляют в существующую оптовую сеть и обеспечивают доступ на новые рынки. Новые каналы поставок, новые команды дистрибьюторов, обмен знаниями — всё это может дать компании огромные рычаги для дальнейшего развития. По словам Фрейзера, «внутренняя конкуренция и обмен инновациями и эффективными практиками» — дополнительное преимущество консолидаций craft-on-craft.

Планирование слияний

Экономические выгоды от слияния выглядят хорошо, но стоит подробно изучить цифры и установить общую финансовую жизнеспособность той или иной сделки. Способна ли консолидация увеличить денежные потоки и создать более ценный бизнес?

Чтобы ответить на этот вопрос, бухгалтеры составляют финансовые прогнозы, вырисовывают график консолидации, суммируют финансовые показатели двух пивоварен, а затем вносят соответствующие корректировки.

Ниже приведён упрощённый пример графика финансовой консолидации.

EBITDA — аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации. Эта цифра в целом отражает финансовую картину двух объединённых предприятий.

Например, расходы, которые прекратятся после консолидации, «добавляются обратно» к EBITDA: это увеличивает показатель и финансовую привлекательность слияния.

После составления этого графика, скорректированный EBITDA сопоставляется с долгами приобретающего пивоваренного завода. Новые денежные потоки должны полностью покрывать приобретённые задолженности. Это очень упрощённый взгляд на слияние, тем не менее он позволяет увидеть базовые принципы финансовой жизнеспособности новой пивоварни.