Трудный 2020 год уже закончился, но его последствия до сих пор продолжают преследовать пивных производителей и импортеров. Как и всегда, хочется поговорить об итогах прошлого года и прогнозах на новый теперь уже в области импорта.
В первую очередь хочется отметить, что, по данным аналитиков IWSR, к концу 2020 года общее потребление алкоголя в России сократилось на 1%, а в мире — на 8%. На наш взгляд, трудно говорить о причинах таких результатов, поскольку невозможно понять, действительно ли дело в личном отказе от алкоголя или же потребители были вынуждены проводить вечера дома с теми запасами, что сохранились до карантина.
Основное влияние на это и итоговые цифры в целом оказала пандемия, в связи с которой было введено достаточное количество серьезных ограничений. По словам экспертов, в частности серьезную роль в этом сыграло закрытие заведений сегмента HoReCa, поскольку он является одним из основных каналов сбыта крафта, в том числе импортного.
Ранее мы подводили итоги 2020 года, где затронули отечественный сегмент, но про импорт мы решили поговорить с экспертами. Своим мнением на эту тему с редакцией CraftDepot.ru поделился Илья Желнов, руководитель направления слабоалкогольных напитков компании Винтаж-М, а также совладелец Московской сети баров BB Craft, ботлшоп-бара Galaxy и контрактной пивоварни Collab. Он сравнил соотношение импорта 2020 и 2019 годов.
— Если речь идёт о пиве, то его импорт вырос. В основном все благодаря лидерам рынка типо InBev, Красное и Белое, Бристоль, X5 Retail Group, Беллиген и так далее. То есть можно говорить о повышении продаж, в первую очередь, в офф-трейд сегменте. Хорийные дистрибьюторы в основном потеряли в продажах, так как основной фокус был на продажи в ресторанах, барах, кафе и так далее, — рассказал Илья.
Его слова касательно дистрибьюторов хорийного сегмента, а, соответственно, именно крафтового импорта поддержал второй собеседник CraftDepot.ru — бренд-амбассадор New Riga’s distribution Юрий Сусов.
— Если говорить про импорт, то есть безусловные бренды, такие как Hofbrau, которые берут и рестораны, и сети, то значительного снижения не было. Если взять уже крафт, например, Anderson Valley, то снижение было ощутимым. Это пиво сегмента HoReCa, а не формата «магазин у дома». Дело не в высокой цене на крафт из США, на него есть спрос, а именно в закрытии точек, которые им торговали, — уточнил бренд-амбассадор.А вот в отношении влияния на импорт крафта именно пандемии мнения экспертов уже не совсем сошлись. Юрий Сусов поделился, что их партнеры не испытали проблем из-за ограничений во время коронавируса, но при этом, им пришлось сделать больше упора на фасовку товара, а не на розлив.
— Безусловно, стоит порту закрыться на карантин, как груз встает, — уточнил он. — Но сказать что наш ассортимент пострадал, было бы неправдой, линейка сортов расширилась. Мы привезли хорошие специалитеты. Например, сильно расширили линейку пивоварни St. Bernardus, привезя саур-квадрюпель и выдержанные на пивоварне 8 лет магнумы. Основная аудитория такого бельгийского пива — крафтовые бары, которые разобрали первую поставку за неделю и попросили еще. Мы даже не ожидали такого спроса и тем более от баров, где упор сделан на крафтовое пиво. Мода модой, а есть «монументальные» сорта пива, которые всегда оценят, хоть в брассери, хоть в подвальчике крафтового бара.
Вот что ответил на вопрос о влиянии событий 2020 года на крафтовый импорт Илья Желнов:
— Конечно, пандемия отразилась на импорте крафта. Во-первых, основной потребитель крафтового пива был всегда в сегменте HoReCa. Что случилось? Он был закрыт и успешными были только те импортеры, которые заранее или в момент начала пандемии успели изменить стратегию и войти в какие-либо сети. Конечно же была проблема и с отгрузкой, и не только с крафт-пивоварен. Часть пивоварен посовещалась и сократила персонал, оставив только скелет, поэтому складывалась ситуация, когда отгрузки происходили в два раза медленнее. Часть пивоварен уменьшила объемы производства, что также влияло на скорость и мобильность получения заказов из-за рубежа.
