До конца года осталось меньше месяца, поэтому можно поговорить о трендах российского крафтового пивоварения, которые сложились к настоящему моменту, и обсудить тенденции на будущее. Мы спросили участников крафтового движения, чем им запомнился 2019 год и чего ждать в следующем.
Антон Ермаков, бар «Бутылка, Кружка и Котёл»:
«Что касается IPA в этом году, то на наш взгляд, было меньше «мутных» релизов, зато маркировкой DDH отметилось большое число новинок. Стали чаще встречаться Sour IPA, появились в достаточном количестве интересные миды, меломели. Вышло очень много новинок разных сортов с малиной, манго и маракуйей.
По «крепышам» нам показалось, что количество выдержанных в бочках релизов от русских пивоварен сильно сократилось, зато стало больше «кондитерки». Это нас, конечно, немного огорчает.
Пожалуй, «pastry stout» и DDH – это слова года в российском крафте. А что будет в 2020, трудно предугадать».
Евгений Смирнов, консультант сети магазинов «Беру выходной»:
«Можно сказать, что в 2019 году сердца биргиков и простых любителей пива завоевали IPA в стилистике милкшейк и вермонт. На этом фоне снизился интерес к классическим, West Coast IPA. Произошёл подъём стиля гозе, в особенности томатных версий. Спрос на лагеры, вайцены и некрепкие тёмные сорта остался примерно таким же.
У «крепышей» в этом году стало меньше выдержанных в бочке сортов — все наигрались, в первую очередь пивовары. Подрос интерес к стилю барливайн. Появились интересные представители мидов. Много говорят про комбучу, но пока это скорее, про Штаты — не уверен, что это направление выстрелит в России в 2020 году. В целом, в будущем году сохранятся примерно те же тренды».
Павел Логвинов, модератор российского сегмента Untappd:
«В уходящем году, пожалуй, самыми популярными стилями были различные вариации New England Pale Ale, а также Sour-стили, охмеленные или с добавлением ягод и фруктов. Тренды сохранятся, но от 2020 я жду эволюции «кислых» сортов, питаю надежды на возврат классических IPA и сухих стаутов, а также с интересом жду развития сидроделен и медоварен. Есть предпосылки для появления новых российских крафтовых пивоварен в ритейле, и думаю, что появится ещё больше региональных фестивалей крафтового пива».
Евгений, модератор российского сегмента Untappd (Instagram):
«В этом году, по моему скромному мнению, трендом было пиво в стиле New England. Многие желают пить джуси и хейзи сорта, поэтому в следующем году оно будет не менее популярно. Оно легко пьётся, оно вкусно и у него красивый цвет.
Также продолжатся эксперименты со вкусом. Я имею ввиду какие-то сорта пива с неординарным вкусом, типа вещей со специями. Спрос на такое пиво достаточно велик, и он останется и в 2020 году, как мне кажется. Но в то же время, хотелось бы отметить, что не хватает классических сортов, типа IPA/DIPA без всяких апгрейдов».
Никита, YouTube-канал БИРВАРИЯ:
«Мне кажется, в 2019-м потребитель крафта становится более разборчивым. Я бы провел параллель с 90-ми, когда народ сначала кидался на все «заграничное», в результате чего ел всё подряд и безвкусно одевался. А потом немного разобрался — и стал отсекать откровенный треш: наевшись милкшейками и дикими сочетаниями вкусов, потребитель начал больше обращать внимание на качество напитка в бокале, профессионализм пивоварни.
В моду снова стали возвращаться лагеры. Возможно из-за усталости от новых сортов, а возможно потому, что сварить качественный лагер не так просто и по нему можно судить о качестве пивоварни в целом.
Само понятие «крафтовая революция» существует уже достаточно много времени, сейчас можно говорить о «крафтовом застое». Появились классические сорта среди крафтовых, нетленки из разряда «вот было время» — например, «Ковбой Мальборо» пивоварни Plan B.
Есть ощущение, что гораздо меньшей популярностью стали пользоваться милкшейки. Гораздо популярнее стали сорта а-ля Бельгия — крепкие эли, пиво спонтанного брожения.
В 2020 году ожидаются две крайности. Во-первых, ещё большее возвращение к классическому лагеру. И во-вторых, уменьшение количества жидкости в бокале относительно крепости напитка. То есть будут две группы потребителей: любители классических лагеров крепостью не более 3,5 градусов или ламбиков спонтанного брожения также не более 4-х. И те, кто предпочитает крепче, насыщеннее, поплотнее
На фестивалях я заметил, что народ активно интересовался медовухами — крепкими напитками на основе мёда крепостью 12% и выше.
Потребитель будет дальше умнеть. В 2019 году пошла волна недовольства в сторону нестабильного качества продукции пивоварен, которые считались незыблемыми — Salden’s, «Бакунин». Люди хотят быть уверены в качестве, и репутация пивоварни в таком случае очень серьёзно падает. Удивить необычным сортом уже недостаточно, важно постоянно поддерживать уровень качества, а с этим всё ещё крайне печально. Я тоже отношусь к потребителям крафта, и как по мне — лучше простой лагер, зато стабильно качественный и вкусный».
Во многом мнения экспертов разошлись. В 2019 году отошли на второй план классические IPA, уступив мутным и лактозным сортам. Вызывали интерес бельгийские стили — крепкие эли и сорта со спонтанным брожением. В центре внимания были кислые сорта, в том числе гозе с неожиданными вкусами.
Уже можно предположить, что в следующем году будет расти интерес к мидам и меломелям, возьмут своё старые добрые лагеры и пилзнеры. Вместе с тем могут «выстрелить» слабоалкогольные и безалкогольные IPA, различные сорта со спонтанным брожением.
Но, пожалуй, главное пожелание на 2020 год от любителей крафта — стабильное качество продукта без огорчающих неожиданностей.