Владелец Pro Brew Service, крупного поставщика сырья и оборудования для пивоварен, Михаил Бибиков рассказал Craft Depot о ситуации на российском рынке кегов и хмеля, острых проблемах и самых популярных продуктах среди отечественных производителей пива. Мы также узнали мнение предпринимателя о ситуации в крафтовой отрасли и причинах, побудивших его стать совладельцем известной российской пивоварни Panzer.
Pro Brew Service — один из крупнейших поставщиков кегов и ведущая компания в России по сервисному обслуживанию многоразовой тары. Мы осуществляем ремонт на специализированных станках как на своей территории, так и на площадках заказчиков вплоть до Сибири. Для этих целей у нас имеется профессиональное оборудование и мобильный сервис.
Нашу компанию связывают многолетние контракты с AB InBev Efes, Московской Пивоваренной Компанией, Объединенными Пивоварнями Хейнекен, «Очаково» и другими.
При правильном и регулярном обслуживании стальные кеги служат десятилетиями. Поэтому наши услуги остаются высоко востребованными.
За последние годы рынок кегов претерпел значительные изменения в связи с появлением ПЭТ-тары. Безусловно, это ощутимо отразилось на продажах традиционных стальных контейнеров, предназначенных для хранения и транспортировки пива.
Я надеюсь, что пластиковые кеги — явление временное. Ряд причин подсказывают, что у данной тары сомнительное будущее:
- Они небезопасны. По причинам несовершенного производства и неправильной эксплуатации частенько происходят взрывы, а значит страдают люди. Известно множество таких фактов.
- Пластик – это свето- и кислородопроницаемый материал. Как следствие, качество пива страдает.
- Вред для экологии. Миллионы пластиковых кегов используются ежегодно. Большой вопрос, как происходит их утилизация.
- Не секрет, что существуют недобросовестные производители пива, которые умудряются по несколько раз использовать ПЭТ-кеги, сполоснув их тёплой водичкой с щёлочью. Можете себе представить, какая это антисанитария!
Пусть законодатели решают вескость моих аргументов, а пивовары готовность идти на компромисс по вышеуказанным пунктам.
Если взять калькулятор и провести математические расчёты, становится ясным, что использование классических кегов является экономически более выгодным. Обернув их чуть более 10 раз, пивоварни перестают платить за тару.
На Западе пластиковые кеги в основном используются для экспорта в дальние страны, откуда вернуть кеги проблематично физически и/или экономически невыгодно.
Я хорошо понимаю проблематику работы с многоразовыми кегами – это значительные инвестиции на начальном этапе для приобретения тары, необходимость её обслуживания, сбора из торговых точек и прочее. Всё это сопряжено с неминуемыми потерями.
Вижу, что через несколько лет у нас появится лизинг многоразовой тары. В Северной Америке и Великобритании этот бизнес широко развит: такие крупные лизинговые компании, как Micro Star, Global Keg, Keg Logistics и другие имеют в своём арсенале миллионы кегов.
Такие лизинговые компании берут на себя всю рутинную работу: сервисное обслуживание тары, её доставку на пивоварни и сбор с точек продаж.
Три года назад совместно с одним из крупнейших лизингодателей мы проводили исследование в России и поняли, что наш рынок ещё не готов: начиная от неготовности пивоварен брать на себя ответственность по лизинговому договору, заканчивая сложностями по истребованию потерь и неплатежей.
Большинство крафтовых пивоварен работают с одноразовыми кегами. И это легко объяснимо:
- Финансовый лимит.
- Отсутствие собственной полноценной дистрибьюторской структуры.
- Неустоявшиеся каналы реализации продукции.
Некоторым крафтовикам приходится комбинировать свою тару для розлива с традиционными стальными кегами. Ведь есть такие дистрибьюторские компании и on-trade точки, которые отказываются работать с ПЭТ-кегами. Они боятся проблем с хранением и транспортировкой, а также переживают за потерю качества пива.
Основные производители кегов – это европейские компании с длинной историей: Blefa, Thielmann, Schaefer и другие. Китайцы тоже активны на данном рынке, но качество продукции последних плавает: от неудовлетворительного до вполне достойного. Есть 3-4 компании, которые поставляют кеги для мировых пивоваренных групп. Сейчас на нашем рынке доминируют кеги европейского происхождения.
Есть и один отечественный производитель – Yanberg Container Systems из Воронежа. Надо отметить, что качество их кегов улучшается с каждым годом.
Со стороны государства нет ограничений для импорта данного вида товара. Ввозные пошлины давно находятся на одном и том же уровне.
Для отечественного производителя любого продукта хотелось бы видеть поддержку со стороны государства. Но я не осведомлён, есть ли какое-то содействие воронежской компании.
Рынок сырья и, в частности хмеля следует за общими тенденциями. Пивной рынок в России стабилизировался за последние пару лет, уменьшения спроса хмеля точно нет. Потребители всё больше разбираются в пиве, а значит производители должны оправдывать их надежды. Качественный хмель – это одна из обязательных составляющих достойного напитка.
Лично для нашей компании рынок сбыта хмеля растёт. Ведь он трансформируется в пользу более ароматных и экзотических сортов. Ещё 10 лет назад мало кто в России знал про американский хмель, а сегодня практически все пивоварни, в том числе региональные, стали использовать сорта из Нового Света.
