Культура
Дебаты о маркировке: Александр Савицкий vs ЦРПТ

Журналист Александр Савицкий постоянно поднимает в своем канале «Просто Про Пиво» злободневые для индустрии вопросы. Недавний пост про маркировку и систему «Честный знак» вызвал определенный резонанс и ответную реакцию у представителей оператора маркировки, приславших свои контраргументы.
В итоге на страницах канала состоялись своеобразные дебаты Александра Савицкого с ЦРПТ. Краткое содержание мы собрали в этом материале.

Текст
Craft Depot

Дискуссия стартовала 30 июля, когда стало известно о том, что в рамках эксперимента по маркировке пивной продукции, проходящего, как заметил автор канала «Просто Про Пиво» — «под дружный стон отечественных пивоварен», Центр развития перспективных технологий, выступающий оператором системы маркировки, анонсировал возможность пожаловаться в Роспотребнадзор на некачественные товары через мобильное приложение для проверки подлинности маркировки товаров "Честный знак". Александр Савицкий выразил мнение, что новый инструмент может быть «опасным, или бессмысленным, но точно не полезным».

По мнению автора канала, проблема заключается в том, что основная часть потребителей не имеет представления о том, что входит в понятие качества пива:

«Мы с вами оцениваем напиток потребительски — его вкус, аромат и внешний вид, а качество — забота соответствующих отделов контроля на пивоварне и в магазине, не говоря уже о пресловутом Роспотребнадзоре».

Вероятным итогом введения такой опции Александр Савицкий назвал поток необоснованных жалоб самого широкого спектра — от наличия легендарного порошка в составе до изображения радуги на этикетке.

В ответ представители системы «Честный знак» обратились к автору канала «Просто Про Пиво» с просьбой «не вводить потребителей в заблуждение», так как «жалобы, поданные в приложении, анализируются контролирующими органами. Субъективные факторы оценки, такие как: вкус, цвет, запах и прочие – не являются основаниями для проведения проверок».

Основной задачей системы «Честный знак» была названа борьба с контрафактной продукцией. Также было подчеркнуто, что «маркировка пивной продукции проводится в качестве эксперимента. Все компании, которые в нем участвуют, изъявили желание добровольно». Исходя из этого, представители «Честного знака» назвали некорректной формулировку Александра Савицкого о «дружном стоне отечественных пивоварен» в отношении маркировки.

В свою очередь, от Александра Савицкого последовал ряд вопросов к представителям системы. Автор канала «Просто Про Пиво» поинтересовался о том, какую дополнительную пользу может принести «Честный знак», когда уже существует система ЕГАИС, одна из целей которой «затруднить сбыт контрафактной продукции».

Также Александр запросил данные экспертов «Честного знака» о том, какие пивоварни, каким образом и в каком объеме пострадали от «подделок», а также какой процент рынка пивной продукции занимает «нелегальное» пиво.

В вопросе жалоб через приложение блогера заинтересовало, что будет основанием для проведения проверки продукта на соответствие качеству, если вкус и запах к таким факторам не относятся, хотя «в подавляющем большинстве случаев о качестве пива говорят именно органолептические характеристики».

И главным вопросом к оператору маркировки Александр Савицкий обозначил следующий: «Что именно подразумевается вами под понятием «контрафактной/поддельной продукцией»?

Представители системы «Честный знак» изложили свою позицию таким образом:

«Основная проблема рынка пива — это наличие неучтенной продукции, недобросовестные участники оборота выпускают нелегальную продукцию и не уплачивают акцизные сборы. Объем нелегального рынка пива в России оценивается в 5-12%».

Внедрение цифровой маркировки позволяет вывести с рынка недобросовестных производителей и освободить полку для легального производства, увеличить сборы акцизных и других платежей. ЕГАИС в пиве не контролирует продукцию поштучно, в системе отражается объемно-партионный учет пивной продукции. Предприятия с порогом производства менее 300 тыс далл не контролируются в автоматическом режиме в ЕГАИС».

По их мнению, поштучная маркировка пивной продукции обеспечит «прослеживаемость, полное информирование конечного потребителя о свойствах, составе и источнике товара, возможность моментального подтверждения законности нахождения товара на полке и его безопасности». По расчетам представителей системы, обязательная маркировка приведет к «увеличению прибыли производителей пива на 2,5-3 млрд рублей, позволит создать до 1 700 рабочих мест и увеличить годовые налоговые поступления на 20 млрд рублей в год».

При этом снова было подчеркнуто, что маркировка не является обязательной:

«Компании участвуют в эксперименте по своему желанию. Добровольность участия в эксперименте дает возможность участникам рынка на безвозмездной основе апробировать технологии маркировки задолго до ее обязательного введения и убедиться, что она доступна и не усложняет технологический процесс».

Представители «Честного знака» указали, что знают о существовании разных точек зрения о введении маркировки среди производителей и признали, что на первом этапе процесс потребует инвестиций со стороны предпринимателей. В то же время, оператор маркировки выразил уверенность, что «в дальнейшем они [инвестиции] окупятся за счет доступа к данным системы и ухода с рынка нелегальных производителей». Было заявлено, что отраслевые участники рынка после внедрения маркировки смогут получать получить до 200 млрд дополнительных доходов ежегодно и в качестве подтверждения приведено исследование ВШЭ.

Также представители ЦРПТ упомянули о специальных условиях для малого бизнеса:

«Для малого бизнеса мы разработали ряд решений, которые помогут сократить затраты на маркировку и получить дополнительные бонусы».

