Сергей «Магер» Григорьев — один из первопроходцев российского крафтового пивоварения. В 2011 году он основал первую в стране контрактную пивоварню Mager Brewery, а еще раньше, в 2009, когда словом «крафт» активно не пользовались еще даже в узких кругах — провел фестиваль небольших пивоварен в Петербурге.
Мы поговорили с Сергеем о его нынешнем видении крафта, отношении к модным трендам, контрактном пивоварении, проекте «ЕрмолаевЪ», «Магерфесте» и о многом другом.
Вообще, записывать что-то о пиве и делиться своими впечатлениями я начал еще в середине двухтысячных. Тогда еще был на пике ЖЖ, писал там какие-то обзоры, по нынешним меркам, конечно, довольно наивные. Параллельно сотрудничал с «Афишей», делал для них материалы о пабной культуре. Все это тогда было без отрыва от основной работы.
Я уже тогда пил много разного пива, так как часто катался по городам и весям. И в какой-то момент заметил, что у нас в Питере многих сортов, которые я люблю, не бывает. Начал общаться с дистрибьюторами и предлагать им завозить сюда мои любимые бельгийские и английские вещи. В основном реакция была из серии: «На хрена это здесь кому-то нужно». Но меня это не отпугнуло, решил вот году в 2007 совершенно бесплатно рассказывать людям об интересном пиве.
Завел свой standalone-блог, один из первых. В 2008 году написал пивной гид по Манчестеру, про касковые эли и все такое прочее. До сих пор его где-то можно найти в интернете. А в 2009 меня что-то дернуло, и я решил сделать нормальный пивной фестиваль, как в Европе — без обоссанных заборов и без группы «Любэ». Объехал небольшие пивоварни, предложил им поучаствовать, плюс еще договорился с нормальными музыкальными командами — тем же «Аукцыоном», а главное — с директором группы Сергеем Васильевым, он спродюсировал музыкальную часть. Назвал скромно — MagerFest. В итоге прошел в закрытом кирпичном дворе, длился два дня.
Как сейчас бы сказали — хайп был неимоверный. Помимо наших пивоварен участвовали импортеры — те же бельгийцы, те же англичане. Из доживших до нынешних времен тогда приняли участие Knightberg и «Василеостровская», «Карл Фридрих» тогда еще был в другой ипостаси, но они тоже еще живы. Остальные почили в бозе. Три года подряд я устраивал это действо, потом ужесточили законодательство.
В то же время знакомые подарили мне пластиковую домашнюю пивоварню — больше поиграть. Но меня увлекла тема, начал уже потихоньку поваривать в кастрюле потом, как водится среди многих. А в 2011 у меня родился сын, и мне рассказали, что в Бельгии есть традиция к рождению сына варить пиво, а на 18-летие дарить эту винтажную бутылку. Я и подумал: «Почему бы нет?»
В то время на пивоварне «Метрополь» работал мой знакомый из Бельгии Гийом Денейр, я предложил ему сварить пиво. К моему удивлению, он не засмеялся, а наоборот принял предложение и два дня на пивоварне меня шпынял, чтобы я все делал своими руками. Два дня варили этот сорт — дюббель с сухим охмелением английским хмелем. Когда встал вопрос о нейминге, я опять же долго не раздумывал: меня Магер зовут, поэтому Mager Brewery, сына зовут Всеволод — поэтому сорт «Большое гнездо». Так и получилась первая контрактная варка. Поскольку все это было вообще в диковинку, пиво разошлось очень быстро.
А потом пошло-поехало — в конце 2011 года с «Пивной Картой» и «Василеостровской» сварили сорт «Гадкий Санта». Трипель с перцем и прочей гадостью, как сейчас любят. Потом сварили лагер ACAB с копченым солодом и сухим охмелением, который до сих пор выпускается.
В 2012 году я порвал со своей основной работой вице-президента по корпоративным финансам и вплотную занялся пивом, в 2013 уже открыл бар.
У нас был и до сих пор есть такой универмаг «Лэнд». И вот, не пойму, каким боком, но в 2012 году они завезли Baladin. Я, естественно, побежал и скупил все, что было. Потом, когда второй раз уже туда приехал, увидел, что не хватает одной бутылки на полке и долго думал, кто же тот самый второй человек в городе, кто помимо меня все это покупает.
