Люди
Сергей Халецкий, «Крепкий мир»: «В этом году мы взяли курс на максимально обучающий характер фестиваля»

Сегодня в Москве пройдет крупнейший фестиваль алкогольных напитков в России «Крепкий мир», в котором помимо производителей крепкого алкоголя принимают участие и представители российского крафта. Мы поговорили с организатором «Крепкого мира» Сергеем Халецким о фестивале, трендах в крепком сегменте, авторских крепких напитках, дистиллятах от крафтовых пивоварен и о многом другом.

Текст
Евгений Яковлев
Расскажите немного о себе и концепции проекта «Крепкий мир».

Сам фестиваль родился из профессиональной деятельности — мы с партнером Михаилом Пашухиным давно работаем в event-индустрии и к старту «Крепкого мира» уже успели сделать не один фестиваль неалкогольной тематики. Параллельно я уже имел определенное отношение к алкогольной теме — как коллекционер, как эксперт, как дегустатор на различных, в том числе довольно крупных, мероприятиях от компаний-производителей и дистрибьюторов. Идея «Крепкого мира» появилась, когда мы познакомились с нашим третьим организатором — Антоном Плеховым, который был занят непосредственно в индустрии алкогольных напитков.

К моменту нашего знакомства он уже занимался организацией таких мероприятий, но на тот момент еще небольших и региональных. Родилась идея выйти из регионов и сделать серьезный масштабный фестиваль в Москве, чтобы он был весомым и по наполнению, и по задачам. Основная задача фестиваля — просвещение людей.

Идея очень простая — все мы ходим в магазины, все мы покупаем алкоголь в барах, заказываем в ресторанах. Тем не менее, что есть хорошо, что плохо — люди плохо понимают до сих пор. Почему что-то стоит дешевле, что-то дороже, в конце концов, не все усвоили простую истину, что надо дозировать алкоголь, чтобы действительно получить удовольствие. Ликвидация безграмотности, можно сказать. И выполнять эту задачу у нас получается довольно неплохо.

Как часто проводится фестиваль?

Мы проводим «Крепкий мир» два раза в год — весной и осенью. Такая сезонность связана с тем, что именно в это время появляются тренды индустрии, зима и лето в этом отношении довольно спокойные времена года, когда чего-то нового особо не появляется. В плане тенденций мы стараемся быть ориентиром — как, например, женевский часовой салон в мире часов, где представляют какой-либо концепт, и потом о нем узнают уже массово. Мы также стремимся, чтобы в первую очередь что-то новое появлялось у нас, а потом уходило в народ.

Основная часть посетителей фестиваля — обычные люди, которые просто приходят узнать для себя что-то новое. Мы соединили четыре угла — первый это как раз такие посетители, конечные потребители, второй — сети и рестораны, то есть те, кто доносит продукт до них, третий, промежуточный этап — компании-импортеры и дистрибьюторы, и четвертый — те компании, которые только собираются войти на российский рынок. Вот такая концепция, которая отлично работает и будет использоваться сегодня нами уже в девятый раз.

Также гостями фестиваля обязательно являются профессионалы из индустрии, которые приезжают пообщаться с коллегами, заключить контракты, принять участие в тренингах, мастер-классах. Для представителей индустрии мы проводим отдельную трехчасовую сессию, которая проходит до открытия фестиваля уже для всех гостей. В будущем планируем сделать фестиваль двухдневным — один день для профессионалов, второй для всех.

В отношении участников мы стремимся объединить всех представителей алкогольного рынка — если рассматривать международный блок, из пятнадцати крупнейших корпораций мира у нас выставлялись двенадцать. Если брать сегмент дистрибьюторов и импортеров, с уверенностью скажу, что в восьми уже состоявшихся фестивалях участвовало восемьдесят процентов таких компаний.

«Крепкий мир» ориентирован только на напитки с большим содержанием алкоголя?

Само название «Крепкий мир» появилось в 2014 году, когда обстановка в России и мире была довольно неспокойной. «Крепкий мир» имеет два значения — речь идет и об алкоголе, и о мире в целом, как объединении людей.