Также он отметил, что большинство крупных российских импортеров решило либо совсем остановить импорт крафта, поскольку в это время дорогое пиво было мало кому нужно из-за царившей паники, либо сократить его до минимума и ожидать оттепели.
Помимо этого, одним из главных вопросов остается изменение цен на импортный крафт за прошлый год, поскольку пандемия все же вынудила некоторых производителей, в том числе и зарубежных, снижать стоимость товара, а также предоставлять скидки либо на несколько поставок, либо на какой-то период времени. Эксперты рассказали о своих мыслях о том, что же произошло с ценами в 2020 году и чего стоит ожидать от них в будущем.
— Конечно, крафт подорожал, — поделился Юрий Сусов. — Причем и импортный, и российский. Ведь хорошее российское пиво делается на импортном сырье. Пока все попытки перейти на российское сырье заканчиваются не самыми хорошими результатами. Мы давно и принципиально работаем исключительно на импортном сырье. И дело не только в курсах валют, но и в законодательной политике. Не думаю, что отрасль ждут послабления в новом году, скорее наоборот, законопроект о маркировке, будучи принятым, конечно же приведет к подорожанию пива. Как и ЕГАИС, в свое время, привел к одномоментному скачку цен примерно на 30%, — рассказал он.
По мнению Ильи Желнова, цены закупки также серьезно выросли, но он дополнительно отметил, что для потребителей импортного крафта это не должно быть сильно ощутимо.
— Часть пива, которое еще перед началом пандемии было дорогим, либо ушло с рынка, либо на «паузе» у импортера до момента появления какой-то стабильности. Будет ли изменение цен в след году? Посмотрим. Сейчас строить прогнозы очень сложно. Надеюсь, они изменятся, станут ниже, — добавил он.
Также Илья Желнов поделился статистикой Федеральной таможенной службы за первые три квартала 2020 года, исходя из которой «импортный крафт просел практически на 22% по сравнению с тем же периодом в 2019 году». Кроме того, он отметил, что за четвертый квартал, на его взгляд, мало что поменялось.
По мнению Юрия Сусова, потребитель крафта никуда не уйдет, даже несмотря на то, что у него нет возможности пить дорогое пиво. Он считает, что люди не смогут «отказаться от крафтового и импортного пива в пользу живого нефильтрованного».
— Нет, люди не готовы терять свои маленькие радости в жизни. Тем более, вектор сместился с ресторанов в магазины, где пиво дешевле. Если пить дома с друзьями или в локальном недорогом баре, то можно и не ужиматься при снижении доходов, — отметил Юрий.
Несмотря на такие слова собеседников, вопрос конкуренции все еще остается открытым.
— Крафту не надо конкурировать с массовым пивом. Это пока что остается нишевым продуктом и потребитель крафта не променяет наслаждение от баночки интересного IPA на обезличенный вкус евролагера от массмаркета, например. Главное сейчас — не упасть в качестве и предпринимать попытки входа в профильные для такого пива сети, типа «ВкусВилл», «Перекресток» и так далее, где хорошая выкладка и, возможно, крафт даже хранится на «холодной полке», а также делать акцент на офф-трейд, — рассказал Илья Желнов.
Его слова поддержал и Юрий Сусов. По его мнению, конкуренции также нет.
— Вы не продадите владельцу Maserati машину, условно корейского производства, мотивируя это тем, что она на 60% дешевле, — подчеркнул он свою позицию. — В крафтовом пиве нет ценовой войны, есть продвижение брендов. Тут свои подходы, да и аудитория разная.
Также, по мнению Юрия, пивгиганты заинтересованы именно в развитии крафтового рынка и «подножки ставить не станут». Более того, он считает, что, в случае роста крафтового рынка, они сами либо будут выкупать крафтовые пивоварни, либо начнуть выпускать пиво в этом сегменте.
— Сейчас же они просто выпускают свой «крафт-продукт», который занял место на полках супермаркетов. Так что, нам нечего делить. Наоборот, мы все вместе боремся за развитие рынка и вкуса потребителя пива, — отметил он.
Таким образом, несмотря на все фатальные, а может и не очень, события мирового масштаба, крафтовый импорт, да и крафт в целом, продолжает развиваться, сохраняя за собой своего потребителя даже, казалось бы, в крайне трудные времена.