Для российских поставщиков хмеля 2020-й год был полон открытий: с одной стороны, удалось презентовать новые для отечественного рынка интересные сорта из США и других стран, с другой, пришлось узнать, какие проблемы для бизнеса создает пандемия.
Мы поговорили с владельцем компании Pro Brew Service Михаил Бибиковым и пресс-службой компании «МирБир» об итогах и главных новинках уходящего года, трендах, которые будут на волне в следующем году, а также о том, как повлияла пандемия на логистику и ценообразование, и какие меры могут облегчить положение поставщиков в период второй волны пандемии.
Подводя итоги урожая 2020-го года, Михаил Бибиков отметил, что в Южном полушарии ситуация сложилась благоприятно, даже несмотря на австралийские лесные пожары, и по сравнению с прошлым годом был зафиксирован рост. В Европе также обошлось без коллапсов, поэтому результаты оказались равны ожиданиям. В Северном полушарии итоги сильно отличаются.
«Производителей хмеля постигло серьезное разочарование — все три основных хмелеводческих штата — Вашингтон, Айдахо и Орегон, — пострадали от высоких температур, сильного задымления и штормового ветра, продолжавшегося непрерывно в течении восьми часов как раз в середине уборочной страды. Этот ураган повредил уже готовые к сбору шишки. Наибольший урон был нанесен в долине Якима» — прокомментировал ситуацию Михаил Бибиков.
По предварительным данным, производители не смогут выполнить свои обязательства по сортам Azacca (-40%), Cascade (-20%), Citra (-20%), El Dorado (-20%). Тревожная ситуация складывается также с сортами Comet, Zappa, Chinook, Idaho 7, Mosaic и Columbus. Как результат, общие итоги урожая 2020-го года в США по нынешним расчетам составят 47,6 млн кг против 50,8 млн кг в прошлом году.
По сообщению пресс-службы «МирБир», в 2020-м году на российском рынке появились сорта, которые не первый год культивируются в США, Европе, Австралии, Новой Зеландии и Африке, и пользуются там немалым спросом.
«На наш взгляд, лучшее из таких «не новых новинок» в ассортименте «МирБир» - это американский хмель Cashmere, который считается универсальным сортом двойного назначения, с пряными нотами и ароматикой дыни и цитрусовых фруктов, Comet урожая 2019 года, экспериментальный хмель 10416, для внесения нот цитрусовых, сосны, мяты и тропических фруктов. Более новые и не менее интересные: горько-ароматные HBC-472, кокосовый и древесный, и Sabro, который хорошо передает ароматы мандарина, кокоса, тропических фруктов и косточковых фруктов с оттенками кедра» — отметили представители дистрибьютора.
Михаил Бибиков назвал в числе ярких новинок 2020 года хмелевой экстракт Incognito™ производства компании Barth-Haas из сортов Citra, Mosaic, Sabro, Ekuanot и HBC 472. «Это продукт с высоким содержанием альфа-кислоты (около 50%) и концентрированным ароматом. В итоге получается лучший результат при меньших затратах на транспортировку и хранение» — отметил преимущества новинки владелец компании Pro Brew Service. Также Михаил Бибиков отметил сорта Zappa и Medusa — дикие разновидности хмеля, которые берут свое начало в горных районах Колорадо и Нью-Мексико, и эксклюзивно поставляются в Россию Pro Brew Service.
По словам представителей «МирБир», замедлился импорт. Проблема коснулась не только хмеля, но и других ингредиентов и оборудования. В большей или меньшей степени, каждый этап стал проходить с заметным промедлением: производство, отгрузка, поставка.
Михаил Бибиков отметил, что весной 2020-го года столкнулся с проблемой доставки хмеля из США. «Мы столкнулись с лимитом контейнеров для морского фрахта и, казалось бы, банальностью — было трудно найти водителей для вывоза контейнеров с ферм в порты. Стоимость логистической составляющей немного выросла в тот момент» — рассказал владелец Pro Brew Service.
Поставщики заметили рост цен, но влияние коронавируса на это явление назвали опосредованным. «Пандемия сказывается на производстве, его скорости и объемах, и на курсе валют, от которого в конечном итоге и зависит цена. В сентябре прогнозировали рекордный урожай хмеля, но в каком объеме и по какой итоговой цене он поступит в продажу в России – пока сложно предсказать» — сообщили в пресс-службе «МирБир».
Михаил Бибиков также отметил резкий скачок курсов евро и доллара, из-за которого компания Pro Brew Service вынуждена была делать значительные скидки, чтобы оставаться востребованной для партнёров.
В 2021-м году российские дистрибьюторы возлагают большие надежды на американские сорта Talus, Altus, BRU-1, Strata и Triumph. «Talus – ближайший родственник Sabro — хмель с оттенками розового грейпфрута, цедры цитрусовых, сушеных роз, сосновой смолы, тропических фруктов и шалфея, Altus — хмель с пряными мандариновыми и травянистыми нотами, Strata — с нотами гуавы, маракуйи, грейпфрута, апельсиновой цедры, лемонграсса» — рассказали в пресс-службе «МирБир». Хмель BRU-1 примечателен ароматом ананаса и косточковых фруктов, Triumph выделяется нотами розовой жвачки Bazooka и персика.
Из новинок с других континентов интерес поставщиков вызывают новозеландский хмель Nectaron и британский Harlequin. Оба сорта обладают интенсивным ароматом цитрусовых и тропических фруктов.
По мнению Михаила Бибикова, в 2021 году намечается сражение двух лидеров мирового хмелевого рынка Barth-Haas и Yakima Chief Hops на поле лупулиновых пеллет, так как Barth-Haas анонсировали выпуск гранул под названием LUPOMAX™, чтобы составить конкуренцию Cryo Hops® от Yakima Chief Hops.
Говоря о возможном влиянии второй волны пандемии, дистрибьюторы выразили надежду на то, что не будет введен полный локдаун и государство поддержит отрасль — если не послаблениями, то хотя бы отсутствием дополнительных ограничений.
«Единственный выход, на наш взгляд – объединять усилия и ресурсы. Это даст возможность не только безболезненно перенести пандемию, но и создать что-то новое, потенциально настолько успешное, что в конечном итоге все окажутся в плюсе» — резюмировали в пресс-службе «МирБир».