Крепкий золотистый эль Duvel — нестареющая бельгийская классика c «дьявольским» названием, хорошо знакомая российским потребителям. В то же время, компания Duvel Moortgat выпускает ряд других интересных сортов в линейке Duvel, а также владеет крафтовыми пивоварнями на разных континентах, самой известной из которых можно назвать Firestone Walker.
Мы поговорили c директором по экспорту Duvel Moortgat Винсентом Сметсом о бельгийских специалитетах, позициях крафта на бельгийском рынке, влиянии американской индустрии, пандемии, а также узнали, что он сам вкладывает в понятие крафтовой пивоварни.
В Бельгии Duvel принадлежит к сегменту особого, специального пива, которое еще называется бельгийскими «специалитетами». Наш основной продукт — крепкий эль Duvel, который можно встретить почти в каждом баре страны. Также мы широко представлены и в магазинах, но при этом не рассматриваем Duvel, как и любой другой наш сорт, как массовый продукт — это специальное пиво. Мы не позиционируем его крафтовым. В то же время, компания Duvel Moortgat приобрела несколько крафтовых пивоварен в последние годы.
Как вы знаете, в Бельгии много небольших пивоварен, которые производят специальные сорта. В 20-м веке часть из них консолидировалась во что-то большее, другая часть исчезла. На сегодняшний день Duvel Moortgat входит в число крупнейший бельгийских пивоварен. Самой крупной компаний на нашем рынке является, конечно, AB-InBev, следом идет пивоварня Haacht. Далее, сильные позиции у Alken-Maas, и на четвертом месте мы, Duvel Moortgat.
Начнем, конечно, с нашего главного завода и штаб-квартиры в Пуурсе, между Антверпеном и Брюсселем. Там мы производим Duvel, Vedett, а также аббатское пиво Maredsous. Аббатство Маредсу расположено в южной части Бельгии, в 1960-х годах монахи обратились к нам с предложением варить для них пиво и с тех пор оно производится на нашем главном заводе.
Также у нас есть еще три пивоварни в Бельгии. Начиная с 2006 года нам принадлежит Brasserie d' Achouffe, расположенная в южной части страны. В 2009 году мы приобрели обанкротившуюся пивоварню Liefmans в Ауденарде. Насколько мне известно, фруктовое пиво этой марки очень популярно в России. И в 2010 году мы приобрели De Koninck в Антверпене. Таким образом, у нас четыре пивоварни в Бельгии.
Далее, у нас есть три производства в США. В 1997 году с несколькими партнерами мы открыли в штате Нью-Йорк небольшую пивоварню Ommegang, которая специализировалась на элях в бельгийском стиле. Пивоварня находится в городе Куперстаун, известном своим залом славы и музеем бейсбола, куда приезжает множество людей. На сегодня Ommegang полностью принадлежит Duvel Moortgat. В 2013 году мы приобрели пивоварню Boulevard Brewing Company в Канзас-Сити, на Среднем Западе США. И наконец, в 2015 году мы приобрели калифорнийскую пивоварню Firestone Walker. Это известная в США крафтовая пивоварня, названная в честь ее основателей — англичанина Дэвида Уокера и американца Адама Файрстоуна. У Firestone Walker два производства в Калифорнии — в городе Буэлтоне выдерживаются в дубовых бочках особые релизы, в Пасо Роблес выпускается основная линейка.
Помимо этого, уже более 20 лет мы в равных с партнерами долях владеем пивоварней Bernard — Duvel Moortgat принадлежит 50 процентов компании. И помимо всего этого, у нас есть две совсем небольших пивоварни в Европе. В Амстердаме мы владеем крафтовой пивоварней The IJ. Как известно, в этом городе есть две реки — Амстел и Идж. В честь одной из них пивоварня и получила свое название. И последнее на сегодняшний день принадлежащее нам производство — Birrificio del Ducato в Италии. Пивоварня расположена в регионе Эмилия-Романья, в двух часах езды от Милана.
Кроме производств, у нас есть отделы продаж в Бельгии, Нидерландах, Франции, Испании, Италии, Великобритании, США и Китае, которые каждый день продвигают и распространяют наше пиво. Могу сказать, что с тех пор, как я пришел работать в Duvel Moortgat в 2006 году, компания выросла почти в десять раз.
Как я уже говорил, у нас существует сильная традиция «специалитетов». В то же время, есть и крафтовые пивоварни, но это явление не столь распространенное, как, например, в США. Вероятно, мы можем рассматривать Brasserie d' Achouffe, которая появилась в 1982 году, как первую бельгийскую крафтовую пивоварню.