В плане алкоголя мы делали изначально упор именно на крепкие напитки, но к девятому фестивалю убрали эту границу. Помимо водки, виски, рома, каких-то эксклюзивных дистиллятов, в этом году на стендах «Крепкого мира» будет присутствовать и пиво, и сидры, и вина — любые напитки, где есть какая-то крепость.

Кто из представителей пивной индустрии принимал и будет принимать участие в фестивале?

Мы не хотим перебегать дорогу нашим коллегам, организующим пивные фестивали в Москве, Подмосковье, Питере. Тем не менее, просвещение в плане пивной культуры входит в наши задачи. Более того, я считаю, что в этом плане мы с коллегами из пивного сообщества успешно друг другу помогаем — если гость попробуем интересное пиво на нашем фестивале, велика вероятность, что он заинтересуется темой и потом придет на тот же Craft Depot или Big Craft Day.

В основном у нас участвуют крафтовые компании — за прошедшие восемь фестивалей можно отметились порядка десяти-двенадцати пивоварен. Вряд ли перечислю всех, но это довольно известные имена: Victory Art Brew, Konix, Green Street Brewery, Seven Hills Brewing Company.

Второй год подряд у нас будет стоять «Волковская пивоварня», которая помимо пива презентует еще и собственные дистилляты. Помимо них, в этом году на фестивале будет стоять стенд компании «Русбир», где будет представлен баварский бренд Ayinger. Там же можно будет попробовать баварский виски Slyrs — редкий интересный напиток, у которого в России пока еще нет официального дистрибьютора.

Какие пивные стилистики представлены на фестивале — есть ли упор на более крепкие вещи вроде имперских стаутов, портеров, двойных-тройных IPA и так далее?

Преимущественно, это было так, но, как я уже говорил, сейчас мы отходим от концепции только крепыша. С другой стороны, разлет даже между самым крепким пивом и любым дистиллятом все равно серьезный — редкое пиво бывает крепче двенадцати градусов, в то время как содержание алкоголя в любом дистилляте составляет не меньше тридцати восьми градусов.

Говоря о крафте — есть ли в сегменте крепких напитков аналоги этого явления?

В официальном понимании — нет. Чтобы получить лицензию на получение крепкого алкоголя, нужны большие инвестиции — открыть и запустить хотя бы небольшое производство стоит не менее восьмидесяти миллионов рублей. Такие затраты могут позволить себе только ликероводочные промышленные заводы. На данный момент есть пять предприятий, которые получили лицензию именно на производство дистиллятов — в Туле, в Твери, в Саранске, в Ставропольском крае и в Калининграде.

Если говорить об условно «частном» крафте, проще говоря о самогонщиках, которые производят напитки для своих нужд и не имеют право их продавать — для них у нас есть специальный корнер. На мой взгляд, в этом плане нам еще есть чему учиться — совершенствовать технологии, а главное — понимать важность временного фактора для крепкого напитка. Крепкое не любит спешки, а мы пока как-то не привыкли долго ждать, поэтому многие релизы получаются не такими интересными. Но явление есть, значит есть и перспективы для развития.

Проводятся ли в формате фестиваля какие-либо конкурсы?

Перед фестивалем мы проводим конкурсы, где определяем лучшие напитки как в определенных категориях, так и авторские. Бывает так, что человек сделал по его мнению виски, но по международным стандартам этот продукт никакого отношения к виски не имеет. Также мы не можем градировать различные наливки, настойки — все это относим к авторской категории.

В целом же, наши участники из сегмента частных дистиллеров — это как раз те, кто проявил себя на различных конкурсах крепких напитков. Есть «Кубок малого шлема», который проводит известный алкогуру Эркин Тузмухамедов, есть фестиваль «Знак качества» — их победители присылают нам свои релизы и мы выделяем для них десять-двенадцать стендов на фестивале.

Вы упомянули международные стандарты для алкогольных напитков. Насколько жесткими и обязательными к соблюдению они являются?

