Продолжая исследовать тему дизайна и его важности для крафтового пива мы поговорили с художником из Санкт-Петербурга Константином Голубевым, известным под псевдонимом NEKROMARINIST. В копилке Константина — работы для Mikkeller, HopHead, Mantra, Brew Fiction и ряда других пивоварен. Мы обсудили, как он познакомился с крафтом, как проходит работа с заказчиками и насколько важны этикетки.
Константин, расскажите, когда и как вы познакомились с крафтом? Для кого нарисовали первую этикетку?
Летом 2008 года, когда я работал в рекламе и полиграфии, друг, живущий в Европе и к тому времени бывший уже специалистом по крафту, привез мне в подарок бутылочку Black от Mikkeller. Когда я попробовал этот сорт, мой взгляд на пиво кардинально изменился. Скоро я нарисовал картинку на которой октопус на фоне вулканов едет на велосипеде и пьет это пиво. Прислал картинку своему другу, а он поделился ею с Микелем и Томасом Шононом. Им понравился рисунок и они купили его как принт для футболок.
Что было дальше?
Вскоре после этого мне предложили участвовать в открытом конкурсе плакатов для BrewDog на тему Shark the Bismarck, где победила моя работа. Конечно, мир крафтового пива стал мне более открыт и интересен. Затем пришли первые предложения по оформлению этикеток для крафтового пива. Причем несколько предложений сразу, поэтому нет первой этикетки — появились сразу три.
А кем были первые заказчики из крафтовой индустрии?
Первыми заказчиками стали Сергей Магер, команда AF Brew и итальянский стаут «Холера». Вообще, все мои заказчики сами пришли к идее поработать со мной, связались через интернет. С большинством мы находим общий язык и интерес в дальнейшей работе.
С какими пивоварнями вы успели поработать?
За всё время мне повезло работать с интересными людьми, с большинством мы работаем и сейчас. Сейчас я работаю с HopHead, Mantra, Piton, Doctor Guber, сербской KORS Brewery, Brew Fiction и Nordic Meadery. Раньше еще сотрудничал с AW Brewery и «ТАРКОС», который начинался, как «АРТЕЛЬ».
C HopHead, пожалуй, мое самое долгое сотрудничество. Все арты для пивоварни — мои, начиная от логотипа. С Женей Жебеневым очень интересно работать — у него масса идей и он доверяет моему мастерству. Иногда сюжет этикетки вырастает из названия, из моих мыслей и ассоциаций, связанных с ним. Мои дизайны с этикеток также печатаются и на футболках. Иногда рисунки помещают на бирдекели и многое другое.
Какую роль для крафтовой пивоварни играет дизайн этикетки?
Я думаю, этикетка имеет огромное значение в продаже. Это первое, что обращает на себя внимание и может заинтересовать покупателя. В крафтовом пиве возможности этикетки уникальны для художников. Нет жестких рамок в тематике, канонах и правилах. Это дает большую возможность художнику для воплощения своих идей. Это полностью совпадает с идеей крафта — создавать новое и интересное, вкусное.
Что нужно, чтобы выделиться среди других ярких этикеток на полках?
По-моему мнению, выделиться среди других этикеток поможет оригинальность сюжета и цвета, и нестандартность в целом. Этикетка должна зацепить взгляд сюжетом или деталями, которые хочется рассмотреть, и удержать этот взгляд настолько, чтоб захотелось взять ее для себя или в подарок.
А что этикетка должна рассказывать потребителю о пиве?
О том, что команда старалась для своего клиента сделать не только пиво но и украсить подачу. Дружеское внимание творцов к потребителю. А остальная информация будет на обратной стороне этикетки.
Если говорить о крайностях, то какие этикетки можно назвать плохими, а какие — хорошими?
Плохие этикетки — скучные, безвкусные, безыдейные. А лучшие… Мне очень нравится творчество и этикетки таких художников, как Мikhail Мokh, Рaul Вommer, Sam Heimer, Chad Eaton и другие.
Как вы выработали свой стиль?
Мой стиль рисования сложился сам по себе, с годами работы в оформлении, рекламе, дизайне.
Насколько сложно найти общий язык с заказчиком и понять, что именно ему нужно?
Часто заказчик сам не знает, что хочет видеть в итоге и доверяет мне идею, композицию и все прочее, а бывает, что у заказчика есть конкретная идея или сюжет и он просит меня проиллюстрировать ее в моем стиле. В таком случае, чем подробнее заказчик опишет все детали, которые он хочет видеть на этикетке, тем проще работать. Ну и конечно, самый важный момент — это доверие заказчика к художнику. Иногда бывают небольшие правки и, редко, но бывает, что взгляд художника и заказчика расходится совершенно… Что ж, это рабочий момент. Обсуждаем, договариваемся, придумываем.
Как долго в среднем утверждается итоговый вариант дизайна?
В моей практике итоговый вариант этикетки согласовывается за 24 часа и большее время уходит на согласование технических данных, а также проверку. А вот создание самой арт-части в среднем занимает уже 2-3 дня.
С кем помимо пивоварен вы работаете? Участвуете в каких-либо выставках?
Я работаю с совершенно различными людьми и организациями. Создал логотип и принты для итальянского велобренда Kori Kohri, рисовал оформление для альбома и некоторых афиш музыкального исполнителя «БИРТМАН», создаю свои работы для выставки. Вообще, в выставках я не часто участвую, как и не состою в творческих объединениях. В определенный момент я понял, что мои работы на этикетках становятся моими выставками, пусть даже в колдрумах. Моя главная идея — это превращение обычной тары в арт объект.