Культура
Пиво до двери: ситуация в мире

Во время пандемии, когда всем велено сидеть дома, как никогда стал актуален вопрос доставки не только продуктов, но и алкоголя, в особенности, если ближайший магазин качественного пива находится на другом конце города. Расскажем, как формат доставки реализован сегодня в разных странах.

Текст
Диана Степанова

Большая часть российских потребителей не знакома с подобными онлайн- сервисами, ведь в нашей стране на сегодняшний день есть некоторые проблемы с проведением подобных оферт на законодательном уровне. Тем не менее, существуют их альтернативы. Некоторые пивоварни, а также розничные магазины используют систему бронирования алкогольной продукции и последующей оплаты в точке самовывоза после предъявления документа, подтверждающего совершеннолетие покупателя. В числе компаний, предоставляющих такие услуги — пивоварни «Волковская пивоварня» и Victory Art Brew, онлайн-платформа GetDrinks.ru и боттлшоп «РусБир Варшавка».

В США за полгода пандемии прибыль таких компаний неимоверно выросла. По мнению экспертов в сфере стартапов, данный бизнес имеет отличный потенциал, особенно в условиях, созданных вирусом. Анализ прошлого полугодия показал, что к концу 2020 года размер чистой прибыли компаний по доставке горячительных напитков может достигнуть $860 млн., что на 8000% больше предыдущего года.

К слову, причина такого скачка в том, что ранее подобные сервисы вообще не пользовались популярностью среди американцев, а в некоторых штатах вообще были запрещены. Сами жители США охотно приобретали алкоголь лишь в магазинах, впоследствии употребляя его дома или в гостях, либо же оседали в барах и ресторанах.

Что же касается запретов на доставку, по мнению правительства отдельных штатов на дом заказывает выпивку лишь тот, кто страдает тяжелым похмельем или все еще сильно пьян. Таким образом, «бутылка на дом» может лишь больше усугубить его состояние и привести к ужасным последствиям, вплоть до летального исхода. Бизнесы по доставке алкоголя постепенно начали появляться лишь в 2000-е годы, когда медики пришли к выводу, что хронический алкоголизм перестал быть угрозой для нации, но никто и подумать не мог, что звездный час сервисов наступит лишь в 2020-м, когда общественные места закроются, а поход до магазина может оказаться последним.

Огромный взрыв спроса на доставку алкоголя произошел из-за снятия всех ограничений на такой бизнес, еще больше этому способствовало появление действительно удобных мобильных приложений.

Наиболее известны такие сервисы, как Drizly, который действует на территории всех штатов и работает по принципу доставки продуктов на дом из ближайшего магазина в удобное для заказчика время. Есть Minibar, где можно оформить заказ не только себе, но и в подарок друзьям, или вызвать на дом бармена. Doordash доставляет коктейли из ресторанов, а CraftShack привезет эксклюзивное крафтовое пиво.

На сегодняшний день подобных сервисов насчитывается уже более ста, но перечисленные компании ведут наиболее серьезную борьбу за звание главного поставщика.

Если говорить о Европе, то здесь доставка осуществляется обычно с самих пивоварен. К их числу относится, например, BrewDog, у которых есть доставка практически по всей Европе. Помимо них доставкой занимаются и пивоварни Mikkeller, которые расположены в Европе и в США. Соответственно, заказать их пиво можно, находясь как в Париже, так и в Нью-Йорке.

В России ситуация на сегодняшний день довольно неоднозначная. В прошлом году Минфин предложил постепенно снимать ограничение на доставку алкогольной продукции на дом. Согласно их планам, полное снятие для розничных магазинов должно было наступить не ранее 2023 года, а до этого времени разрешение должно было действовать для производителей и оптовых продавцов вина. После получения отказа от Минздрава в 2019, Минфин снова вносит на рассмотрение тот же законопроект в марте 2020, когда вирус только начинает свое распространение по России. Последнюю попытку Минфин предпринял в июне этого года, но до сих пор данный вопрос остается открытым, несмотря на всевозможные протесты со стороны правительства и Министерства здравоохранения.

«Этот вопрос по которому конечно все давно ждут решения. Очевидно, что от этого выиграет вся цепочка от производителя до конечного покупателя, в т.ч. и само государство. Интересное пиво от небольших пивоварен, которое зачастую можно купить только в баре, «пришло» бы к Вам домой, а с учетом вводимых ограничений, и при умелой ценовой политике, это было бы еще и экономически выгодно для малых предприятий в текущей ситуации» — поделился мнением по поводу снятия ограничений по доставке крафтового пива на дом Иван Баландин, главный технолог New Riga’s Brewery. — «И надо понимать, что заменить на 100% спрос в барах не удастся, люди туда все равно будут приходить за атмосферой и общением».

Страна готовится к новым ограничительным мерам. Craftdepot.ru выяснил, как сервисы по доставке алкоголя на дом могут повлиять на ситуацию на рынке и как вообще может развиться этот бизнес в условиях пандемии. Главный пивовар Lux In Tenebris Михаил Пахалов так обозначил свою позицию: «В текущей ситуации даже в открытые бары и ботлшопы люди ходят меньше, больше сидят дома, куда заказывают готовую еду, продукты – практически всё, что может понадобиться, кроме алкоголя. Для пивоварен, таким образом, недоступен способ выживания, благодаря которому остальной бизнес остаётся хоть как-то на плаву. Очевидно, что дистанционные продажи не заменят похода в бар, однако пережить кризис они однозначно помогут».

Также он отметил, что, по его мнению, «вопрос вообще должен стоять не о разрешении дистанционных продаж, а о том, как именно они должны быть организованы с точки зрения соблюдения законодательных требований, уже предъявляемых к реализации алкоголя в «очном» режиме».

Таким образом, становится очевидно, что в тех условиях, которые имеются на сегодняшний день, производителям и потребителям крафтового пива остается надеяться либо на быстрое снятие запретов на доставку алкогольных напитков на дом, либо, как отметил Михаил, на организацию доставки с тем количеством ограничений, что уже есть, либо на окончание пандемии, которое позволит всем наконец-то спокойно посещать любимые места и наслаждаться любимыми напитками.