На днях я был в ресторане и там было достаточно крафтовых сортов от локальных производителей, но надо понимать, что эти пивоварни в большинстве своем действительно очень и очень маленькие, значительно меньше, чем в Америке и некоторых других странах.
Компания Duvel Moortgat на бельгийском рынке была пионером в плане таких стилей. Когда IPA стал чрезвычайно популярен в США, мы решили, что пора презентовать его и в Бельгии. Тогда мы выпустили два сорта — Vedett IPA и Duvel Tripel Hop. Vedett IPA мы намеренно сделали не слишком горьким с расчетом на широкую аудиторию потребителей. В Duvel Tripel Hop горечь была ощутимо сильнее. Насколько я помню, первый Tripel Hop мы выпустили в 2010 году, тогда к традиционным для нашего эля Duvel сортам хмеля Saaz и Styrian Goldings мы добавили Citra. В следующем году мы попробовали использовать Mosaic, затем пробовали другие разновидности хмеля.
К 2017 году мы собрали уже небольшую коллекцию Tripel Hop, охмеленных разными сортами, и предложили людям выбрать, какой из них сделать постоянным. Победителем стал Citra Hop. Но в 2019 году мы снова попробовали новый хмель — на этот раз Cashmere — и этот сорт также выходит и сейчас.
Конечно, крафтовое пивоварение оказывает свое влияние. Несмотря на то, что мы традиционная пивоварня, нам интересно пробовать новые вкусы, и охмеленные сорта, о которых мы говорили ранее — хороший тому пример. Когда в США множество пивоварен начали выпускать IPA, мы решили попробовать сделать это в Бельгии.
В то же время, у нас нет цели создавать для рынка США в рамках основной линейки Duvel что-то особенное, соответствующее тенденциям там. Это же относится и к Maredsous, и к Liefmans. Мы экспортируем туда то же пиво, что и в другие страны, в том числе, конечно, и все новинки. Одной из последних таких стал сорт Duvel 666 — наш классический эль с пониженным содержанием алкоголя, равным 6,66%.
Это сложный вопрос, так как в разных странах на него принято давать разные ответы. Например, нам принадлежит Birrificio del Ducato — совсем маленькая пивоварня. Тем не менее, кто-то не будет считать ее крафтовой только из-за того, что ее приобрела Duvel Moortgat. На мой взгляд, это глупо — пивовары там работают те же, даже объемы производства остались теми же. Просто учредитель теперь не конкретный человек, а другая пивоварня.
Как я знаю, в США есть критерий, по которому пивоварня не может производить больше определенного объема пива в год, чтобы считаться крафтовой. Я согласен с этим условием — действительно, крафтовая пивоварня не должна быть очень большой. Также я считаю, что у крафтовой пивоварни обязательно должен быть творческий подход, она не может производить только лагер, нужны разные интересные вкусы. И третий мой критерий — пивоварня не должна быть открыта очень давно. Если мы берем независимую пивоварню, которая существует, например, с 1892 года — ее не получится назвать крафтовой. А то, что пивоварню купила крупная компания — для меня критерием не является, крафтовой это ей быть не мешает. Важно какое пиво производит пивоварня, в каком объеме, и сколько лет существует.
В целом, мы как пивовары довольно консервативны, в этом плане нас можно сравнить с немцами. Именно Duvel Moortgat — не такая консервативная пивоварня, которая, как я уже говорил, мы не раз становились на бельгийском рынке первопроходцами в каких-то вещах. Это связано с нашим большим охватом — мы не боимся пробовать что-то новое, так продаем пиво по всему миру и постоянно наблюдаем, что популярно на рынках разных стран.
Duvel как пивоварня, конечно, сильно пострадала, но не так, как пивоварни, которые продают свое пиво в первую очередь в заведениях. Бары и рестораны были закрыты долгие месяцы, поэтому они понесли гораздо большие убытки, чем мы. Много нашего пива продается в магазинах, это стало для нас плюсом во время пандемии, также помогло то, что мы широко представлены по всему миру. Китай не так долго находился в изоляции, как Европа, в Соединенных Штатах тоже была иная история, чем у нас. Если брать в целом, это время не назвать хорошим, но наш ущерб был менее значителен, чем у многих других пивоварен.
Мы знаем, что в России очень популярен наш бренд Liefmans, хотим дальше развивать наше сотрудничество с российскими компаниями и предлагать новые для вашего рынка продукты — например, уже упоминавшийся Duvel 666. В этом году мы больше не планируем выпускать новинок в основной линейке Duvel, но в нашем портфеле есть огромное количество брендов и сортов, поэтому есть с чем работать.