Культура
Маркировка: мнения

Еще в 2019 году в России началась маркировка сигарет, лекарств и некоторых других товаров. Сегодня в магазинах мы уже наблюдаем промаркированные молочные крышки, а совсем скоро эта мера коснется и пива. В новом материале мы собрали мнения представителей малого пивоварения о том, какие последствия инициатива будет иметь для производителей и потребителей.

Текст
Диана Степанова
Для чего нужна

Осенью 2020 года президент России поручил организовать и запустить эксперимент по обязательной маркировке пива, чтобы производители могли испробовать и настроить процесс нанесения новых специальных кодов Data Matrix, которые позволяют отследить движение товара с завода до покупателя.

Декларируемой государственными структурами целью введения маркировки обозначается очищение рынка от контрафактной продукции. По оценкам Минпромторга доля нелегального пива на рынке составляет 5-12%.

Мы спросили у представителей крафтового рынка, насколько вводимая мера будет соответствовать решению заявленной задачи.

У государства есть достаточно правовых механизмов, позволяющих контролировать оборот пива. В том числе и не допускать на рынок контрафакт. Однако государство этими механизмами не пользуется, ведь всегда проще внедрить еще одну кормушку или что-то запретить, чем пытаться починить или улучшить что-то уже существующее, — считает коммерческий директор Selfmade Brewery Юрий Хилов.

Юрий Хилов

Основатель пивоварни LaBEERint Brewery Вячеслав Ветелев также не видит в маркировке эффективного способа ликвидации обозначенной государством проблемы:

Это новый искусственный налог на все товары, который тянет за собой еще и существенные затраты, и рабочие ресурсы, в том числе налог, который россияне заплатят частному ООО с уставным фондом 10 тысяч рублей. Я не видел такого в других странах, потому что там это называют коррупцией.

По мнению бренд-амбассадора Pivot Point Константина Боксера, маркировка — новая «кормушка для избранных», а декларируемые цели на деле являются «нелепым прикрытием алчности».

В то же время, управляющий проекта Brewmen Андрей Синильников видит положительные стороны в обсуждаемой инициативе:

— Маркировка позволит сильно обелить нишу пивоварения и хотя бы частично убрать с рынка пиво за 50 рублей за литр, чему мы несказанно рады.

Андрей Синильников

Тем не менее, представитель Brewmen также отметил и тот факт, что на сегодняшний день система «сырая и имеет много нестыковок», но рассчитывает, что в течение тестового периода все недостатки удастся отладить.

Во сколько обойдется

Традиционный и самый главный вопрос, который возникает при введении очередной инициативы со стороны государства — сколько это будет стоить? Волнует он и производителей, и потребителей, поэтому мы спросили наших спикеров как о стоимости всего необходимого оборудования для маркировки продукции, так и о том, как это отразится на цене пива.

По данным главного технолога New Riga’s Brewery Ивана Баландина, минимальная сумма инвестиций в оборудование для маркировки начинается от 20 тысяч рублей, и здесь речь идет о самых малых производствах. Пивоварням с автоматизированными линиями розлива придется потратиться серьезнее. К тому же, помимо приобретения нового оборудования, необходимо решить массу проблем с встраиванием его в линию.

Иван Баландин

Андрей Синильников также отметил, что расходы на оборудование неизбежны и зависеть они будут от степени автоматизации и масштабов производства. Способы нанесения марок в зависимости от этих параметров могут быть различными:

— Вариативность очень большая, от ручного нанесения и сканирования, до полной автоматизации.

Что входит в основные затраты, которые повлечет за собой маркировка для пивоварни? По мнению Юрия Хилова, в этот список обязательно войдет покупка оборудования для нанесения кодов, оборудования для считывания кодов и терминала для валидации и консолидации. Но одним приобретением нужной техники вложения не ограничатся — сюда же придется добавить затраты на интеграцию программного обеспечения, а также на обучение и возможное увеличение персонала пивоварни.

Как отмечает коммерческий директор Selfmade Brewery, такой объем расходов может иметь самые серьезные последствия для рынка малых пивоварен:

— По сути это дополнительный налог (хоть и не прямой), который производители переложат на потребителя. Возможно кто-то из небольших производителей не захочет заморачиваться и либо закроется, либо переориентирует производство на что-то еще.

