Женщины-пивовары издавна вошли в историю развития пивной индустрии. Изначально пивоварение вовсе было женской обязанностью. Это до сих пор является частью культуры коренных народов во всём мире и вновь становится важным местом работы женщин в США, Канаде и Европе. С чего всё началось? Журналистская команда Brews Brothers попыталась разобраться в этом, а мы переводим их материал.
Доктор Патрик Макговерн (Patrick McGovern) является выдающимся мировым экспертом по древним алкогольным напиткам, а также научным руководителем Лаборатории биомолекулярной археологии кухни, ферментированных напитков и здравоохранения в Музее Университета Пенсильвании. Макговерн отмечает, что ранние лета человечества:
— В то время как мужчины выходили на охоту, женщины собирали ингредиенты, необходимые для приготовления различных продуктов и напитков, чтобы охотники могли пойти на охоту за мамонтом или мастодонтом.
Макговерн объясняет, что роль женщины стала более значительной во время пика развития сельского хозяйства: тогда брожение (ферментация) было важной частью пищевой промышленности. Инициатором некоторых процессов ферментации выступали женщины, которые пережёвывали зерно перед началом брожения.
Самые ранние документально подтверждённые свидетельства о пивоварении были найдены в Цзяху, неолитическом поселении на реке Хуанхэ в центральных равнинах Китая. Эти свидетельства датируются 7000-5800 годами до нашей эры. Ныне на этом месте располагается современная провинция Хэнань, а пивоварня Dogfish Head Craft Brewing варит крафтовое пиво Chateau Jiahu.
Макговерн консультировался с пивоваренным заводом, пытаясь определить содержание в пиве рисового пива, мёда и фруктового вина из боярышника. Рисовое пиво, согласно китайской легенде, впервые было сварено Йи Ди, женой Великого Ю.
Макговерн пишет о некоторых районах Японии и Тайваня:
— Здесь вы всё ещё можете найти женщин, сидящих вокруг большой миски. Они пережёвывают и плюют рисовый сок в сосуд — так они готовят рисовое вино.
Самый старый сохранившийся пивной рецепт, написанный в клинописи, относится к древней Месопотамии. Его возраст — около 1800 лет до нашей эры. Хвалебная песнь Нинкаси, шумерской богине пивоварения, является одновременно гимном Нинкаси и древним рецептом пива.
Несмотря на то, что написан этот гимн был около 1800 года до нашей эры, он, вероятно, намного старше, поскольку археологические свидетельства о первых пивоварах датируются 3500-3100 годами до нашей эры. Археологи обнаружили эти данные на территории современного Ирана — здесь когда-то находился шумерский поселок Годин Тепе. В древнем Вавилоне женщины также были пекарями и пивоварами, а также просто разносчиками пива, то есть прародителями современных официанток.
По словам выдающегося историка Алана Имса (Alan Eames), изучающего пивоварение, ещё одной шумерской богиней пива была Сирис, которая следила за ежедневным ритуалом пивоварения. Имс отмечает, что только женщинам разрешалось варить пиво — они добавляли в него всевозможные странные ингредиенты, среди которых специи, перец, древесная кора и порошкообразные когти животных. Это очень похоже на современных крафтовых пивоваров, хотя они вряд ли добавляют в свои напитки когти.
Возможно, одной из самых интересных пивоваров в то время была Кубаба. Хотя обстоятельства её популярности остаются неизвестными, Кубаба является единственной женщиной, внесённой в список шумерских королей, который был составлен примерно в 2100 году до нашей эры и, вероятно, первой зарегистрированной женщиной-правителем. В списке шумерских королей её называют женщиной-хранителем таверны. Легенда гласит, что она правила не менее 100 лет, но не стоит забывать, что это всего лишь легенда.
Имс также отмечает, что женщины в древности часто управляли пивными залами и тавернами, причём за пиво платили зерном. Вавилонский кодекс Хаммурапи, датированный примерно 1500-2000 годами до нашей эры, жёстко регулировал эту особенность: если женщина-пивовар не принимала зерно в качестве платы за пиво, принимала серебро или уменьшала отношение стоимости пива к зерну, то её могли осудить и бросить в воду. В том же кодексе регулировалось следующее: если владелица пивоварни, в которой собирались преступники, не схватила этих преступников и не привела их к властям, то она должна быть убита.
Нинкаси и Сирис были не единственными древними богинями пивоварения. В Египте была Тенерит, богиня пива, и Хатхор, богиня пьянства. В египетских иероглифах часто встречаются сюжеты, на которых женщины варят пиво и пьют его.
С Ближнего Востока пивоварение распространилось по Египту в Грецию, где пиво было вторым по значимости крепким напитком после вина, и в Рим, где люди также предпочитали крепкое вино. И далее по всей Европе.
