Культура
«Про процесс понятным языком»: экскурсии на производстве

Новогодние праздники близко, это значит, что можно уже планировать, чем стоит заняться на каникулах. Экскурсия на пивной завод — один из беспроигрышных вариантов. Много лет экскурсионный проект существует в Московской Пивоваренной Компании, поэтому мы пообщались с его менеджером Екатериной Семеновой о том, как организованы сами экскурсии, кто приезжает на них, кого точно не пустят и как такие мероприятия меняют представления людей о пиве.

Текст
Диана Степанова

Расскажи немного о себе — как давно работаешь в пивоваренной сфере, когда занялась экскурсионным проектом?

Я пришла в Московскую Пивоваренную Компанию в 2011 году, когда мои знакомые пригласили меня посетить экскурсию, а спустя время предложили заманчивую подработку по выходным — барменом в экскурсионном баре. В то время я училась в университете на дневном отделении, поэтому предложение меня заинтересовало, и я начала работать, и открывать для себя мир пива совсем с новой стороны. Во время дегустации гости задавали разные вопросы по нашей профильной тематике, поэтому я начала узнавать особенности рецептур пива. А дальше могу сказать, что меня сильно затянуло. Я попросила взять меня в команду проекта «Экскурсии» экскурсоводом.

Туры по нашему заводу я провожу уже около 10 лет, а 5 лет назад стала менеджером этого проекта. Сейчас в моих обязанностях еще и организация всего процесса. Так, например, нужно обеспечить наличие свежей продукции для дегустации, следить за актуальностью информации, которую мы рассказываем на экскурсиях, работать со специальной платформой, через которую мы продаем наши билеты. Еще одна важная составляющая моей работы — коммуникация с командой экскурсоводов, в которой, кстати, 8 человек, и все из разных департаментов компании.

Кто может посещать экскурсии?

Посетить экскурсию может любой желающий. К нам приезжают партнеры компании, иностранные туристы, студенты и просто люди, которые любят пиво, поэтому хотят узнать о нем все. Но больше всего, конечно, к нам приезжают люди, просто купившие билеты на нашем сайте.

Студенты к нам приезжают бесплатно. То есть у них здесь проходит профориентация, можно сказать. Чаще всего к нам приезжают ребята, которые учатся на логистов, технологов пищевого и бродильных производств. Многие студенты после экскурсии уже сразу интересуются практикой или спрашивают, как устроиться к нам на работу после окончания университета.

Мы ждем всех, кому исполнилось 18 лет.

Итак, что входит в саму экскурсию?

Мы бесплатно доставляем гостей от метро до нашего завода. У нас есть два экскурсионных автобуса — большой и маленький — поэтому мы готовы принимать разные по численности группы, но, к сожалению, сейчас, в пандемию, у нас действуют ограничения по количеству гостей.

Экскурсия начинается с просмотра короткого фильма о нашей компании. Когда мы его снимали, нашей задачей было показать не само производство, его гости увидят во время экскурсии, мы хотели показать особенную атмосферу нашей компании, донести наши ценности.

А далее уже отправляемся на завод. Это самая объемная часть. Длинный маршрут, с большим текстом, который мы постоянно дорабатываем, делаем максимально простым для понимания людям, которые могут быть совсем не погружены в процесс производства пива. Нам хочется донести до наших гостей, что несмотря на сложное супер современное оборудование, сам принцип рождения пива не такой уж и трудный. Ведь напитку тысячи лет и суть его почти не изменилась. Когда я впервые посетила завод десять лет назад, была в шоке от такого большого объема технических терминов и всего пивного вокабуляра, которого я в жизни не слышала и, конечно, воспринималось это, не могу сказать, что легко, но было очень интересно. Мне было 18 лет. Я влюбилась в это место. Сейчас мы рассказываем про процесс понятным языком, не обременяя текст излишней терминологией.

Ну и, конечно же, после экскурсии всех гостей ждет дегустация, на которой всегда самое вкусное и свежее пиво. Чаще всего на дегустации мы предлагаем наши собственные сорта, но иногда ставим на краны и гостевые: импортные, лицензионные, экспериментальные.

А бывает, что кто-то не проходит “фейс-контроль”?

У нас есть правила посещения — мы не пустим гостя, если поймем, что он в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Лица до 18 лет могут посещать экскурсию в сопровождении родителей и не принимают участия в дегустации.

И все-таки, случались ли конфликты или какие-нибудь еще инциденты с посетителями?

К нам иногда приезжают гости с предвзятым отношением к производству пива в России. Они уверены, что пиво в Германии или Бельгии производят по другим технологиям, стандартам и из какого-то особенного сырья, которое есть только у них. В такие моменты у меня появляется дикий азарт. Мне нравится наблюдать за тем, как люди меняются, пока мы проходим наш экскурсионный маршрут, как у них появляется заинтересованность, удивление, улыбки и восхищение в глазах.

