Культура
Чем нам угрожает кризис на рынке пивной тары

В России кризис на рынке пивной тары: банок и бутылок на всех не хватает, их цена растёт и начинает угрожать рентабельности производства малых пивоварен. Мы поговорили с тремя представителями отрасли, чтобы выяснить, откуда взялась эта проблема и можно ли её решить.

Текст
Анна Гаврилова
Александр Иджон, пивоварня ID Jons

Есть две версии того, откуда взялась проблема с тарой. Первая, конспирологическая — стекольные заводы специально закрывают в угоду производителям алюминиевых банок (читай — Дерипаске). Я не сильно в неё верю. Вторая — экономическая. Производство стекла весьма энергоёмкое, и из-за повышения цен на электричество предприятия просто не могут удерживать цены, по которым их продукцию готовы покупать. Сложившаяся ситуация приводит к повышению цен на пиво у всех — и у больших, и у малых пивоварен. Монополизм вообще плох для любых отраслей.

Я не слышал о подобных проблемах в других странах, особенно экономически развитых. Иногда в Германии летом возникает дефицит бутылок, но это связано с тем, что там используют оборотную тару: она просто не успевает возвращаться на завод из-за высокого спроса на пиво.

В Европе бутылка является оборотной тарой, то, что не оборотное — банка, ПЭТ, — идёт на переработку. В России повторно стеклянную бутылку мало кто использует: есть небольшой процент у «Балтики», из региональных — у «Вятича», но в целом вся тара у нас одноразовая. Это очень плохо, в первую очередь для экологии. Самим пивоварам такую проблему не решить. Этим должно заняться государство, но не в таком ключе, как это происходит сейчас — методом запретов и ограничений, а наоборот: возможно, дать налоговые льготы тем, кто использует оборотную тару, стимулировать её использование.

Когда запрещали ПЭТ больше 1,5 литра, много кричали о вредности ПЭТ. На самом деле, если сравнить по экологичности стеклянную бутылку, алюминиевую банку и ПЭТ, то при условии переработки использованной тары ПЭТ весьма экологичен. Другое дело, что ПЭТ и вообще пластик — не самая лучшая тара для пива. Идут поиски новых видов упаковки, но пока предпочтительными остаются стекло и алюминиевая банка: они лучше всех сохраняют вкусовые характеристики. 

В мире есть подвижки к тому, чтобы сделать вторичный рынок тары более экологичным; в России скорее наоборот. Не так давно даже была очередная безумная инициатива — запретить оборотную тару.

Запрещена оборотная тара для детского питания. Оборот пивной тары не запрещён, но и развивать это направление никто не хочет. В текущей ситуации, когда определённые люди, близкие к власти, подминают под себя мусорный бизнес, нет задачи сократить объём мусора. Возможно, если очередной детёныш чиновника придумает, как забрать под себя оборот тары, то какие-то движения начнутся.

Не уверен, что кризис поможет увеличить долю разливного пива, если мы говорим о «разливайках», — барам и ресторанам он точно не поможет. Дополнительные затраты на тару лягут на всё пиво ровным слоем. Разливное пиво, как правило, дороже тарированного, и почти вся идея «разливаек» строится на мифе, что разливное лучше бутылочного. 

Сейчас идёт повсеместное уменьшение объёма привычных форматов тары из-за жёсткой борьбы за цену на полке: каждый рубль играет роль. Если ваше пиво стоит 50 рублей, а у конкурента — 49, то продажи конкурента будут намного выше. Сейчас народ очень пристально смотрит именно на цену. А как снизить цену, не снижая качества продукта? Правильно, тот самый «девяток яиц». По моему мнению, это тупиковый путь. Мы дойдём до того, что вместо 0,5 будет 0,3 литра, а литр ужмётся до 0,5, — и что дальше? Это в какой-то степени обман потребителя, и если перефразировать поговорку, то народ не Прошка — видит немножко. Уменьшая объём, уменьшаешь лояльность покупателя к своему пиву. 