В ответ на вопрос об определении контрафактной продукции представители «Честного знака» сослались на федеральный закон:

«Производство и оборот пива и пивных напитков регулируется положениями Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Согласно статье 25 данного федерального закона алкогольная продукция, не соответствующая требованиям установленных государственных стандартов и техническим условиям, находится в нелегальном обороте и подлежит изъятию из него по решению уполномоченного органа государственной власти».

Также было подчеркнуто, что «уполномоченным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю (надзору) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка».

Александр Савицкий назвал «благородной и правильной» миссию по выявлению «теневых» производителей пива с целью заставить их работать легально и платить налоги. В то же время, маркировка, по мнению журналиста, этой цели способствует слабо. Аргумент о том, что она, в отличие от ЕГАИС, позволяет отслеживать продукцию поштучно, Александр считает неубедительным:

«ЕГАИС технически имеет возможность учитывать и отслеживать хоть каждую бутылку (см. ЕГАИС 3.0, который по сути подразумевает побутылочную маркировку для крепыша), просто на пиво действуют упрощенные правила учета».

Возможность «моментального подтверждения законности нахождения товара на полке и его безопасности» также была отнесена Александром Савицким к аргументам, «высосанным из пальца»:

«Федеральная торговая сеть и сейчас скорее всего даже не посмотрит на пиво, если оно не оформлено по закону и не имеет кучу дополнительных сертификатов и требований».

А обходить маркировку, по мнению журналиста, будут так же, как сейчас обходят ЕГАИС:

«Ну хорошо, сейчас ЕГАИС не контролирует пиво поштучно. Так и маркировка не будет контролировать, если того не пожелает производитель, особенно имеющий собственные точки продаж: ты просто не ставишь марки на нужную часть партии и продаешь ее за налик — вот и весь фокус»

В итоге Александр Савицкий сделал вывод, что с «левачниками», работающими за наличные, бороться можно уже сейчас и маркировка для этого не нужна.

Также автор канала «Просто Про Пиво» уточнил, что ЕГАИС позволяет РАР прослеживать весь маршрут следования алкоголя и наказывать за его реализацию, но при этом напомнил, что водка отслеживается таким образом уже давно, а нелегальный рынок этого напитка никуда не делся.

«Подтверждение качества и безопасности» пива маркировка, по мнению Александра Савицкого, также не обеспечит:

«Печать на этикетке картинки с кодом никак не заставит заводы делать пиво лучше, а магазины — хранить его правильнее. Более того, немалые затраты на маркировку вынудят многих желающих остаться на плаву активно экономить, в том числе и на качестве. Кроме того, ответственность за безопасность и качество продукции как лежала, так и будет лежать на всех участниках цепочки — от завода до магазина — опять же без всяких там маркировок. РосПотребНадзор, напомню, все еще существует и даже работает».

Увеличение прибылей производителей и рост рабочих мест также были названы журналистом спорными моментами:

«Ну только если имеется ввиду, что часть участников рынка просто сдохнет, не имея денег на покупку, установку, наладку и поддержку маркировочного оборудования. Гробишь малое пивоварение, оставив на рынке только «премиум» сегмент, который сможет потянуть все эти расходы — вот тебе и увеличение прибыли производителей, да. Про 1700 рабочих мест — ну это, простите, вообще смешно. Речь же про тех 1700 человек, чья задача — помогать зарабатывать ООО «ОПЕРАТОР-ЦРПТ» около 5 млрд. рублей в год из воздуха, выдыхаемого отечественным пивоварением? Сколько человек из отрасли при этом потеряют работу, в ЦРПТ почему-то не посчитали».

Также Александр Савицкий выразил сомнение по поводу существования разных точек зрения на тему маркировки продукции:

«На данный момент я не видел ни одного представителя пивного бизнеса, который положительно высказался бы касательно введения маркировки. Зато вот о проблемах говорят все: например, раз, два, три, четыре и пять — в статье по последней ссылке сам президент «Балтики» утверждает, что «кто продает пиво не по закону, без уплаты акцизов, продолжит этим заниматься». А у «Балтики» есть деньги на маркировку, если что».

Достоверность исследования ВШЭ, в котором говорится о том, что маркировка в итоге приведет к дополнительной прибыли в размере 200 млрд., вызывает сомнение у автора канала «Просто Про Пиво»:

«Вот тут очень забавно: на сайте ВШЭ по ключевому слову «маркировка» можно найти только две работы, и те без доступа к публикациям. Первая из них выполнена по заказу (тендеру) МинПромТорга за 6 миллионов рублей (раз и два). За вторую, видимо, заплатили уже 10 миллионов (раз и два). Без возможности изучить публикацию в рецензируемых источниках и с учетом чрезвычайно щедрого государственного заказа такую научную статью можно смело считать маркетинговым материалом».

Подводя итог, автор канала «Просто Про Пиво» отметил следующее: «ЦРПТ и их маркировка никакую дополнительную пользу, на мой взгляд, потенциально не приносят».

— В своем текущем декларируемом виде система «Честный знак» под видом заботы о потребителях создает фикцию: написать генератор QR-кодов и БД под него – задача для трех программистов средней руки, а все остальное уже есть. ЕГАИС со своими штрафами существует, нелегальный оборот выявляется РАР, а раскрывать серые продажи вполне способна, например, ФНС с онлайн-кассами. И эта фикция, практически не принося реальную пользу, будет вытягивать из участников рынка (а как итог — из нас с вами) лишние миллиарды, которые пойдут на пользу кому угодно, только не пивоваренной индустрии и потребителям, — резюмировал свое видение ситуации Александр Савицкий.

Ответа со стороны ЦРПТ на сегодняшний день не последовало.