В записях римлян говорится о том, что традиционные немецкие общества пили эль, произведённый женщинами в основном из забродившего мёда. Женщины в мигрирующих германских племенах часто варили в лесах, чтобы избежать грабителей, некоторые из которых были викингами.
Основываясь на археологических находках в Северной Баварии, можно утверждать, что немцы пили пиво уже в 800 году до нашей эры. Это продолжалось на протяжении веков после распространения христианства, и вновь пивоварение было прерогативой женщин-хозяек (hausfrau).
С VIII по X век племена викингов распространяли своё влияние по всей Северной Африке и Европе. Пиво викингов было названо Aul — сейчас оно известно нам как «эль».
По словам всё того же Имса, «женщины-викинги были эксклюзивными пивоварами в норвежском обществе, и законом регулировалось: всё варочное оборудование является собственностью женщин». Исторические записи свидетельствуют, что в Англии женщины, вероятно, были подавляющим большинством среди пивоваров до XIII века. Эти женщины, известные как алевки (alewives), варили пиво на своих кухнях.
Имс пишет, что «пиво входило в повседневный рацион, и его продажа стала важной статьёй получения дохода для большинства домашних хозяйств. Когда у домохозяйки было дополнительное пиво для продажи, над входной дверью или на дороге устанавливали эль-кол (ale-stake) — длинную рукоятку метлы». Часто метлу украшали хмелем. Эта метка по-прежнему используется во всём мире, особенно в сообществах коренных народов. Она, вероятно, связана с пивоваренной звездой, которую вывешивали за пределами пабов в Германии, чтобы показать людям: здесь наливают свежее пиво.
Одной из стран, где аналогичные «уведомления» используются до сих пор, является Перу. Местное кукурузное пиво Chicha изготавливается в небольших домах и ограниченными партиями, а флаг показывает, когда пиво Chicha готово. Одна из путешественниц, посетивших Тропу Инков, делится воспоминаниями: «В тот последний день ... Я долго гуляла. Я оказалась в деревне и постучала в дверь, над которой висел такой флаг. Когда я вернулась в спа-центр, где отдыхала, то заметила другую женщину, продававшую пиво Chicha прям на дороге. Оно было сварено несколькими днями раньше. Это пиво сильно отличалось от свежего, потому что естественная микробная смесь была, скорее всего, другой». Позже гид привел её к другу, варившему Chicha, и она рассказала забавную деталь: женщины наслаждаются пивоварением, потому что «мужчины пьют, а женщины смеются над ними, когда те творят глупости».
Она также рассказала, что идентичная история имеет место быть в Непале. Об этом поведал её приятель, который научил её варить Чанг, пиво Гималаев. Становится ясно, что ответственность за пивоварение в обществах коренных народов приносит кучу удовольствия для женщин-пивоваров.
С течением времени произошло несколько событий, которые привели к передаче искусства пивоварения от женщин к мужчинам. Хильдегард фон Бинген, одна из великих женщин во всей истории, была немецкой аббатиссой в начале XII века. Она была консультантом пап и императоров, писателем духовной музыки и мадригалов, философом и автором многочисленных научных и медицинских трудов.
Фармакопея Physica Sacra была первой письменной работой о преимуществе хмеля в качестве консерванта (фармакопея — сборник официальных документов, устанавливающих нормы качества лекарственного сырья — прим. ред.). Этот научный прорыв позволил пиву служить ещё дольше и стал одним из катализаторов появления более крупных пивоварен. Вторым важным моментом, повлиявшим на их появление, был рост числа монастырей, которые часто служили местом ночлега для утомлённых путников. Здесь путникам, как правило, предлагали пиво, а не местную воду, которая обычно была загрязнена. Значительная часть прибыли от пива шла на помощь монастырю так же, как и на сегодняшних европейских монастырских пивоваренных заводах. Монахи стали опытными пивоварами и по сути начали осваивать пивоварение как отдельную профессию.
Эпидемия чумы в 1400-х годах стала ещё одним поворотным моментом в истории современного пивоварения. Нехватка рабочей силы повлияла на рост заработной платы, и финансовая возможность населения покупать эль, который был более безопасен, чем вода (и более вкусен), резко возросла. Пивоварение переместилось из домашних хозяйств в крупные заведения. По мере того, как варка пива становилась всё более коммерциализированной, она перешла в руки людей, у которых были финансовые и юридические ресурсы для развития пивоварения в промышленных масштабах. В то время у замужних женщин-пивоваров было мало законных прав, а у незамужних — небольшой капитал. Первоначально для пивоварения не нужно было быть образованным, особенно если оно было ограничено домашним хозяйством, но эта ситуация вскоре изменилась.