Иногда это происходит вынужденно; например, недавно закрыли линию по производству банок 0,5 литра в Подмосковье, так как основные потребители банок — большие пивоварни почти целиком перешли на формат 0,45 литра. В скором времени хочешь не хочешь придётся всем лить пиво в банки 0,45 или везти их из другого города, например из Петербурга, что тоже добавит копеечку к себестоимости.

Анатолий Семенец, пивоварня «Гренадёр»

Вообще говоря, малые пивоварни большую часть своей продукции отгружают в кегах — возвратной или невозвратной таре. Бутилируется меньшая часть, но она играет очень важную роль в итоговой реализации пива: бутылка или банка — это своего рода реклама и лицо продукта, то, как его воспринимает и видит покупатель, что особенно важно для нашей чрезмерно зарегулированной отрасли. 

В настоящее время государство ведёт политику по сокращению продажи слабоалкогольной продукции в ПЭТ и запрету на использование пластиковой тары объёмом более 1,5 литра — это, возможно, только начало. В прошлом году обсуждалась инициатива по снижению и этого порога до 0,5 литра. К счастью, эти обсуждения пока не обрели форму закона. 

На этом фоне у пивоваров сейчас набирает популярность алюминиевая банка, однако есть одно существенное но: оборудование для розлива в банку дорого и доступно далеко не всем. 

Кстати, в Советском Союзе, напомню, стеклянная бутылка сдавалась и использовалась вторично, но сейчас это не вполне рабочая модель: сегодня единого стандарта бутылки по всей стране, как было в СССР, не существует. В итоге приобрести новую стеклянную бутылку пивовару экономически выгоднее, чем организовать сбор и сортировку тары для вторичного использования. 

Что касается новых разработок для упаковки пива, то я глубоко убеждён, что маркетинг — это неотъемлемая часть любого бизнеса, а упаковка — важная его составляющая. Производители будут стараться привлечь внимание покупателя, а значит, новые способы упаковывать готовую продукцию обязательно появятся.

Светлана Бондаренко, руководитель отдела закупок Московской пивоваренной компании

До 2008 года в России было открыто немало стекольных заводов. Все они боролись за потребителей и снижали цену, не закладывая в неё амортизацию, и не производили своевременный ремонт печей. А с 2008-го началось стремительное падение пивного рынка. 

Ряд стеклозаводов обанкротились и ушли с рынка, другие переориентировались на производство более дорогой и рентабельной бесцветной стеклотары, типа банок солений, детского питания, водочных бутылок и тому подобного. Вдобавок после девальвации стекольщикам стало выгодно отгружать бутылку на экспорт в валюте, что привело к дефициту цветной стеклотары в России.

Это способствовало возросшему спросу на алюминиевую банку, который в настоящий момент не может быть удовлетворён в полной мере. В России всего два производителя алюминиевой банки — Can Pack и Ball, и они не торопятся расширять свои мощности. Видимо, занимают выжидательную позицию, наблюдая за пивным рынком, который только за последние два года показал небольшой рост после 2008-го. Кроме того, законодательный запрет на продажу пива в ПЭТ ёмкостью более 1,5 литра также повлиял на ситуацию. При этом нужно ещё учитывать, что рынок пива подвержен сезонности и летом пивоваренные заводы из-за дефицита тары не могут разливать нужные рынку объёмы пива. 

В странах СНГ также существует дефицит алюминиевой банки — своих баночных заводов там нет. В Европе из-за ужесточения законодательства в области ПЭТ и возможного полного запрета ПЭТ тары возрос спрос на стекло и банку. Стеклобутылку европейцы начали активно покупать в России, что тоже создаёт здесь дефицит. 

При этом важное отличие наших рынков состоит в том, что в Европе практикуют повторное использование стеклянных бутылок, что у нас распространено гораздо меньше. Для этого необходима отлаженная система по сбору, мойке и вторичному использованию стеклотары, плюс сама бутылка должна быть прочнее, дороже (она будет больше весить), пивоваренные заводы должны быть оборудованы бутыломоечными машинами.

Сейчас сложно сказать, как кризисная ситуация повлияет на рынок разливного пива. Это зависит от того, как будет развиваться крафтовый сегмент, — необходима оценка в динамике.