Наш специальный корреспондент и велогонщик Федор Тихонов рассказал, почему пиво и педали — друзья навек
Трудно поверить, но до 1960 года велогонщики пили не только пиво и вино, но и ликёры. Всё, что горит и встречается по пути. Иногда прямо в барах, что требовало остановки — и никого не парило потерянное за принятием пинты время. Такое чаще всего случилось на Tour De France — самой старой и культовой многодневной гонке.
Вообще-то, Франция не самая пивная страна, но столетие назад в магазинах не продавалась бутилированная минералка. Почему бы не остановиться, когда в баре не наливают с собой.
Медицина шагнула вперед, спорт стал более осмысленным, и алкоголь ушёл из повседневного рациона гонщиков. Но не ушёл из велоспорта.
Велоспорт стал одним из первых видов спорта, где название пива поместили на майку. Французская пивоварня Pelforth в 1960-ые годы владела одноименной командой, куда входили известные в свое время гонщики Раймон Пулидор и Анри Аглад.
Потом Pelforth перестал заниматься командой (в велоспорте это обычная практика — название команды меняется вместе со сменой главного спонсора, поэтому команды «живут» в среднем 5 лет) и стал официальным пивом Тур де Франс. В 60-ые они запускали перед пелотоном свои фирменные машины с огромными бутылками в прицепе. Пожалуй, самый агрессивный пивной маркетинг в спорте, куда там «Баду» со светящимися бокалами.
Pelforth был везде: на афише, на буклетах, бутылки пива катались в кузовах различных машин на протяжении двух десятков лет. В 1988 году компанию купил Нeineken, и вся эта красота закончилась.
Но по-настоящему крепкий союз пива и велоспорта случился в Бельгии.
Что вам приходит в голову, когда вы слышите слово «Бельгия»? ООН, вафли, футбол, пиво, шоколад. Про эти достойные вещи мы поговорим как-нибудь в другой раз, а сейчас вспомним, что бельгийцы — фанаты велоспорта и влюблены в лучшего гонщика всех времён и народов, Эдди Меркса.
Бельгиец (не брюсселец!) средних лет скорее больше любит велогонки, чем футбол. И пиво, а не вафли. По выходным он выходит на улицу и кричит что-то ободряющее гонщикам, проносящимся на скорости 50 км/ч. А потом пьёт свой любимый блонд. Или дюббель. Или просто сидит и пьёт, а гонщики проносятся. Вероятность того, что за пинтой пива вас застанет проезжающий пелотон или просто тренировочная группа примерно так же высока, как если бы вы ехали на велосипеде и считали количество пивоварен и баров в маленьких городах. В Бельгии сотни сортов пива и сотни гонок.
В здании антверпенской пивоварни De Koninck находится магазин Velodome. «В студенчестве мы считали, что одно пиво заменяет бутерброд, поэтому мы пили пиво в баре, а не ели за обеденным столом, — говорит владелец магазина, Филипп Ван Эхут. — Это часть нашей культуры, как и велосипед. К счастью, мы живем в королевстве лучшего пива и лучших велогонок в мире. Так и кто нас обвинит, что мы объединяем это?»
В Бельгии каждому пиву найдётся своя гонка и ровно наоборот, но расскажем о самом важном местном бренде: Kwaremont.
Это пиво сварено на пивоварне De Brabandere, родом из Фландрии. От него у биргиков не отвисает челюсть, оно достаточно традиционное. Но буквально пропитано велосипедами и велоспортом.
Вообще, Oude Kwaremont — это одна из мощеных дорог, ведущих к холму фламандских Арденн на юго-востоке Фландрии. Oude Kwaremont известна своим присутствием во многих фламандских гонках, таких как монумент «Тур Фландрии» (статус монумента имеет всего 5 гонок в мире: Милан — Сан-Ремо, Тур Фландрии, Париж — Рубэ, Льеж — Бастонь — Льеж, Джиро ди Ломбардия). Дорога 2200 метров в длину и достаточно узкая. Первые 600 метров асфальтированы, а следующие 1600 вымощены булыжником.
В пиве Kwaremont 6.6% алкоголя — ровно столько же, сколько процентов в градиенте одноименного подъёма. Форма бокала имитирует булыжники. На ножке бокала гонщик едет в горку. Ходит слух, что тот, кто найдёт точное местоположение запечатленного на стекле велосипедиста на реальной дороге Oude Kwaremint, получит от пивоварни ящик пива. Будете во Фландрии — попробуйте.
Kwaremont спонсирует более 50 бельгийских гонок, среди которых: The Ronde, Kuurne-Brussel-Kuurne, the Driedaagse at De Panne, the Tour of West-Flanders, the E3 of Harelbeke.
В соседней Голландии пиво любят не меньше. Особенно бельгийское. Пивной бренд Amstel — титульный спонсор известной «пивной» гонки Amstel Gold Race, где на финише гонщики с радостью выпивают по бокалу одноименного пива. Естественное желание после 250 километров не самых удобных для скоростных гонок узких дорог региона Лимбург. А еще и брусчатка, которая вытрясает душу. С 1966 года гонка проводится во второй половине апреля, но климат в этом регионе такой, что часто в это время там идёт снегодождь и разве что чуть выше ноля. Вот такая Центральная Европа. Больше всего Amstel Gold Race выигрывал местный гонщик Ян Раас — 5 раз, по четыре раза это делали бельгийские легенды — Эдди Меркс и Филипп Жильбер. Кстати, Амстел — это река, давшая название Амстердаму, вода из которой использовалась в своё время для охлаждения пива предприимчивыми пивоварами из Amstel. Наверняка до того, как бренд стал принадлежать транснациональной корпорации Heineken.
Если Kwaremont пропитан духом традиций и дани уважения к шерстяным джерси и кожаным велотуфлям, то à BLOC Superprestige Bicycle Beer метит в аудиторию хипстеров и модников на велосипедах. Это пиво — результат краудфандинговой кампании. До 2017 года оно варилось на крафтовой пивоварне Jopen, а сейчас производство переехало на De Gooische Bierbouwerij. Это бельгийский эль, достаточно простой, чтобы залпом выпить бутылочку после заезда. Ребята только и делают, что скрещивают пиво и велики: чего стоит только совместная гонка с профессиональной командой Katusha-Alpecin в здании автомобильной парковки. Название пива как будто бы отсекает потенциальную аудиторию тех, кто не крутит педали, так что пиво это в России мы вряд ли увидим.
С велогонками проассоциировать пиво в России почти нереально. Культуры ни того, ни другого у нас не существует. Но есть небольшие исключения. Например, No Hands: коллаборация Zagovor Brewery и любителей велосипедов с фиксированной передачей. Пиво это сварили достаточно давно, но фиксеры от этого меньше пить и любить крафтовое пиво не стали.
Буквально в апреле крафтовый гигант компания Brewdog запустила сеть велоклубов Chain Gang, которые предлагают всем велосипедистам встретиться у бара, прокатить маршрут и вернуться в бар, чтобы выпить там спонсорского пива Brewdog. Все то же самое, что и у бегового клуба Mikkeller Running Club, только с великами. Ладно Глазго и Лондон, но буквально через пару месяцев после запусков клубов в Европе, первый выезд Brewdog Chain Gang состоялся и в Москве с финишем в баре «Свобода». А пока тепло, проходит и сейчас. Если есть шоссейный или дорожный велик — присоединяйтесь.
Кстати, в велосипедный флягодержатель на раме помещается ровно поллитра пива. Но рулите трезвыми!