Есть ряд регламентов по определенным напиткам — если брать виски, то тут действуют шотландский регламент, ирландский регламент. Практически все страны отталкиваются от них, исключениями можно назвать Канаду и Японию — там виски делают практически как хотят. Сейчас существует двенадцать категорий виски, что бывает открытием для многих наших посетителей, которые считают, что виски он и есть виски.

Также есть не только международные, но и российские стандарты. Например, у нас регистрируют «висковые напитки», которые не соответствуют международным требованиям, и это может вызывать недоумение у потребителей — зачастую люди видят на этикете знакомые буквы whiskey и приобретают, особо не разбираясь, а вкус в итоге оказывается явно не тем, который ожидался. На мой взгляд, это не очень правильно. Такие напитки это однодневки, которые делаются, наверное, ради хайпа и прибыли, при этом я не вспомню, чтобы кто-то чем-то подобным «выстрелил». Зачастую они так и остаются на полке, поэтому лично у меня нет понимания, для чего нужно их делать.

Кстати, возвращаясь к предыдущему вопросу — когда судьи оценивают напитки определенных категорий на наших конкурсах, они руководствуются как раз международными регламентами. В целом, многие мои коллеги придерживаются мнения, что стандарты должны быть жесткими. Если ты делаешь виски — это должен быть виски, не нужно ничего заново изобретать. И я это мнение по большей части разделяю. В то же время, никуда не деться от того, что мир идет по пути обновления, модернизации во всех сферах, и алкоголя это тоже касается.

Шотландцы, например, применяют выдержку в нестандартных бочках, не из дуба. Обращают внимание на бочки не только из-под классических бурбона или хереса, а, например, из-под текилы. Встречаются эксперименты, когда в бочке до этого вообще был соус табаско. Вспомним и ту же выдержку в бочках из-под пива — виски Glenfiddich IPA или Jameson Stout. Есть некоторое крафтовое поветрие и в крепком сегменте.

Если брать аудиторию «Крепкого мира», насколько в целом она открыта к экспериментальным вещам или наоборот является консервативной?

Интересный вопрос, мы им сами задавались как организаторы. Люди часто бывают зашорены в своих представлениях, кому-то понравился один напиток и ничего другого ему уже не хочется. Именно поэтому мы ставим целью провести ликбез для аудитории — аккуратно предложить расширить свои представления, попробовать что-то интересное.

Здесь в пример можно привести как раз ценителей пива. Мы дружим и общаемся с организаторами Craft Depot и Big Craft Day, что-то постоянно обсуждаем. В каком-то году так получилось, что мы пересеклись в один день с Big Craft Day и договорились, что поможем друг другу: часть их стендов стояла у нас, мы в свою очередь разместили у них небольшой корнер. Люди оттуда приезжали к нам, думали даже организовать автобус от Гостиного двора, где проходил Big Craft Day. Казалось бы, разные аудитории, но и этот момент, и мое постоянное общение с друзьями из крафтовых заведений Москвы показывает, что люди постепенно проявляют интерес к крепкому алкоголю, хотя бы для понимания, что это такое.

К тому же, пиво и крепкие напитки — вещи во многом тождественные. Если взять виски, то все делается изначально из одного сырья, которое потом идет на варку или на дистилляцию. Пока даже это не всем очевидно, и мы стараемся это исправить.

http://barplace.ru/
Крепкие напитки, которые представлены на «Крепком мире» относятся к довольно дорогому сегменту. Появляется ли в России понимание, за что стоит платить такие деньги, и что алкогольный напиток — это прежде всего вкус, а не только опьянение?

Не семимильными шагами, но идем в эту сторону. Лично я уже наставил многих друзей на путь истинный и привил им истину о том, что не надо много, лучше взять хорошего и дорогого — пить по чуть-чуть и получать удовольствие. Здесь я люблю приводить в пример кусок торта — чтобы насладиться вкусом, его не требуется много, и категорически не нужно сразу съедать кусок целиком, ведь так вы просто ничего не поймете. Ровно такая же ситуация с крепким алкоголем. Понятно, что подход «нам что водка, что пулемет — лишь бы с ног сбивало» пока еще никуда не делся и для многих людей по-прежнему главное расслабление, но в том числе и наш фестиваль — способ взглянуть по-другому.

