Культура
Добро пожаловать на тёмную сторону: как прошёл конкурс Craft Depot Dark Beer Awards

В Москве на пивоварне Poet Brewery&Bar прошёл организованный Ассоциацией крафтовых пивоварен конкурс на лучший портер, стаут и РИС. Участие в слепой дегустации принял и корреспондент Craft Depot, попробовавший 44 сорта, произведённых российскими пивоварнями, и теперь рассказывает о том, насколько неожиданно трудоёмким оказался процесс выбора лучших.

Текст
Фёдор Тихонов

Конкурс Craft Depot Dark Beer Awards, который прошёл 27 ноября на Poet Brewery&Bar, задумывался как мероприятие, целью которого было выявить, что нужно пивному рынку в России по версии тех, кто этот рынок представляет. Именно поэтому жюри состояло почти целиком из бар-менеджеров и владельцев баров.

В команду дегустаторов вошли: Катерина Реми (BeerDock), Ирина Гнутикова (Cult), Елена Савари (Parka), Кирилл Брусин (Varka 1, 2, Los Bandidos, Bad Bro Bar, «Voлчья Sтая»), Илья Ушаков (Dogma Bottle Shop), Евгений Смирнов («Беру выходной», «Ещё парочку»), Антон Buff («Лора Крафт»), Тимофей Федоренко («МирБир») и я как представитель издания Craft Depot.

В конкурсе приняло участие 53 пивоварни, судьями было продегустировано 88 образцов пива (по 44 сорта, разделённых на две группы) и названы победители в трёх категориях: портер, стаут и русский имперский стаут. В открытом конкурсе участвовало почти все темное пиво, какое можно достать в Москве, а не только пивоварни-представители ассоциации – например AF Brew, Velka Morava, Zavod, Red Button, Bottle Share и другие. Ознакомиться с полным списком участвовавших пивоварен можно здесь.

Пивоварни, занявшие первое место, получают денежный приз —⁠ 25 000 руб.

В просторном, но уютном зале бара-пивоварни Poet членов жюри рассадили за два стола по четыре и пять человек. Организаторы бесперебойно подносили бокалы TeKu и Sahm с конкурсными образцами, а остатки пива из бокалов предлагалось выливать в кувшин. Таким образом мы вылили литры пива, а в конце узнали, что сделали это почти что зря: «Трифон стаут» в слепой дегустации смог зачехлить половину отечественного тру крафта. Но обо всем по порядку.

Итак: восемь листов А4 с шестью сортами пива на каждом, пиво пронумеровали от «1» до «44» для оценки пяти главных параметров: цвет, запах, вкус, послевкусие и сложность/простота восприятия — drinkability. Модератор конкурса Михаил Пахалов пояснил, что в англоязычных конкурсах это вполне понятная характеристика: чем легче пьётся и чем понятнее вкус пива, тем выше drinkability. А засорять русский язык всякими там «питкостями» нельзя, поэтому только «сложность/простота восприятия».

Ещё была графа для комментариев, куда можно было записать субъективные ощущения и соображения по поводу пива. Я решил, что буду уделять внимание как самым любопытным, так и самым ужасным экземплярам. Так в моих записях появилось пиво, охарактеризованное как «пустота и горечь». Когда-нибудь открою бар с таким названием.

craft-depot-dark-beer-awards-final-1
craft-depot-dark-beer-awards-final-3
craft-depot-dark-beer-awards-final-5
craft-depot-dark-beer-awards-final-4
craft-depot-dark-beer-awards-final-7

На первые два листочка — 12 сортов — ушёл примерно час. Перерыв, бутылочка воды, охапка сушек (несладкие хлебобулочные изделия из пшеничной муки хорошо «обновляют» рецепторы и снимают нагрузку на желудок) — и снова в бой. Впереди ещё 32 сорта. После дело пошло чуть быстрее. Кажется, мозг и рецепторы запоминают лучшее пиво из опробованных ранее, поэтому невольно сравнивают всё остальное с ним.

Честно скажу, что после 20 сортов восприятие «замыливается», каждое пиво начинает казаться похожим на предыдущее, все меньше экземпляров по-настоящему цепляют. В какой-то момент жутко захотелось банальнейшего лагера. Самого простого, искрящегося, с пузырьками, пусть даже с пустым телом.

Дегустация продлилась примерно три с небольшим часа, которых оказалось достаточно, чтобы осознать, насколько это непростая работа: помимо логичного опьянения, накатывает усталость, как после долгого рабочего дня.

На многих любительских конкурсах (не только в пивном деле) есть вопрос, который подводит итог оценки любого продукта: «Посоветуете ли вы этот продукт другу?». И вот после него все эти цифры, рейтинги и прочие оценки в Untappd растворяются в пустоте и горечи бытия. После 44 сортов, отведанных мною на Craft Depot Dark Beer Awards, я смог бы порекомендовать своему воображаемому другу от силы 4—5 сортов. Но это не говорит о том, что остальные были плохими. Я бы их просто не рекомендовал, и как ни крути, это субъективная оценка, которая, однако, косвенно или прямо влияет на успешность того или иного пива.

Ещё один интересный момент, связанный со слепой дегустацией, это попытки угадать, наименование сорта и пил ли ты это пиво когда-либо раньше. Ну и неизбежно возникающий почти риторический вопрос: чем портер отличается от стаута, кроме нескольких нюансов в виде используемых солодов? Этот опыт точно заставил меня пересмотреть своё отношение к тёмному пиву. Пока хочется чего-то светлого и лёгкого, но со временем будет интересно вновь обратиться к темной стороне.

Фото: Вадим Фролов