Константин Боксер также полагает, что затраты производителей лягут на плечи потребителей в виде роста цен и велик риск потерь среди крафтовых производителей:

Оборудование и ПО стоит миллионы. Ожидайте скорое закрытие «малышей». Однако те, кто любят свое дело по поговорке «займи, но выпей», найдут денег на оборудование и ПО.

Константин Боксер

Иван Баландин видит ситуацию схожим образом:

Конечно же стоимость продукта будет расти, ведь, помимо стоимости самой наклейки, придется потратится на оборудование, а у тех, кто будет делать это вручную, снизится производительность труда. Все эти расходы неизбежно лягут на плечи потребителей, спрос продолжит снижаться, и есть такие неприятные подозрения, что некоторые пивоварни не смогут адаптироваться к новой реальности. А дальше — снижение конкуренции и все прочие экономические «прелести».

По мнению Вячеслава Ветелева, малые производства окажутся в наиболее уязвимом положении в сравнении с более крупными:

Однозначно все эти марки повлияют на инфляцию и стоимость пива, мы это видим уже по молочной продукции. Дело не только в стоимости марки в 50 копеек, ведь нам пытаются объяснить, что это копейки. Затраты на оборудование, на расходные материалы, на программное обеспечение, на его ежегодную поддержку, на зарплату сотрудника, в конце концов, который будет маркировать и учитывать продукцию. Побутылочно, побаночно. Для мелких производств это могут быть затраты существенно выше 3-5 рублей на каждую единицу продукции, которые, дойдя до розницы, вырастут и до 10-15.

Вячеслав Ветелев

В свою очередь, Андрей Синильников не видит на сегодняшний день оснований полагать, что продукция значительно подорожает:

Цены растут неизбежно, но, думаю, в крафтовом сегменте большого скачка не будет.

Что делать

Напоследок узнали у представителей пивоварен, как они планируют решать вопрос с маркировкой.

Мы сейчас плотно изучаем вопросы по маркировке, прослушиваем семинары, разбираемся в механизмах работы новой системы. Честно говоря, мы понимаем, что с большей долей вероятности новые правила примут и они заработают, а значит все, что мы должны сделать — это максимально подготовиться к их введению, — поделился Иван Баландин.

Также считает и Юрий Хилов. На пивоварне Selfmade Brewery сейчас разбираются в программных вопросах:

Мы в меньшей степени обеспокоены техническим оснащением. У нас есть понимание, какое оборудование нам потребуется купить или дооснастить. А вот программная часть вызывает вопросы. Поштучный учет предполагает, что во время сбора заказа, его отгрузки и подготовки отгрузочных документов производитель будет отгружать «конкретный кег» и «конкретную банку» в «конкретную накладную». Пока предложенные ЦРПТ интеграторы не представили адекватного решения этой задачи для нас. В большинстве случаев они предлагают недешевое пакетное решение с собственным ПО без учета существующей учетной системы производителя. Мы надеемся, что 1С начнет поддержку маркировки пива и нам не придется работать в двух системах. Также настораживает заявленная интеграция ЕГАИС и «Честного знака». Учитывая полностью провальный опыт РАР при изменении процедуры подачи уведомлений об обороте алкогольной продукции в ноябре-декабре 2021 года, можно ожидать, что тестового контура ЕГАИС, работающего с «Честным знаком», мы не увидим еще долго. А это весьма важная часть процесса маркировки.

Как рассказал Андрей Синильников, в рамках одного из партнерских проектов Brewmen уже идут испытания:

Одна из наших партнерских компаний Brew Canning System уже около года проводит разработки многих вариантов адаптации разного оборудования розлива, а также написала свое ПО для удобной работы. Мы уже приступили к фазе испытаний, наносятся коды Data Matrix, полученные от «Честного знака», сканируются и отправляются отчеты о розливе на сервер. Сейчас у нас автоматическая линия розлива от BCS и их этикетировщик. Также есть решения для нанесения стикеров с уже нанесенными кодами, а также договоренности с типографиями, которые могут получать коды через ПО BCS и мы получим этикетки с нанесенными кодами уже на производство.

По словам Вячеслава Ветелева, LaBEERint также займется маркировкой продукции, если это станет обязательным:

Если рынок заставят это сделать, будем маркировать, никуда не деться. Это будут простые решения — заниматься этим будет человек. Каждая отгрузка будет подготавливаться намного дольше и сложнее.


Также читайте другой наш материал с мнениями на резонансную тему — МРЦ.