Культура
Знакомьтесь, Тыкварь

Посмотрите хэллоуинский самодельный фотопроект, объединивший отечественную хтонь и западный праздник.

Текст
Пётр Маняхин

Светлана Ерыгина:

«Мрачная хэллоуинская эстетика и не менее мрачная русская повседневность: мне давно казалось, что, если их соединить, получится что-то дикое. Первая и самая простая ассоциация с Хэллоуином, конечно, тыква. Настолько же русская, насколько и американская: значит, можно получить что-то среднее между тыквой у бабки Гали в огороде и тыквой из фильма ужасов производства США. В нашем языке «тыква» («башня», «бубен», «репа») — это голова, хэллоуинская тыква — тоже голова. Образ напросился сам собой: человек-тыква, Тыкварь, русский поцык, типичный лох. Самоуверенный, тупой, ограниченный, наивный и такой узнаваемый. Тыквари ходят мимо меня каждый день, ничего не видя вокруг себя, ничего не воспринимая за пределами своих интересов. И этот типаж вечный. Сегодня он одет в любимую замызганную олимпийку и нью-бэлэнсы, но завтра мы и без этого узнаем его по тыкве, в которую он непременно получит.

Само слово Тыкварь с пренебрежительным, просторечным оттенком — как «гопарь»: что-то знакомое, родное и народное, но отталкивающее. Моя серия снимков — это попытка выбрать из всего многообразия близкую мне жуть, взглянуть в её лицо, полюбить, осмыслить и посмеяться над ней.

Делалось всё на коленке. Я просто предложила стать тыквой своему другу фрилансеру, который, как и я, любит диковатые затеи. Попросила прислать мерки головы и на следующий день купила подходящую тыкву в супермаркете. Вырезала дыру, вычистила внутренности, подсушила — вот и вся подготовка. Ещё из реквизита старая олимпийка, банка «Балтики» и пустая тара из соседней пивнухи. Расходов на 1000 рублей. Осталось только взять фотоаппарат и выйти на улицу, а улица уже сама нас повела, стала материалом, с которым можно взаимодействовать.

Некоторые кадры я придумала заранее, но половина снимков — результат импровизации: чёткого плана и маршрута у нас не было. В моей серии появляется палатка с фруктами, троллейбус, одинокое дерево и ларёк с микрозаймами. Но с таким же успехом можно было пойти, скажем, на мясной рынок, в метро, в чистое поле или обувной магазин.

hello-pumpkin-head-2
hello-pumpkin-head-7
hello-pumpkin-head-3
hello-pumpkin-head-4
hello-pumpkin-head-5

Люди, как обычно, ничего не замечали или делали вид, что ничего не замечают. Для того, чтобы вызвать агрессию, мы выглядели слишком странно и нелепо, таких не трогают. Но была и позитивная реакция. Например, мы ворвались с фотоаппаратом в закусочную «Самса», а сотрудники из ближнего зарубежья мало того, что позволили нам оккупировать своё рабочее место, так ещё и предложили стул, чтобы было поудобнее. Вся съёмка прошла в пределах Октябрьского района города Новосибирска. Но подошёл бы любой другой район любого другого постсоветского города, потому что неважно, какие именно места задействованы, важно, чтобы образ героя и ситуации, в которых он оказался, были самыми узнаваемыми для нашего человека.»