Бум хард-зельцеров в Америке и Европе не стихает. За прошедший год список производителей пополнился такими культовыми для крафтового пивоварения именами как Evil Twin и Omnipollo. Интерес проявляют также и крупнейшие мировые бренды — Coca-Cola в партнерстве с Molson Coors объявили о скором релизе собственной версии напитка.
В феврале 2020 года мы писали о первом опыте производства хард-зельцера в России. Спустя почти год мы выяснили, что изменилось за это время и какие перспективы видят производители на нашем рынке.
Напомним, что первым коммерческим хард-зельцером в России был From Zero To Hero от пивоварни Bowl Cut Brewery из Санкт-Петербурга [4,2% ABV] — сорт c добавлением цедры и сока мексиканских лаймов и ананасов из Коста-Рики, сброженный насухо шампанскими дрожжами и охмеленный сортом Vic Secret.
Подводя итоги, представители Bowl Cut Brewery отметили, что потребители встретили сорт в целом неплохо и оценки в Untappd были довольно высокими. Но возникли и некоторые сложности — продавать хард-зельцер оказалось сложнее, чем пиво, и этот процесс занял больше времени, чем обычно. По мнению создателей, здесь сыграла роль часто возникающая ассоциация хард-зельцера со слабоалкогольными коктейлями из супермаркета, заработавшими в России негативную репутацию.
Также авторы первого российского хард-зельцера отметили, что напиток пользовался наибольшим спросом не в привычных крафтовых барах, а в кафе, кофейнях и других непрофильных заведениях.
Собственную линейку хард-зельцеров в 2020 году представила и знаменитая своим широким ассортиментом тульская пивоварня Salden’S. Основатель и владелец компании Денис Сальников в конце 2019 года обратил внимание на стремительно растущую популярность напитка в США и пришел к выводу, что это тренд, который нельзя игнорировать.
В Туле есть несколько фирменных заведений Salden’S, где продается вся линейка Hard Seltzer из четырех сортов: грейпфрут, лайм и мята, манго и ананас, пина колада. Владелец отметил, что широкая публика на сегодняшний день еще недостаточно осведомлена о хард-зельцере и доля продаж напитка, соответственно, невысокая.
Основатель и главный пивовар московской пивоварни Brew Fiction Андрей Матвеев также учел американские тренды и решил выпустить хард-зельцер, соответствующий последним веяниям моды на рынке США, подробнее о которых вы узнаете далее. По оценке пивовара, такое решение было удачным.
Рассказывая о своем продукте, любой производитель хард-зельцера в США непременно укажет низкую калорийность, отсутствие вредных компонентов в составе и логичным образом следующую из этого прекрасную совместимость напитка со здоровым образом жизни. Легкий, прозрачный, обладающий ненавязчивым фруктовым привкусом и небольшим содержанием алкоголя (4-5%) — так можно описать, к примеру, положивший начало моде White Claw Hard Seltzer.
Хард-зельцер Salden’S по внешним и вкусовым параметрам как раз тяготеет к классическому варианту. Отличия касаются самого процесса производства.
«Мы варим обычный лагер, пропускаем его через фильтр, убирая все, что в нем есть — вкус, цвет, оставляя тело напитка, а после этого уже добавляем натуральные ароматизаторы» — объяснил свою методику Денис Сальников. При этом владелец Salden’S подчеркнул, что на выходе получается совсем иной напиток, поэтому приравнивать его к пиву нет смысла.
Классический вариант — не единственный возможный. Один из глобальных трендов последних лет в крафтовом пивоварении — смузи-сорта. Пиво с обильным добавлением фруктового пюре пользуется огромным спросом как в Америке, так и в России, поэтому появление хард-зельцера такого рода было лишь вопросом времени. Лидером в новом сегменте американского рынка зельцеров стала компания Troobadoo — сайд-проект пивоварни HOMES из Энн-Арбора, штат Мичиган, посвященный исключительно смузи-зельцерам — smooj seltzer, как называет свои напитки сам производитель. .
