Культура
«Стоит порту закрыться на карантин, как груз встает»: импорт в 2020 году

Трудный 2020 год уже закончился, но его последствия до сих пор продолжают преследовать пивных производителей и импортеров. Как и всегда, хочется поговорить об итогах прошлого года и прогнозах на новый теперь уже в области импорта.

Текст
Диана Степанова

В первую очередь хочется отметить, что, по данным аналитиков IWSR, к концу 2020 года общее потребление алкоголя в России сократилось на 1%, а в мире — на 8%. На наш взгляд, трудно говорить о причинах таких результатов, поскольку невозможно понять, действительно ли дело в личном отказе от алкоголя или же потребители были вынуждены проводить вечера дома с теми запасами, что сохранились до карантина.

Основное влияние на это и итоговые цифры в целом оказала пандемия, в связи с которой было введено достаточное количество серьезных ограничений. По словам экспертов, в частности серьезную роль в этом сыграло закрытие заведений сегмента HoReCa, поскольку он является одним из основных каналов сбыта крафта, в том числе импортного.

Ранее мы подводили итоги 2020 года, где затронули отечественный сегмент, но про импорт мы решили поговорить с экспертами. Своим мнением на эту тему с редакцией CraftDepot.ru поделился Илья Желнов, руководитель направления слабоалкогольных напитков компании Винтаж-М, а также совладелец Московской сети баров BB Craft, ботлшоп-бара Galaxy и контрактной пивоварни Collab. Он сравнил соотношение импорта 2020 и 2019 годов.

Если речь идёт о пиве, то его импорт вырос. В основном все благодаря лидерам рынка типо InBev, Красное и Белое, Бристоль, X5 Retail Group, Беллиген и так далее. То есть можно говорить о повышении продаж, в первую очередь, в офф-трейд сегменте. Хорийные дистрибьюторы в основном потеряли в продажах, так как основной фокус был на продажи в ресторанах, барах, кафе и так далее, — рассказал Илья.

Илья Желнов

Его слова касательно дистрибьюторов хорийного сегмента, а, соответственно, именно крафтового импорта поддержал второй собеседник CraftDepot.ru — бренд-амбассадор New Riga’s distribution Юрий Сусов.

Если говорить про импорт, то есть безусловные бренды, такие как Hofbrau, которые берут и рестораны, и сети, то значительного снижения не было. Если взять уже крафт, например, Anderson Valley, то снижение было ощутимым. Это пиво сегмента HoReCa, а не формата «магазин у дома». Дело не в высокой цене на крафт из США, на него есть спрос, а именно в закрытии точек, которые им торговали, — уточнил бренд-амбассадор.А вот в отношении влияния на импорт крафта именно пандемии мнения экспертов уже не совсем сошлись. Юрий Сусов поделился, что их партнеры не испытали проблем из-за ограничений во время коронавируса, но при этом, им пришлось сделать больше упора на фасовку товара, а не на розлив.

Безусловно, стоит порту закрыться на карантин, как груз встает, — уточнил он. — Но сказать что наш ассортимент пострадал, было бы неправдой, линейка сортов расширилась. Мы привезли хорошие специалитеты. Например, сильно расширили линейку пивоварни St. Bernardus, привезя саур-квадрюпель и выдержанные на пивоварне 8 лет магнумы. Основная аудитория такого бельгийского пива — крафтовые бары, которые разобрали первую поставку за неделю и попросили еще. Мы даже не ожидали такого спроса и тем более от баров, где упор сделан на крафтовое пиво. Мода модой, а есть «монументальные» сорта пива, которые всегда оценят, хоть в брассери, хоть в подвальчике крафтового бара.

Юрий Сусов

Вот что ответил на вопрос о влиянии событий 2020 года на крафтовый импорт Илья Желнов:

Конечно, пандемия отразилась на импорте крафта. Во-первых, основной потребитель крафтового пива был всегда в сегменте HoReCa. Что случилось? Он был закрыт и успешными были только те импортеры, которые заранее или в момент начала пандемии успели изменить стратегию и войти в какие-либо сети. Конечно же была проблема и с отгрузкой, и не только с крафт-пивоварен. Часть пивоварен посовещалась и сократила персонал, оставив только скелет, поэтому складывалась ситуация, когда отгрузки происходили в два раза медленнее. Часть пивоварен уменьшила объемы производства, что также влияло на скорость и мобильность получения заказов из-за рубежа.

