Культура
МРЦ: мнения

На этой неделе ФАС выступила против введения минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво, объяснив это тем, что такая мера приведет к повышению цен на продукцию и, как следствие, к снижению покупательской способности потребителей и переориентации их на крепкий алкоголь. Мы поговорили с представителями российского крафтового рынка о том, какое влияние может оказать введение МРЦ на малое пивоварение с их точки зрения.

Текст
Диана Степанова
Причины

Изначально предложение о введении МРЦ поступило в Минфин от Союза российских пивоваров (СРП), из которого в 2020 году вышли крупнейшие в России пивоваренные компании «Балтика», Heineken и AB InBev Efes. Такая мера была предложена организацией в качестве противодействия агрессивному демпингу со стороны ритейлеров, когда пиво от крупных производителей продается фактически по себестоимости или ниже. Опасность демпинга для крафтовых пивоварен, представляющих свой продукт в ритейле, отметил и юрист-консультант Ассоциации крафтовых пивоварен Алексей Сосюрка:

Ни для кого не секрет, что крафтовое пиво относится к недешевому сегменту, в силу уже хотя бы себестоимости производства. Экономика этого предприятия такова, что крафтовые малые пивовары изначально не могут себе позволить реализацию ниже низшего предела, даже за счет так называемых скидочных окон. Малые объемы не оставляют шансов конкурировать с гигантами за счет снижения стоимости каждой последующей единицы продукции.

Алексей Сосюрка, Ассоциация крафтовых пивоварен Craft Depot

Помимо различных промоакций, в ходе которых пиво от больших компаний предлагается по предельно низким ценам, многие торговые сети запускают собственные торговые марки (СТМ), продукция под которыми зачастую предлагается еще дешевле. Тем не менее, такой продукт, по мнению представителей рынка, не конкурирует с крафтовым в ритейле:

Потребитель, выбирающий пиво под СТМ сети, вероятно, руководствуется прежде всего низкой ценой на него. Мы — малые пивоварни, и производим пиво для потребителя со средним и высоким доходом, который выбирает качество, широкий ассортимент и эстетику потребления этого замечательного напитка, — отметил Иван Писарев из Panzer Brewery.

Иван Писарев, Panzer Brewery
Сколько в рублях

Логичным образом возникает вопрос о том, что будет представлять собой МРЦ в конкретном денежном эквиваленте. Своим мнением поделился главный технолог New Riga’s Brewery Иван Баландин:

Подозреваю, что навряд ли речь идет о цифре выше 70-80 рублей за литр на полке.

В свою очередь, Иван Писарев предположил, что цена за литр будет составлять порядка 110 рублей.

Таким образом, вопрос о конкретных цифрах остается открытым. Свое мнение о механизме расчета МРЦ выразил руководитель отдела продаж New Riga’s Brewery Денис Богатов:

— Необходимо определение уровня МРЦ по детализированной и прозрачной формуле, где будут учтены все факторы влияющие на МРЦ и понятные всему рынку.

Денис Богатов, New Riga's Brewery
Влияние на крафт в ритейле

Разумеется, возникает вопрос о возможном влиянии введения МРЦ на малое пивоварение. По мнению Ивана Баландина, эта мера может вызывать у малых производителей «либо положительные эмоции, либо не вызывать их вовсе», так как цена их продукции в любом случае значительно выше, чем у крупных компаний, поэтому на конкуренции с ними эта мера сильно не скажется.

По мнению Дениса Богатова, введение МРЦ — это, в том числе, забота о безопасности здоровья потребителя

— Для аналогии, потребитель, зная, что кусок мяса стоит 500 рублей за килограмм, и при этом покупает колбасу по 200 рублей за килограмм — может сделать для себя вывод, что мяса в такой колбасе практически нет и качество такого продукта сомнительно, — развернул свою позицию руководитель отдела продаж New Riga’s Brewery.

Алексей Сосюрка сообщил, что важный позитивный момент, которого можно будет добиться введением МРЦ — сокращение дистанции в цене, которая, по его мнению, делает продукцию малых пивоварен неконкурентоспособной на полке в ритейле просто по факту наличия рядом более дешевой продукции.

— Если бы ценовой разрыв не был таким существенным, обычный потребитель естественным образом мог бы делать выбор также и в пользу крафта, — подчеркнул юрист-консультант Ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot.

Иван Писарев также отметил, что если введение минимальной розничной цены и повлияет на малое пивоварение, то только положительно. При этом генеральный директор Panzer Brewery согласился с озвученным ФАС мнение о том, что массовый потребитель будет вынужден выйти на дешевые суррогаты или крепкие напитки.

Оптимальное решение

Резюмируя, мы задали вопрос о том, какое решение по МРЦ видится нашим спикерам оптимальным. Иван Баландин поделился своим мнением:

— Необходимо понять, какие проблемы пытаются и смогут решить с помощью введения такого механизма. Попытка увеличить собираемость налогов и акцизов? Если это забота о потребителе — тогда это больше похоже на популизм.

Иван Баландин, New Riga's Brewery

По мнению Ивана Писарева, введение МРЦ могло бы стать одной из последовательных мер по сокращению серого рынка. Генеральный директор Panzer Brewery рассказал о том, как видит всю последовательность:

В первую очередь, нужно упростить работу в системе ЕГАИС, то есть расширить функциональное использование системы, улучшить техническую онлайн-поддержку, создать качественную и разнообразную интеграцию системы ЕГАИС с системами учета малых пивоварен. Далее, установить дифференцированный акциз от 7 до 28 рублей за литр. Также повысить МРЦ на крепкий алкоголь от 20 до 40%. Ввести МРЦ на слабый алкоголь на уровне 110-120 рублей за литр. Создать возможность «обеления» так называемого самогоноварения, то есть по факту производство качественного крепкого алкоголя с последующей его реализацией на законных основаниях.

Тема остается актуальной и Алексей Сосюрка посоветовал участникам рынка максимально влиться в процесс ее обсуждения:

— Существующие сейчас общественные площадки делают возможным обсуждение вопроса МРЦ для экспертного и делового сообщества. На данный момент времени необходимо, чтобы как можно больше пивоваров участвовало в этом обсуждении. Нужно услышать как можно больше голосов.