Потом в Питер привезли BrewDog, чуть ли не чемоданом. Причем первая поставка, как я помню, коммерчески провалилась — сюда попала просрочка и пришлось все это распродавать по смешным ценам. И уже тогда образовавшиеся биргики, надо сказать, охотно ее раскупали.
В чем точно ничего не изменилось, так это в том, что и сейчас продолжают выяснять, как назвать это пиво. Я помню такие споры еще в 2011 году на ресурсе BeerCult, где спорили, крафтовое ли оно, или все-таки это низкопоклонство перед Западом и в России оно ремесленное. Наверняка и еще варианты предлагали, сейчас уже не вспомнить. Ну, закрепился «крафт». Тогда к нему относили всех, кто не был связан с большими корпорациями, но при этом сам не был живоваром и варил что-то с задумкой. А главное — чтобы за пивом, которое пивовар выпускал, была видна его личность. Я до сих пор считаю, что это самое важное.
А что сейчас называют крафтом — я даже не знаю. Говорят постоянно, что кто-то кому-то сколько-то процентов продал, и теперь все, больше не крафт. Или вышли на IPO, значит, сразу вычеркиваем. А я не пойму, от этого что, пиво хуже стало? Если правда хуже станет или сами они начнут, например, котиков убивать — я не буду их пиво покупать. Но все равно мне будет неинтересно крафт это, или нет. Как известно, девяносто процентов секса происходит у тебя в голове, в случае с крафтом там все девяносто восемь.
Если судить по формальным признакам, то какая-нибудь мелкая живоварня еще как вписывается в крафт: маленькая, независимая, варит традиционные сорта. Правда, у них микробиология на производстве своеобразная, но так это же вообще здорово! Это же можно назвать не антисанитарией, а собственной культурой. Которая, наверное, скоро свою письменность изобретет.
С возрастом понимаешь, что бескомпромиссность с одной стороны, конечно хороша, но с другой надо слегка мудрее быть. Проще говоря, себя больше слушать, а не соседа по барной стойке с бородой и в клетчатой рубашке, который будет причитать: «Фу! Как ты BrewDog пьешь, они вон в пиджаках и галстуках по 300 баксов, продались!».
В общем, я не берусь оценивать «крафт-не крафт». Неинтересно. В принципе, при прочих равных я, наверное выберу на полке пиво от кого-то поменьше и поинтереснее, но не по идеологическим соображениям. По идеологическим я со Сталиным на этикетке пиво пить не буду, с Гитлером, со «Спартаком» не буду, с ЦСКА и «Динамо» тоже.
Как про AF Brew раньше говорили, что у них всегда получается IPA, что бы они ни варили, так и про меня можно услышать, что за что я ни возьмусь — всегда получается Бельгия. На самом деле, Бельгию я, конечно же, нежно люблю, но не меньшая любовь у меня и к посконной Англии. Один из самых успешных моих сортов как раз был классический английский биттер. А пробельгийские вещи в нашем крафте особо не пошли, большинство считает, что если хочется попить что-то в бельгийском стиле — то и бери Бельгию.
Все смузи, пейстри, а также издевательство над стилем гозе, когда варят суп и смешивают с кислой основой — по мне, так совсем бредятина. Когда-то все топили за натуральное пиво, а теперь, чтобы вся эта пюреха через месяц не расклеилась, добавляют стабилизаторы. Говорят, конечно, что не добавляют, но не надо пытаться быть святее Папы Римского. Да и не только в этом дело — в чем изобретательность просто напихать пюре? Отличный крафт, просто шаг вперед. Ура, к победе!
Для меня крафт — это поиск. Вот сейчас я, например, делаю для одной пивоварни черный бельгийский IPA, который мы назовем «Тайга». Я вообще люблю эксперименты со всякими травами, за что меня иногда называли «аптекарем», вот тут добавлю несколько интересных сибирских. Посмотрим, что получится, если объединить Бельгию с ними — вот это, по-моему, интересно.
А супы хреначить или гуаву с маракуйей... Нет, конечно, я не осуждаю, кто я такой, чтобы осуждать? Я даже не отрицаю, что это творчество, просто это не шаг вперед. А так, кто-то сказал, что главная твоя оценка не в «тапке», а в 1С. Раз смузи и супы делают, значит нормально продаются, ну что же, и слава богу.
