Люди
Мнение: Юрий Сусов о профессии пивного сомелье

Мы возвращаемся к формату авторских колонок на craftdepot.ru и стартуем с темы, наделавшей шуму в социальных сетях в последние недели — кто же такой пивной сомелье и есть ли вообще такая профессия в России? Свое мнение высказал непосредственный участник тех баталий и пивной сомелье Юрий Сусов.

Текст
Craft Depot

Оригинальный текст приведен с сохранением орфографии, пунктуации и стиля автора.

Вопрос кто такой «пивной сомелье» в России звучит до сих пор, не смотря на очевидность ответа. Можно зайти на Википедию и прочитать, чем занимаются сомелье. Можно открыть профстандарт 33.006 на профессию сомелье и почитать. Там русским по белому будет написано, что должен знать сомелье, уметь и чем заниматься. Давайте процитирую:

«Основная цель вида профессиональной деятельности: Обеспечение качественного обслуживания гостей предприятий питания вином, крепкими спиртными напитками, пивом, минеральной водой, чаем, кофе, прочими напитками.»

До сих пор не понятно? Давайте изложу по пунктам обязанности в порядке важности, как это прописано в профстандарте:

- составление пивной карты

- управление продажами пива

- обслуживание гостей

- контроль качества работы персонала и продукции бара

- выступление на профессиональных мероприятиях и конкурсах

А теперь внимание, «контроль качества продукта» стоит на предпоследнем месте. Объясню по-русски, если из всего вышеперечисленного вы можете только с умным видом пить пиво и писать о нем в «бложике» или Untappd, то вы не сомелье. Чему из вышеперечисленного учит Cicerone? Да почти ничему. Чтобы стать сомелье – нужно работать, а с этим как обычно сложно. Больше всего о профессии рассуждают владельцы сертификата первого уровня, которые не отработали ни дня в ресторане или баре.

Любой сомелье с достаточным опытом, может уйти из HoReCa в «продажи». Быть консультантом по работе с HoReCa, обучать отдел продаж, консультировать по импорту продукции. Можно развиваться в сфере HoReCa, составлять карты, обучать персонал и уже не работать в зале, имея при этом хороший опыт за плечами. Можно совмещать и то и другое, в добавок занимаясь эвентами. Всё, как и у винных сомелье, один в один. Мне кажется тут тоже всё предельно понятно.

И вот мы подошли к тому моменту, почему же не смотря на очевидность ответа на вопрос «Кто такой пивной сомелье и чем он занимается?», вопрос звучит всё чаще и чаще. Дело в непринятии. И вовсе не профессии, а того факта, что кто-то свое хобби превратил в работу и стал на этом зарабатывать. И деньги – это прекрасно, без дохода невозможно развитие. Крафт – это коммерция, если бы не доходность в свое время, пили бы вы полукислые овсяные стауты и полусладкие руипы. Деньги двигают рынок крафта, не позволяют ему стать прошедшей историей.

«Биргик» из чатика — это другой полюс типичного товарища с бутылкой «пиваса» на лавке – «Чё, бухаешь и тебе за это деньги платят что ли? Хорошо живешь смотрю.». Все начинали в одних стартовых условиях с одними знаниями. Кто-то стал блогером и пишет для души или бесплатного пива на обзоры, кто-то пытается монетизироваться (а это ой как не просто). Кто-то просто имеет «авторитетное» мнение в тусовке и скидку в любимом баре. Но есть те, кто уже варит пиво, кто продает, кто стал работать в HoReCa. И конечно же, доходы у тех, кто пиво варит и продает гораздо больше, чем у тех, кто обсуждает это в блогах и чатах.

Вспомните, как начинался диалог у меня в комментариях, когда профессия появилась, и что обсуждаем теперь:

- «Пивных сомелье не существует!». Но вот он я и работаю по профессии.

- «У тебя недостаточно знаний!». Но это оценивают заказчики, которые мне платят и вот уже в суммах гонораров появились пять нолей.

- «У тебя нет диплома!». Как раз таки именно у меня он и есть, в отличие от вас, я его получил и могу работать официально по профессии.

- «Ты один, больше пивных сомелье нет, это никому не нужно!». Отнюдь, коллеги появляются во всей России, будь то Воронеж или Красноярск.

- …

Теперь же сообщество обсуждает, что я не первый пивной сомелье. Ничего не напоминает? Мне кажется скоро мы уже перейдем в стадию принятия. В общем-то проблема пивных сомелье как таковая не существует. HoReCa, дистрибьюторы, пивоварни уже давно активно и взаимовыгодно сотрудничают с пивными сомелье, которых пока не так уж много. Именно настоящих, а не «дегустаторов», знания которых непригодны для практического применения, хотя может быть и обширны. Если вы знаете историю Формулы один, это не значит, что вы и круг сможете проехать на болиде, не то, что гонку выиграть. Но почему-то зная о пиве «всё» или скромно «почти всё», люди считают себя сомелье, при этом имея ноль опыта практического применения знаний. Я бы сказал, что это портит репутацию профессии, но нет, не портит. Об этих людях никто не знает вне узкого круга «тусовки», которая от силы наберёт пару сотен человек во всей стране. Рынок растет за счет продаж в магазинах, а не в культовых барах, где собирается весь этот бомонд.

Как человек имеющий красный диплом государственного ВУЗа по профессии «Управляющий предприятием общественного питания», который позволяет мне официально работать пивным сомелье, могу сказать, что диплом — это формальность. Не важно кем тебя считают другие, какими корочками тыкают, важно справляешься ли ты с обязанностями. Это признак любого хорошего специалиста – довольны ли твои заказчики работой, доволен ли ты сам.

Писать о профессии можно много, но суть простая, чем занимаются пивные сомелье очевидно любому, кто умеет читать. А принимать ли это как явление, дело сугубо личное, рынок уже давно принял, остались те, кто «за бортом». Им, конечно, из своего положения виднее, но я бы на их месте не упускал шанс вскочить на борт уплывающего корабля.

Но это мое мнение, а давайте спросим мнение тех, кто платит пивным сомелье за работу солидные гонорары? Поговорим с владельцем локального бара, которому я делал пивную карту.

Илья Чернов, владелец бара «Пивная лавка №1»:

— В чем заключалась помощь? Была ли помощь в закупках и удалось ли на этом сэкономить?

В задачи входило: провести анализ аудитории, анализ конкурентов, а также подобрать сорта и, что немаловажно, найти поставщиков, предлагающих самые выгодные закупочные цены, что и было сделано. Помимо непосредственно пивной карты, в задачи входил подбор пива в холодильник нашего бара — крафтовых и бельгийских позиций.

— Увеличились ли продажи пива с новой пивной картой?

Может быть много факторов, которые повлияли на рост продаж , но после предпринятых мер он был отмечен.

—   Осуществляется ли поддержка после внедрения пивной карты?

Сопровождение нашего заведения сейчас продолжается в виде консультаций по поводу позиций — что нужно заменить, какие новые ввести.