Также он отметил, что большинство крупных российских импортеров решило либо совсем остановить импорт крафта, поскольку в это время дорогое пиво было мало кому нужно из-за царившей паники, либо сократить его до минимума и ожидать оттепели.

Помимо этого, одним из главных вопросов остается изменение цен на импортный крафт за прошлый год, поскольку пандемия все же вынудила некоторых производителей, в том числе и зарубежных, снижать стоимость товара, а также предоставлять скидки либо на несколько поставок, либо на какой-то период времени. Эксперты рассказали о своих мыслях о том, что же произошло с ценами в 2020 году и чего стоит ожидать от них в будущем.

Конечно, крафт подорожал, — поделился Юрий Сусов. — Причем и импортный, и российский. Ведь хорошее российское пиво делается на импортном сырье. Пока все попытки перейти на российское сырье заканчиваются не самыми хорошими результатами. Мы давно и принципиально работаем исключительно на импортном сырье. И дело не только в курсах валют, но и в законодательной политике. Не думаю, что отрасль ждут послабления в новом году, скорее наоборот, законопроект о маркировке, будучи принятым, конечно же приведет к подорожанию пива. Как и ЕГАИС, в свое время, привел к одномоментному скачку цен примерно на 30%, — рассказал он.

По мнению Ильи Желнова, цены закупки также серьезно выросли, но он дополнительно отметил, что для потребителей импортного крафта это не должно быть сильно ощутимо.

Часть пива, которое еще перед началом пандемии было дорогим, либо ушло с рынка, либо на «паузе» у импортера до момента появления какой-то стабильности. Будет ли изменение цен в след году? Посмотрим. Сейчас строить прогнозы очень сложно. Надеюсь, они изменятся, станут ниже, — добавил он.

Также Илья Желнов поделился статистикой Федеральной таможенной службы за первые три квартала 2020 года, исходя из которой «импортный крафт просел практически на 22% по сравнению с тем же периодом в 2019 году». Кроме того, он отметил, что за четвертый квартал, на его взгляд, мало что поменялось.

По мнению Юрия Сусова, потребитель крафта никуда не уйдет, даже несмотря на то, что у него нет возможности пить дорогое пиво. Он считает, что люди не смогут «отказаться от крафтового и импортного пива в пользу живого нефильтрованного».

Нет, люди не готовы терять свои маленькие радости в жизни. Тем более, вектор сместился с ресторанов в магазины, где пиво дешевле. Если пить дома с друзьями или в локальном недорогом баре, то можно и не ужиматься при снижении доходов, — отметил Юрий.

Несмотря на такие слова собеседников, вопрос конкуренции все еще остается открытым.

Крафту не надо конкурировать с массовым пивом. Это пока что остается нишевым продуктом и потребитель крафта не променяет наслаждение от баночки интересного IPA на обезличенный вкус евролагера от массмаркета, например. Главное сейчас — не упасть в качестве и предпринимать попытки входа в профильные для такого пива сети, типа «ВкусВилл», «Перекресток» и так далее, где хорошая выкладка и, возможно, крафт даже хранится на «холодной полке», а также делать акцент на офф-трейд, — рассказал Илья Желнов.

Его слова поддержал и Юрий Сусов. По его мнению, конкуренции также нет.

Вы не продадите владельцу Maserati машину, условно корейского производства, мотивируя это тем, что она на 60% дешевле, — подчеркнул он свою позицию. — В крафтовом пиве нет ценовой войны, есть продвижение брендов. Тут свои подходы, да и аудитория разная.

Также, по мнению Юрия, пивгиганты заинтересованы именно в развитии крафтового рынка и «подножки ставить не станут». Более того, он считает, что, в случае роста крафтового рынка, они сами либо будут выкупать крафтовые пивоварни, либо начнуть выпускать пиво в этом сегменте.

Сейчас же они просто выпускают свой «крафт-продукт», который занял место на полках супермаркетов. Так что, нам нечего делить. Наоборот, мы все вместе боремся за развитие рынка и вкуса потребителя пива, — отметил он.

Таким образом, несмотря на все фатальные, а может и не очень, события мирового масштаба, крафтовый импорт, да и крафт в целом, продолжает развиваться, сохраняя за собой своего потребителя даже, казалось бы, в крайне трудные времена.