Рынок эля изменился: хотя в нём и доминировали одинокие и замужние женщины, они практически во всём подчинялись мужчинам. К XVI веку английские и немецкие торговые гильдии централизовались и регулировали пивоварение, что ещё больше способствовало сокращению женщин во всей пивной торговле (хотя некоторыми участниками гильдий были женщины). К XVIII веку женщин-пивоваров стало значительно меньше, хотя многие из них по-прежнему управляли тавернами и часто варили пиво для своих постояльцев. Это может показаться жутко романтичным, но на деле это была очень тяжёлая работа, которая часто делалась по необходимости — и в основном вдовами, которые нуждались в доходе.
В более современной Европе пивоваренную отрасль наводнили женщины. Возможно, самым заметным человеком в этой сфере стала францисканская сестра Дорис из аббатства Маллерсдорф в Баварии. Маллерсдорф является одним из немногих пивоваренных монастырей в Европе и, возможно, единственным женским монастырем. Сестра Дорис начала обучаться пивоварению в 1966 году. Она стала пивоваром в 1975 году, заняв место другой сестры, которая варила пиво с 1930-х годов. Как и святая Бригитта, вторая по значимости святая в Ирландии, сестра Дорис славится превращением воды в пиво.
Совсем недавно Энн-Франсуаза Пипаерт стала первой женщиной-пивоваром траппистов, католического монашеского ордена, основанного в 1664 году. Вы не ослышались. Она является пивоваром всемирно известного монастыря траппистов Орваль. В 1992 году она была единственной женщиной в Орвале, а сейчас на местной пивоварне работают восемь других женщин: две в лаборатории, одна в области исследований и разработок, четыре в офисе и одна на сырном заводе. Пивовар Пипаерт рассказывает нам: «Феминизация пивоваров помогает придать пиву благородство. Пиво больше не продукт, предназначенный только для мужчин, он и для женщин, которые пользуются этим всё больше и больше».
Подобные истории случаются по всей Англии. Сара Бартон открыла собственный пивоваренный завод, названный Brewster's Brewery, в 1997 году. В 2013 году она была названа английским пивоваром года.
Эмма Гиллеланд была первой женщиной-пивоваром в Англии, а теперь является директором по поставкам пивоваренного завода Marston's, ведущей независимой пивоварни в Англии. Она курирует пивоварение и дистрибуцию более шестидесяти сортов пива из пяти пивоваренных заводов в Марстоне. Marston's, единственный пивоваренный завод в Англии, всё ещё использующий знаменитую систему брожения Бёртон Юнион (Burton Union). Она была описана много лет назад пивоварами как «Собор британского пивоварения». Эти женщины сыграли значительную роль в привлечении других женщин в пивную индустрию.
В Новом Свете колониальные и последующие за ними американцы следовали традициям своей родины. Женщины-колонисты продолжали варить пиво для семьи и друзей на кухне. Хотя это и изменилось в городах из-за роста региональных пивоваренных заводов, в сельских районах пивоварение оставалось неизменным в течение длительного времени. Женщины варили пиво из тех ингредиентов, что были доступны: кукурузы, тыквы, овса, пшеницы и мёда.
История Америки в чем-то схожа с историей Англии. Поскольку пивоварение быстро превратилось в коммерческую отрасль, мужчины доминировали в торговле. Тем не менее в этой отрасли ещё оставались женщины. Мэри Лиль была первым зарегистрированным, но неофициальным пивоваром в колониях. В 1734 году она унаследовала пивоварню своего отца, Эдинбургский варочный цех. Её сестра Элизабет унаследовала солодовую фирму. Мэри управляла пивоварней до 1751 года, после чего её купил Роберт Стил.
По мере того как семьи переезжали в города, а местные пивоваренные заводы росли, участие женщин в пивоварении заметно сократилось. Какое-то время в стране существовал «сухой закон», инициатором которого выступил конгрессмен Эндрю Волстед, хотя многие пивоварни продолжали существование. После принятия двадцать первой поправки к Конституции США его отменили.
С 1980-х годов женщины в США были в числе пионеров в возрождении пивоваренного ремесла. Среди них Мелли Пулман (Schirf), Кэрол Стоудт (Stoudts) и Тери Фарендорф (Steelhead), три из первых женщин-пивоваров, и Ким Джордан (New Belgium), Ирэн Фирмат (Full Sail), Деб Кэри (New Glarus) и Марси Ларсон (Alaskan), которые помогли открыть некоторые из первых пивоваренных заводов и управляли производственными мощностями предприятий.
На официальном сайте New Glarus про Деб Кэри говорится: «Она делает всё, кроме пива».