В США выращивают как регулярные общедоступные сорта, такие как Cascade, Chinook, Centennial, Columbus, так и эксклюзивные, дорогие, в большинстве своём запатентованные торговые марки: Citra, Mosaic, Simcoe, El Dorado, Idaho 7 и т.д.
На нашем рынке, безусловно, доминируют европейские сорта хмеля. В первую очередь, из Германии и Чехии: Perle, Tradition, Magnum, Saaz и многие другие. За ними следует Великобритания. Достойный хмель выращивают в Словении и Польше.
Если речь вести о крафтовом пивоварении, то здесь безраздельно лидируют американские сорта. На них приходится около 80% от общего объёма потребления. Оставшиеся 20% распределяются между европейскими, новозеландскими, австралийскими и африканскими сортами.
Наша компания готова удовлетворить любые потребности в хмели, ведь мы импортируем его абсолютно со всех континентов.
Большие пивоваренные группы и крупные пивоваренные заводы предпочитают заключать контракты напрямую с мировыми трейдерами хмеля. Однако всё больше пивзаводов доверяют крупным дистрибьюторам хмеля. Это означает, что мы и наши конкуренты по данному бизнесу отвечаем требованиям производителей как по ассортименту, так и по ценам и сервису.
Крупнейшие мировые продавцы хмеля BarthHaas, Yakima Chief Hops, Hopsteiner и другие самостоятельно выращивают лишь небольшую толику продаваемого сырья. Всё остальное для них производят по долгосрочным контрактам фермерские хозяйства. Заказчики осуществляют контроль в процессе роста и берут на себя переработку хмеля в пеллеты, лупулиновый порошок и другие хмелепродукты.
У нас в Чувашии выращивают хмель сортов «Московский Ранний», «Подвязный» и «Фаворит». В советские времена чувашских хмель почти покрывал потребности пивоваров. Справедливости ради надо заметить, что в те времена его использовали при пивоварении куда меньше, чем сейчас. Да и для «продвинутых» сортов пива не забывали подвозить хмель из Чехии.
На сегодняшний день объёмы чувашского хмеля невелики. Но плантации растут. Уверен, что определенный спрос на отечественные сорта всегда будет со стороны региональных заводов.
Положение крафтового рынка в России сегодня ровное; возможно, есть небольшой рост. Это интересный и творческий бизнес, поэтому новых игроков появляется на рынке достаточно много. Но крафтовое пивоварение сопряжено и с большими трудностями. Многие начинают с контрактных варок, а это увеличивает себестоимость продукта. Без своего производства тяжело соревноваться с компаниями, у которых есть свои мощности. Не обойтись и без ошибок, которые всегда бывают у начинающих.
Интенсивного роста в настоящий момент нет и потому, что крафтовое пиво — достаточно дорогой продукт, и нашему потребителю пока сложно позволить себе часто его употреблять. К тому же это продукт новый и нужно время, чтобы к нему привыкли.
В большей степени наша компания, как поставщик высококачественного сырья, увеличивает продажи за счёт ввода малыми и средними, а порой и крупными региональными заводами в свою линейку новых сортов пива, например, APA и IPA. Так что мы прибавляем и за счёт «крафти» пива в том числе.
Конечно же, наш хорошо сформированный «портфель» продукции помогает росту продаж. Ведь помимо хмеля от ведущих производителей со всех уголков планеты мы можем предложить американское хмелевое масло от Hopzoil, премиальные солода от Pauls Malt (Великобритания), Les Maltiers (Франция), Belgomalt (Бельгия) и Minch Malt (Ирландия), а также сухие дрожжи от интернациональной компании Lallemand и польско-немецкой Gozdawa.
Около года назад мы любезно приняли предложение присоединиться к коллективу пивоварни. Достаточно продолжительное время мы сотрудничали с Иваном Писаревым — основателем и мотором Panzer Brewery. Так что к тому моменту у нас существовало и взаимное доверие, и взаимное уважение, и ощущение того, что мы можем быть полезными друг другу.
За почти уже прошедший год пивоварня пережила второе рождение: от переезда на новое место до капитального переоснащения. И, как следствие, появилось много новых высококачественных сортов пива. Надеюсь, что поклонникам крафта они пришлись по вкусу.
Лично для меня участие в этом проекте стало очередным челленджем. Никогда так близко я не подходил непосредственно к производству, хотя в пивном бизнесе нахожусь с 1993 года.
Всё начиналось с оптовых продаж недорогого немецкого пива Haake-Beck, а затем продолжилось дистрибьюцией премиальных марок Beck’s, Stella Artois, Hoegaarden, Leffe и Belle Vue.
В 1995 году я со своими партнёрами первыми на нашем рынке и организовали прямую дистрибьюцию в торговые точки. На тот момент это было революционное решение. Именно тогда были заложены мощные основы компании «Старый Мастер», которая и по сей день является одним из лидеров среди дистрибьюторских компаний. Чем, безусловно, горжусь.
Возвращаясь к Panzer Brewery, как поставщики сырья здесь мы видим поле для апробирования новых сортов хмеля и солода, а также интересных штаммов дрожжей.
С нашими поставщиками сырья имеем договоренности о демонстрационных совместных варках, на которые планируем приглашать представителей различных пивоварен. Это поможет нам непосредственно продвигать представляемые марки сырья и развивать крафтовое пивоварение в широком смысле.
В рамках предстоящей в марте следующего года выставки Brau Moscow хотим порадовать крафтовое сообщество множеством интересного и передового.