Каждый любитель пива, изначально разбиравшийся только в “светлом” и “тёмном”, преодолевает понятные стадии потребления, то есть определённую эволюционную цепочку. При этом не факт, что на каком-то из этапов он почувствует себя максимально комфортно и решит там остаться, довольствуясь тем, что умеет отличать IPA от APA. Мы попытались зафиксировать основные этапы развития биргика.
У большинства людей пиво до сих пор ассоциируется с напитком для рабочего класса, холодным растворителем тягучего месива будней. И можно сколько угодно говорить про крафтовую революцию (в России или в США — без разницы), но в массовом сознании оно таким напитком и останется. Потребитель пьёт евролагеры не потому, что считает их вкусными, а потому, что изначально не находит в супермаркетах другого пива. Вообще, любовь и дальнейшее пивное «развитие» начинается именно с обычного лагера. По крайней мере для людей, которым сейчас больше 20 лет. Миллениалы могут сразу начать с крафтового пива, но только представьте, сколько они упускают.
Тот, кто впервые пробует IPA. Редко доходит до этого сам, скорее, в баре советуют друзья или бармен (который, кстати, неправ: для знакомства с крафтовым пивом IPA — плохой вариант. Хуже только солёный, перченый, копчёный томатный гозе). С первого раза IPA нравится далеко не всем, но, как показывает статистика, именно этот стиль становится «дежурным» у более или менее продвинутых любителей пива (биргики не исключение). Новичок после своего неудачного опыта с IPA, но с желанием познавать пивной мир, окунается в мир имперских стаутов. Чем крепче, тем лучше.
Путь энтузиаста начинается с установки приложения Untappd для подсчёта количества чекинов. Он считает баджи и достижения вроде «Сделайте 500 чекинов уникального пива» одной из главных целей своего пивного опыта наравне с коллекционированием вкусов. Вряд ли он собирает бирдекели и крышечки в 2019 году, но зато много говорит с барменами о пиве, частенько думая, что разбирается в нём лучше, чем специалисты. Обычно это самоощущение выдаёт снисходительная ухмылка, когда бармен пытается дать совет. На вечеринки приносит крафтовое пиво (а иногда и свой бокал), чтобы не пить «общий» евролагер.
Путь от обычного любителя пива к новичку и энтузиасту кажется логичным развитием для человека, пьющего крафт. А вот следующие уровни увлечения устроены хитрее. Человек, добравшийся до них, считает верхом пивоварения бельгийские кислые эли и никогда не брезгует классной сухой west coast IPA.
Увлечение крафтовым пивом на этом уровне уже нельзя назвать простым хобби, это нечто большее. Пивные эксперты нередко становятся частью индустрии. Они пытаются узнать о пиве как можно больше, читают специальную литературу, тематические сайты, знакомятся с пивоварами. Знают, что есть плохое крафтовое пиво, и уже не котируют количество чекинов в Untappd, не выбирают напиток по максимальному IBU и ABV. Когда знаток пива даёт совет, что выпить, новички не всегда понимают: «Альфа-кислоты, аромат диацетила, диметилсульфида, кошачьей мочи? Можно просто русской ИПЫ?».
Знаток пива, скорее всего, станет домашним пивоваром, потому что для комплексного понимания напитка его нужно уметь варить. Либо же он пойдёт получать сертификат пивного эксперта Cicerone, чтобы работать дегустатором или судьёй. Чаще всего энтузиаст линейно трансформируется в знатока, обогатив себя практическим и теоретическим знанием о пиве и пивном лексиконе и окружив себя пивной тусовкой. Никогда не откажется от классического пилснера, особенно с дополнительным охмелением.
Вот уж куда эволюционировать точно не нужно. Эти ребята могут принадлежать почти к каждой из вышеперечисленных категорий, при этом могут знать о пиве действительно всё, но с той же вероятностью — ничего. Снобизм — это почти неискоренимая черта характера, которая переносится на любые увлечения, в том числе и пиво. О вкусах с такими, конечно, лучше не спорить.