На «Крепком мире» представлено колоссальное количество напитков — от тысячи до полутора тысяч. Понятно, что человек столько не сможет выпить никогда, ресурс организма не безграничен. Но даже в случае, если он может выпить несколько десятков позиций — рецепторы притупляются где-то на шестой-восьмой и адекватно оценить напиток уже не получится. Человек попросту пьянеет. Конечно, если посетитель ставит такую цель — ее легко достичь и не нужно ни в чем разбираться, но интересно ли это?

Чтобы действительно получить удовольствие, я рекомендую приходить на какую-то определенную категорию. Например, на одном из фестивалей у нас было представлено тридцать коньячных домов Франции — не нужно пытаться пробовать их все, можно взять, например, десять и с интересом оценить каждый. Можно устроить вертикальную дегустацию виски разной выдержки — десять лет, двенадцать, пятнадцать, восемнадцать. Это все доступно, бесплатно и безлимитно — платить нужно только за билеты.

Мы придумали лайфхак со специальными баночками, в которые можно перелить напиток из бокала и попробовать его уже дома, в спокойной обстановке. Дорогие напитки требуют времени, чтобы оценить их в полной мере. Хороший напиток — он неспешный. Фестиваль проходит с двух часов дня до семи вечера, стандартная дегустация длится два с половиной часа, то есть это всего две стандартные дегустации. Мы рекомендуем нашим гостям общаться на фестивале с людьми, брать сэмплы напитков с собой и уже там применять теорию, полученную у нас, на практике.

Какие тренды сейчас актуальны в мире крепких напитков?

Напитки время от времени перехватывают друг у друга первенство, но виски пока еще не сместил никто. Из интересных явлений в последние годы могу выделить рост интереса к мескалю — дистилляту из сока агавы. Любопытно, что этот напиток известен гораздо меньше, чем текила, которая на самом деле является его региональной разновидностью. Года три назад все бары активно брали ром, а в последние пару лет главенствует джин. Производители сейчас вовсю экспериментируют с этим напитком, от сухого джина уходят в ароматику — добавляют ягоды, орехи, водоросли, чай, что угодно. Наверное, сейчас после виски это самый трендовый напиток, но уже есть предпосылки к тому, что ром в ближайшее время снова составит ему серьезную конкуренцию.

А вообще больше всего в мире пьют водку. Это не только в России, общемировая тенденция. На данный момент показатель составляет порядка восьмидесяти процентов от всего крепкого алкоголя. Правда, к водке относят все светлые дистилляты, не выдержанные в дубе — в том числе, например, чилийский и перуанский виноградный напиток писко, что не совсем правильно.

А какие ваши предпочтения в российском крафте?

Когда я начал понимать крафт, моей любимой категорией был молочный овсяный стаут. Старался покупать все, что выходило в этом стиле, правда, когда на рынке в какой-то момент стало появляться много таких позиций, мне он в итоге как-то наскучил. В тот момент ушел в имперцев, и до сих пор очень люблю этот стиль.

Не большой любитель сухих имперских стаутов и портеров, предпочитаю крепкие и сладкие вещи. Помню, на одном из Big Craft Day меня очень впечатлил имперец от Lervig с кленовым сиропом и пеканом, то ли 14, то ли 16 градусов. В этом плане меня можно назвать сладкоежкой. Ягодные имперцы меня в свое время поразили — тот же Lizard of Koz от Founders. Но и кофейная тема мне близка — когда познакомился с Денисом Корягиным из XP Brew, был в восторге от его имперца с кофе. Конечно же, приветствую тренд с выдержкой в бочке, дома стоят интересные barrel-aged позиции еще 15-16 года.