В 2010 году Андреа Стэнли открыла первое крафтовое производство солода. Она также является президентом гильдии крафтовых солодовников. Некоторые из этих женщин отмечали трудности с привлечением средств для открытия пивоваренного завода, но не из-за пола. Главным образом потому, что идея создания ремесленного пива в восьмидесятых и девяностых годах по-прежнему была чужда для многих людей.
— Все просто думали, что мы сумасшедшие, раз хотим построить пивоваренный завод, — вспоминает Ирэн Фирмат. — Проблема была не в женщине.
Ким Джордан рассказывает о том, как «варила пиво в четверг, пятницу и субботу, забирала новорождённого сына в следующую среду и открывала новый пивоваренный завод в следующий понедельник». Это была действительно тяжёлая работа.
Вышеназванные женщины говорят, что они вообще не сталкивались с сексизмом в мире пивоварения. Ким Джордан говорит:
— Крафтовые пивовары, как правило, более прогрессивны и непредвзяты.
Андреа Стэнли говорит, что у неё был такой же положительный опыт:
— За семь лет работы в пивоварении мне никто и слова не сказал о том, что я женщина, — утверждает она. — Мужчины в крафтовом пивоварении всегда не против поддержать.
Конечно, это относится не ко всем. Когда Фарендорф сначала искала работу в качестве пивовара, она вспоминает вопросы из серии «Можете ли вы поднять пятидесятифунтовый груз вверх по лестнице?»
Чаще всего отраслевыми наставниками женщин в индустрии были мужчины, однако встречались и женщины. Иногда наставники просто оказывали моральную поддержку. Фахрендорф вспоминает, когда Пол Шипман, основатель Redhook Ale, сказал ей, что он не делает открытия, но: «Однажды вы станете владельцем пивоварни или пивоваром». Годы спустя он не вспомнит этого, в отличие от Фахрендорф.
Многие из женщин-пионеров отрасли теперь являются наставниками.
Стэнли работает над тем, чтобы женщины могли попасть в гильдию солодовников. Она также работает с другими женщинами, чтобы сделать то же самое для всей индустрии крафтового пива.
Более амбициозные и крупные программы такого рода — это Pink Boots Society (PBS). Когда в 2007 году Фарендорф решила проехать по всей стране, чтобы узнать, где ещё варят пиво, она обнаружила интересный момент: не меньше шестидесяти женщин-пивоваров на разных пивоваренных заводах задавали ей один и тот де вопрос: «Есть ли другие женщины, подобные нам?» Она поняла, что они никак не связаны, и решила исправить это.
В итоге она составила список женщин-пивоваров, которые были началом Pink Boots Society (PBS). Эта организация работает над тем, чтобы «помогать, вдохновлять и поощрять женщин-пивоваров через образование». Сперва в организации насчитывалось шестьдесят участниц, а сейчас их уже больше двух тысяч со всего мира. Фахрендорф также помогает Barley’s Angels, группе для женщин, которые интересуются крафтовым пивом, но не пивоварением. Barley’s Angels сотрудничает с пивоваренными заводами, пивоваренными залами, ресторанами и другими местами, чтобы поощрить потребление пива среди женщин и рассказать компаниям о том, что эта демографическая группа также заинтересована в крафтовом пиве. Сейчас насчитывается около ста подразделений Barley’s Angels в разных странах мира.
Дженнифер Глэнвилл, пивовар из Boston Beer / Sam Adams, считает, что её назвали пионером, «потому что она переживала это так долго». Когда она встретилась с сестрой Дорис в Маллерсдорфе, она сказала:
— Мы говорили о пиве и пивоварении, а не о женщинах в пивоварении
— Мы шутим, что пивные фестивали — это единственное место, где нет женской комнаты, — говорит Ирэн Фирмат.
Фарендорф рассказывает, что когда она впервые попала в индустрию пивоварения, она не ездила в командировки слишком часто, потому что она не могла разделить номер в отеле с коллегами-мужчинами.
Сейчас подход к этому поменялся, но предстоит ещё многое сделать, чтобы окончательно убить стереотипы насчёт женщин в пивоваренной отрасли.
Фирмат говорит: «Чувствуйте себя сильной и наделённой полномочиями. Женщины лучше различают вкусовые оттенки. Будьте уверены в себе и не конфликтуйте».
Стоудт: «Знание помогает завоевать уважение».
Джордан: «Удостоверься, что ты любишь это и много работаешь».
Фарендорф: «Если вы разочаруетесь, не сдавайтесь. Будьте упрямой. Если вы не получите работу мечты, отправитесь в другое место, будьте потрясающей и заставьте их ревновать. Когда вы через пять-десять лет добьётесь своего, перестаньте думать о себе и становитесь наставником для других».
Возможно, богиня Нинкаси смотрит вниз с пантеона богов на нас и довольно улыбается.