Культура
Мнение: Дмитрий Карасёв — «Пубертатный период российского сидроделия»

Возвращаемся к формату колонок по острым вопросам от представителей индустрии. В новом материале основатель и генеральный директор компании Cidrology Дмитрий Карасев высказал свое мнение о развитии отечественного сидроделия и его перспективах в ближайшие годы.

Текст
Craft Depot

С момента начала нашей деятельности в 2018 году на рынке сидра произошло невероятное количество событий и изменений. Это как детство у ребенка, там всё происходит впервые. Так и в случае с сидром, в 2018 году это всё еще был напиток, который только начал появляться в барных картах на постоянной основе, открывались первые специализированные заведения-сидрерии, а производителей сидра можно было пересчитать на пальцах двух рук.

За эти 6 лет отрасль существенно преобразилась, количество локальных производств выросло кратно, по всей России проводятся сидровые фестивали и профильные конференции, в розничных магазинах это уже не единичные экземпляры, а полноценные сидровые полки. Крупные торговые сети признали значимость нашей категории, и я считаю это главная победа в настоящий момент.

Будем считать, что стадию детства мы уже прошли и находимся в подростковом периоде. В этой статье хотелось бы спрогнозировать будущее сидрового рынка на этапе своего взросления.

Дмитрий Карасев

Если оглянуться назад, то все катаклизмы, произошедшие в мире за последние годы, не имели столь негативного влияния на производство сидра в России, скорее наоборот, подстегивали развитие. Сидр, один из немногих напитков, который практически независим от импорта, всё необходимое сырье поставляется локальными производителями (яблоки не растут только за полярным кругом).

Разрыв логистических цепочек и волатильность валютного курса существенно снизил ввоз импортного продукта, и если по 2022 году это не так заметно (падение импорта от 2021 года порядка 26%, 6.97 млн. литров в 2021 против 5.12 млн. литров в 2022), то по итогам 2023-го года мы увидим существенно большие цифры. Как не удивительно, но на усиление присутствия сидра в сетевой рознице повлияли и сложности с импортом крепкого алкоголя, так практически полностью обмелела категория виски и освободившееся полочное пространство некоторых сетях частично было отдано под сидр. Недорогой вход на рынок позволил открыться значительному количеству малых производств, которых сейчас можно насчитать уже более 70-ти.

Рынок сидра по классической схеме можно разделить на три ценовых сегмента, низкий – сидры из концентрированного сока, средний – сидры из сока прямого отжима (в основном из пастеризованного, высокий – сидры изготовленные по традиционному методу Шампенуа, экспериментальные сорта, лимитированные выпуски.

Основную долю рынка занимают пивные гиганты, но они все сконцентрированы в низком ценовом сегменте, дешевизна продукта объясняется использованием в производстве концентрированного сока, из которого можно получить только достаточно простой, небогатый на органолептику напиток с ароматом яблока.

Для крупных производств во главу угла ставится не только себестоимость сырья, но и технологичность процессов, из концентрата вы всегда получите один и тот же прогнозируемый результат с минимумом неожиданностей, в то время как работа с соком прямого отжима — это в большей степени виноделие, где сок (исходное сырье) меняется год от года, конечный продукт год от года может отличаться, а при производстве требуется постоянного внимания со стороны технологов. Поэтому пивоваренные гиганты не будут менять свое продуктовое и ценовое позиционирование, по крайней мере в обозримом будущем. Однако, средний ценовой сегмент сейчас развивается активнее всего, и, если у небольшого производителя есть амбиции занять ощутимую долю на рынке, на наш взгляд, он должен развиваться в этом направлении.

Высокий ценовой сегмент останется прерогативой ценителей и людей хорошо знакомых с сидром, а основные продажи будут делаться за счет баров, ресторанов и возможно винотек и не позволит ощутимо расти объемам. Стоит отметить, что новые специализированные заведения, ориентированные именно на сидр, эпизодически появляются, но пока не в том масштабе, чтобы существенно влиять на рынок в целом.

В перспективе десяти лет, даже при среднем прогнозе, отрасль должна вырасти в два раза, для этого нет никаких преград, потребительский тренд на здоровый образ жизни и снижение уровня алкоголя в напитках существует уже достаточно давно и только нарастает, люди все чаще будут искать альтернативу пиву и вину, самые активные потребители сидра, а именно представители молодого поколения, входят в платежеспособный возраст, перспективы возобновления импорта из Западной Европы пока туманны, а перспективы экспорта российского сидра напротив, Африка, кстати, является вторым регионом в мире, после Европы по потреблению сидра. С каждым годом будет появляться все больше небольших производств, которые на локальном уровне будут нести сидровую культуру и знакомить потребителя со своим напитком. Всё вышесказанное должно обеспечить прогнозируемый инерционный рост.

Кроме прочего, сидроделы заходят на рынок безалкогольной продукции, делая безалкогольные сидры и напитки на основе яблочного сока. Такая тенденция определенно есть, но на данный момент посчитать процент такой продукции от всего рынка и говорить о перспективах безалкогольного сидра в России несколько преждевременно.

Мы, люди связанные с сидровой отраслью, надеемся, что производители сидра будут признаны сельхозпроизводителями, в законодательные документы будут внесены изменения и сидр перестанет быть подакцизным товаром, а сидроделы смогут рассчитывать на государственную поддержку. В этом направлении активно действуют некоторые представители нашей отрасли, отдельные производители, например компания «Яблочный спас» и ассоциация производителей традиционного сидра, поддерживают контакты с Министерством сельского хозяйства, направляют коллективные письма, предлагают законодательные инициативы, благодаря этому сидр и был признан сельхозпродуктом, осталось преодолеть самое сложное, добиться признания сидроделов сельхозпроизводителями. При таком развитии событий существенной увеличатся инвестиции, отрасль получит значительно больший импульс к развитию, и все мы приблизимся к конечной цели сделать сидр национальным российским продуктом.


Также не пропустите нашу эксклюзивную подборку интервью с российскими производителями натурального сидра.