С пиететом отношусь к IPA, на мой взгляд это основа, по которой можно оценивать пивоварню. Если не получается сварить хороший классический IPA, значит нужно что-то сильно менять, такое мое мнение. В целом, имперцы и IPA — два стиля, которые у меня сейчас чаще всего стоят в холодильнике. К классике интереса практически не проявляю — то есть, если альтернатив никаких нет, то я, конечно, «поддержку разговор», но намеренно брать не буду. Возможно, это временное явление — у меня хватает друзей-биргиков, которые в итоге вернулись к классическому лагерку и никуда от него уходить не собираются.

https://www.timeout.ru/
«Волковская» представит свой самогон на фестивале. Общаясь с участниками крафтового рынка, замечали ли интерес к производству таких напитков?

Западные пивоварни уже этим давно занимаются и ко мне как-то обратился знакомый из крафтовой индустрии с предложением привезти что-нибудь к нам. Я проводил переговоры с BrewDog, с Rogue, общался с Mikkeller, c Jopen. В итоге ни к чему не пришли. Здесь есть свои причины. Начнем с того, что крафт удовольствие недешевое, и на примере дистиллятов это особенно заметно. Как и случае с пивом, разница в цене с масс-маркетом возрастает кратно. Если бутылка виски знакомого бренда в супермаркете стоит две-три тысячи, то дистиллят от Rogue или Mikkeller не может стоит меньше шести-семи. Мы все считаем деньги и везти сюда маленький объем, который неизвестно как разойдется — слишком тяжело. Чтобы такие напитки продавались, нужна огромная работа с потребителем, пока он просто к этому не готов.

Российскому крафту пока еще далеко до западного в этом плане. Помимо «Волковской» свой дистиллят представляли только AF Brew — делали на дистиллерии Moe Distillery в Эстонии. Так называемый private label — размещают заказ на чьем-то производстве и выпускают под своим лейблом. Один в один как контрактное пивоварение.

Вообще, тема private label крайне интересная и перспективная, на фестивале пройдет мастер-класс, посвященный этому явлению. Большой плюс, когда уже известные и делающие хороший продукт компании предоставляют возможность сделать что-то у себя начинающим. Сейчас это активно практикуется в Ирландии — там мало действующих дистиллерий, но строится много новых. Чтобы к открытию своего производства уже приучить потребителя к бренду, молодые компании размещают заказы на больших производствах — на Bushmills, New Midleton и других.

У «Крепкого мира» также есть свой private label — виски «Крепкий мир», который делается на шотландской дистиллерии Braeval. К сожалению, из-за пандемии возникли проблемы с таможней и к фестивалю привезти его не получилось.

Что будет интересного на «Крепком мире» в этом году?

Мы дебютируем с несколькими интересными предложениями для гостей. Впервые мы вводим платные мастер-классы, и вовсе не потому, что мы такие скупердяи и решили еще подзаработать. Мы договорились с нашими участниками, что они выставят очень старые и дорогие позиции, которые так просто не попробовать. Например, на одном из мастер-классов будет представлено пять бутылок, которые вместе стоят сто двадцать пять тысяч рублей. А мы предоставляем возможность продегустировать все пять позиций всего за полторы тысячи рублей. На другом мастер-классе будет дегустация напитка, бутылка которого стоит шестьдесят пять тысяч рублей, и участие в дегустации также будет стоить полторы тысячи. Таким образом, посетитель сможет за небольшие деньги попробовать что-то уникальное и определить для себя, стоит ли оно своих денег или нет.

На этом фестивале вводим конференц-сцену, где будут выступать знаковые для индустрии люди. Известный винный эксперт Денис Руденко прочитает лекцию о крепленых винах, также выступит создатель ЕГАИС. Будет презентация гастрономического фестиваля «Вкус Москвы», который пройдет в июне, также проанонсируем премию за заслуги в барной индустрии Barproof, церемония награждения которой состоится в июле в Казани. Как я уже говорил, в этом году мы взяли курс на максимально обучающий характер фестиваля.

В силу того, что пандемия убрала иностранцев, особенностью «Крепкого мира» в 2021 году станет очень большое количество наших производителей. Фестиваль покажет, что происходит в индустрии в России, и это тоже немаловажно. Делаем упор на качество и улучшаем фестиваль с каждым годом.