Я могу сказать, что очень радует, что сейчас приезжают достаточно вежливые, хорошие люди, которым интересен индустриальный и промышленный туризм. Могу это связать и с ценой билета. То есть отсеялись те, кто говорили, что на экскурсии они уже были, так что просто дождутся дегустации. Я не шучу, лет 5 назад такие персонажи не ленились ехать в Мытищи ради бесплатной дегустации.

Еще один важный момент. Мы не приемлем на дегустации никакую закуску. Мы рассказываем гостям, что дегустация — это очень серьезный процесс, потому что, чтобы действительно понять и почувствовать все, что мы рассказали о том, как мы используем разный хмель, разный солод, что у разных стилей и сортов определенная ароматика, никак нельзя забивать рецепторы. Любая закуска, неважно, жирная она или соленая, а многие любили принести с собой чипсы, сухарики или, не дай бог, воблу — это страх номер один. Если экскурсовод увидит закуску у гостя, то вежливо попросит воздержаться.

От себя хочется добавить, что у меня есть такая черта, считаю ее хорошей, — я очень позитивный человек и мне всегда хочется передать это хорошее настроение гостям, потому что я люблю свою работу, люблю пить пиво, люблю нашу продукцию, и на дегустации люди это чувствуют, поэтому часто говорят, что видно, что я горю своей работой, и она мне нравится.

Как попасть на экскурсию?

Максимально просто — на нашем сайте mosbrew.ru в разделе «Экскурсия». Купить билеты можно только онлайн, но для удобства гостей мы открываем продажи на месяц вперед. Экскурсии проводятся как в выходные, так и в будни.

Кстати, на этой неделе, специально к Новому году, мы запускаем продажи подарочных сертификатов. Теперь экскурсию по заводу MOSBREW можно подарить. Мне кажется, это очень нетипичный подарок, который точно удивит. Думаю, они будут пользоваться популярностью. Стоимость сертификата такая же, как и у билета на стандартную экскурсию — 500 рублей на одного человека.

Но, помимо этого, у нас можно приобрести индивидуальный или групповой тур по нашему производству на регулярной основе. Для этого нужно связаться с нами по телефону или по почте.

Как ковид повлиял на экскурсии?

Мы заботимся о наших гостях и сотрудниках, поэтому у нас действуют меры профилактики. В рамках этого мы сократили количество человек в экскурсионных группах до 15. Теперь, чтобы попасть на экскурсию, у нашего гостя должен быть QR-код о вакцинации, перенесенном заболевании COVID-19 или отрицательный ПЦР-тест. Помимо этого, специальная пропускная система проверяет температуру тела наших гостей. Также на экскурсии обязательно нужно быть в маске. А еще, мы увеличили временной интервал между экскурсиями, чтобы группы не пересекались друг с другом.

Как меняется восприятие пива у людей после посещения экскурсии?

Когда они приходят, они не думают, что все будет настолько круто. Когда люди думают о заводе, у них есть определенные ассоциации, которые нам нужно развеять. Они не представляют себе современную компанию, поэтому, когда видят все своими глазами, говорят «вау, как у вас все чисто», «покажите нам настоящее производство» и «теперь я будут пить ваше пиво».

Кстати, сейчас люди очень ценят, когда узнают, что мы поддерживаем современное искусство. Несколько лет назад у нас были выставки современных художников, а кроме этого мы уже несколько лет поддерживаем «Гоголь-центр».

Обычно гости очень сильно удивляются, когда после дегустации говоришь им, что они попробовали пиво, которое, по результатам одного из самых престижных конкурсов мира World Beer Awards 2021, стало лучшим — это «Хамовники Венское». Так, через рассказ о нашем заводе, о нашем качественном пиве, мы показываем, что и в нашей стране можно делать по-настоящему крутые продукты. Рушим миф, что все лучшее — импортное.

Я надеюсь и верю, что помогаю людям понять, что в России сейчас пивная индустрия сильно продвинулась вперед за последние, наверное, лет 15-20. У нас супер оборудование, профессиональный персонал, все автоматизировано и экологично, поэтому гости уходят от нас с новым взглядом на российское пивоварение.

За последние несколько лет у нас все очень круто поменялось. Мы не стоим на месте и стараемся дорабатывать и улучшать экскурсии. Это очень заряжает. Технология производства пива не меняется, но на заводе внедряются и запускаются разные проекты, о которых хочется и нужно рассказывать. Например, про энергоэффективность и экологичность. У нас раздельный сбор отходов и почти 99% из них перерабатывается. Поэтому каждый раз, когда гости возвращаются к нам снова, нам всегда есть, что им рассказать.


Больше о том, куда можно попасть на экскурсию, читайте в нашем материале.