Есть пивоварня Андрея Андреева Plague Brew, мы с ним делали California Common. Так получилось, что я в последнее время увлекся стимпанком — культурой, музыкой и так далее. Вспомнил вот об этом паровом стиле, что это вроде бы лагер, а вроде бы и нет. А я вообще люблю такие вещи-обманки — с одной стороны в нем есть эфирность, несвойственная лагеру, а с другой никуда не девается та самая лагерная легкость. К тому же, California Common у нас не то, что не варят, а даже не возят. Так и предложил Андрею сварить этот стиль.
Мне также интересна выдержка в бочках — это здорово, это всегда риск. Ты два года ждешь и не можешь быть уверен, что получится нормально, может у тебя в итоге уксус из бочки польется. Это поиск, это крафт.
Консультирую и веду все выездные контрактные варки. Приезжал к ним, мы варили Hazy IPA с личи и крыжовником. Также под моим контролем находится их проект вымороженных сортов «Сила Сибири». Сейчас уже готов барливайн крепостью в 24 градуса. Закупаем новые бочки, будем делать новые сорта с сибирскими травами и прочим.
Это тоже пример крафта. Из живоваров и регионалов ребята стремятся стать действительно интересным проектом, у них глаза горят, им хочется. И мне дико интересно в этом участвовать.
Пока только коллаборации, как тот же California Common. Еще на постоянной основе делаю лагер ACAB, отправляю в регионы его. Сейчас есть идея пары новых сортов, в ближайшее время планирую ими заняться. На пару лет я как-то выпал, сейчас вот возвращаюсь, Mager is back, можно сказать.
Нет, просто, когда он появился, то был ориентирован на футбольную субкультуру, где эти буквы хорошо известны. Несмотря на работу в финансовых организациях я вообще всю жизнь вращался в кругах, которые раньше называли неформальными — рок-н-ролл, футбол и так далее.
С этим сортом была забавная история. Когда я решил зарегистрировать название, мне патентный эксперт сразу сказал: «Знаете что, не пойдет». Тогда я решил расшифровать название как all cats are beautiful. На фон агрессивного граффити наложили рисунок моей черной кошечки, теперь это зарегистрированная марка. Так что название только про кошечек.
Больших фестивалей было всего три — с 2009 по 2011. В формате междусобойчика последний раз был в 2016 году, после этого я принимал участие уже в Craft Weekend, от которого потом отвалился Craft Event. Может быть, что-то еще замучу. Я заметил, мне интереснее делать междусобойчики, наверное, что-то такое и будет.
В целом, я считаю, что фестивали это очень важная часть индустрии. Больше даже не для крупных ребят — у них каждый день фестиваль — а для привлечения среднего потребителя. Я всегда говорил пивоварам, что когда человек пьет в пабе «Гиннесс» — он вынимает деньги из твоего кармана. Это значит, что у него есть деньги, чтобы купить что-то поинтересней, но он об этом просто не знает. Фестиваль — отличный повод привлечь этих людей, поэтому такие мероприятия ни в коем случае не должны быть ориентированы только на биргиков, наоборот надо продвигать культуру в массы.
У меня есть мои личные убеждения — во-первых, я антисистемщик, во-вторых, собственность в этой стране я иметь не хочу. Но если посмотреть отвлеченно, то нет особой проблемы быть контрактным пивоваром. Главное, чтобы были площадки для варок и договоренности с ними. Сейчас в Питере такие площадки есть, скоро откроется и в Москве, причем уже с погребами для выдержки.
К тому же, что такое контрактная пивоварня? Это рецепт у тебя в голове. Поехал куда захотел, там и сварил. Я варил в Эстонии, кому-то может больше по душе сказочное Бали. Главное, ни от кого не приходится зависеть.
Начну со второй части, тут все для меня довольно ясно — на рынке хотелось бы побольше поиска, поменьше снобизма и, что интересно лично для меня, побольше безалкогольных сортов, поскольку в силу проблем со здоровьем я, бывает, не пью годами.
Сам в этом году обязательно хочу сделать несколько сортов под своим брендом, под это дело попробовать что-то выдержать бочках, ну и фестиваль — если не в этом году, то в следующем.