Линейка Troobadoo насчитывает 11 сортов, каждый из которых содержит огромную порцию натурального фруктового пюре, а также отвечает всем ЗОЖ-стандартам стиля — в составе нет ни глютена, ни лактозы. Рейтинги продукции в Untappd настолько высокие, что, как ни парадоксально, в мировом рейтинге пивоварен Troobadoo занимает второе место.
Сегодня смузи-зельцеры представлены и на российском рынке — осенью Brew Fiction презентовали два сорта Yes! This is Seltzer: с добавлением пюре банана и сока голубики, а также с кокосовой стружкой и соком ананаса.
«Мы решили сразу сконцентрироваться на том, что популярно и в Штатах, и у нас — смузи-теме. Оригинальные хард-зельцеры, наверное, не были бы так хорошо восприняты в России, в отличии от смузи-зельцеров» — прокомментировал свое решение Андрей Матвеев.
Направление смузи-зельцеров только набирает обороты, и в России американские образцы не представлены, поэтому ориентиров, с которыми можно было бы сверяться при создании своих сортов, у Brew Fiction не было. Но, несмотря на это, главный пивовар отметил, что особых сложностей в процессе производства не возникло.
Таким образом, на небольшом российском рынке хард-зельцеров уже сейчас можно наблюдать заметное разнообразие сортов, и представители Bowl Cut Brewery видят в этом потенциал для дальнейшего развития.
«На наш взгляд у всех получились достаточно разные по исполнению напитки, зачастую радикально отличающиеся друг от друга и нашего понимания стиля. Это вносит некоторую путаницу, но, тем не менее, продвигает стиль».
Список российских производителей медленно, но верно пополняется — помимо Bowl Cut Brewery, Brew Fiction и Salden’S собственную линейку выпустила питерская пивоварня AF Brew. Также в московском баре Share House по особым случаям можно встретить на кранах зельцер пивоварни Cosmic City из Королева. Уже стоит говорить о том, что отдельная полка с хард-зельцерами в холодильнике в вашем любимом крафтовом баре или боттлшопе — вопрос скорее всего не столь уж отдаленного будущего.
Но станет ли хард-зельцер трендом, сопоставимым в масштабах с американским? Пока производители видят ряд причин, которые препятствуют этому — отсутствие медийного освещения , приводящее к неосведомленности потребителей о напитке, и уже упоминавшаяся привязка зельцера к слабоалкогольным коктейлям
«В России потребителям все еще приходится объяснять, что такое хард-зельцер, что это не просто, условно, привычный с девяностых формат “коктейль с составом спирт+вода+химические ароматизаторы”. Кроме того, в США бум хард-зельцеров произошел в том числе и из-за медийного внимания в соцсетях: популярный ролик американского блогера сделал такую рекламу продукту, которая не снилась ни одной новой условной газировке или крафту, без этого органический рост был бы гораздо медленнее. До России этот тренд только дошел, и он пока в стадии зарождения, продвигают его только энтузиасты» — cчитает Денис Сальников.
По мнению владельца Saldens’S, популярность хард-зельцера в России может быть обеспечена как «сарафанным радио», если напиток найдет отклик у большого количества потребителей, так и появлением на рынке продукции крупных производителей, которая будет массово представлена на прилавках.
Несмотря на наличие очевидных проблем, производители отмечают и позитивные стороны. Андрей Матвеев считает, что благоприятный фактор для роста популярности зельцеров в России — набирающая обороты мода на здоровый образ жизни.
«Я думаю что стиль будет очень активно развиваться. Особенно в теплые периоды года. Это очень легкий и вкусный продукт, при этом низкокалорийный и без содержания глютена».
Представители Bowl Cut Brewery считают, что для развития стиля в России потребуется много времени и ресурсов, но направление безусловно является перспективным и сами пивовары уже разрабатывают новые рецепты своих сортов.
«Безусловно, это не тот стиль, который будет возглавлять топы рейтингов в России в ближайшее время. Это отдельный сегмент. И профиль потребителя этого продукта отличается, от того, который мы привыкли видеть в крафтовом пиве».