Люди
Как начать крафтовую революцию в стране, где не пьют пиво

Как начать крафтовую революцию в стране, где не пьют пиво

Текст
Craft Depot

Язан Карадшех учился искусству пивоварения в США с целью принести пивную культуру в Иорданию, свою родную страну. Он основал пивоварню Carakale, заложив тем самым фундамент пивной культуры в стране, в которой далеко не каждый знает, что такое пиво вообще.

Обучение пивоварению

Хоть Язан и учился в прекрасном месте, которое сам по себе сподвигает знать о пиве всё — Колорадском Университете в Боулдере, диплом всё же получил по специальности «электроинженер». Он получил работу в нефтяной компании «Хэлибертон» и его отправили на скважину в штат Вайоминг. Проработав там всего три недели, он попросился назад в Боулдер.

Он не так долго думал, чем же он хочет заниматься. Язан уже интересовался пивом, ходил в местные бары, но вдруг задался вопросом «А какое пиво я пил, когда жил в Иордании?» Это, конечно, было что-то голландское. В голове маякнула лампочка «В Иордании нет иорданского пива».

Он пришёл в небольшую колорадскую пивоварню с просьбой взять его на работу, любую работу. В качестве оплаты он попросил научить его варить пиво. Как владелец мог ему отказать? Он работал там шесть месяцев и начал получать зарплату. Попутно обучаясь азам варки пива, медовухи, комбучи и натуральных лимонадов.

«Каждый день был потрясающим, — говорит Карадшех. — Я пополнял запасы солода, изучая их. Тоже самое с хмелем и дрожжами: каждая новая поставка была обнюхана и изучена мной. Это был лучший вид обучения».

Однажды в магазин при пивоварне зашёл какой-то парень и начал подписывать книги. «Что делает этот волосатый хиппи?» — воскликнул тогда Карадшех. Сейчас он смеётся, вспоминая, что «хиппи» ответил ему тогда: «Всё в порядке, я – Чарли». Хиппи был, естественно, Чарли Папазян и подписывал он свои книги. Язан не растерялся и тут же выложил ему свою идею — открыть пивоварню в Иордании. Чарли ответил, что ему стоит глянуть на программу «Мастер пивоварения» в калифорнийском университете UC Davis. «Как только я закончил смену в тот день, я сразу загуглил эту программу. Одним из требований были навыки в области инженерии. Я понял, что это мой шанс».

После шести месяцев обучения в UC Davis Язан вернулся в Колорадо, чтоб начать свою собственную пивоваренную карьеру. Первая остановка: пивоварня сети «C.B. & Potts», где Карадшех работал помощником, в основном вычищая бродильные танки и остатки дроблёного солода отовсюду, откуда только можно. Вторая остановка: Upslope Brewing Co. в Боулдере, где он продемонстрировал свои навыки главному пивовару, Дэнни Пейджесу, который в какой-то оставил Яназа за главного на целый месяц. «Я с энтузиазмом согласился, а про себя сказал: я, наверное, уничтожу этот завод, — говорит Карадшех. — Так я первый раз оказался ответственным за все стадии — от перемалывания солода до разлива пива в банки». Это было похоже на попадание в зону военного конфликта. Но он справился благодаря навыкам и наставлениями Дэнни. «Однажды во время лесного пожара, бушевавшего в Колорадо, владелец бизнеса подошёл ко мне и сказал, что ожидается эвакуация. Я ответил, что пока пиво не будет разлито в банки, я никуда не пойду».

Почувствовав, что он овладел всеми навыками пивовара, Язан решил, что в состоянии запустить свою пивоварню в Иордании. Мэтт Каттер, владелец Upslope Brewing Co., не был против, но попросил перед его отъездом сварить Карадшеха авторское пиво. Он сварил дункельвайцен по своему рецепту, и это была его первая авторская коммерческая варка. В 2009 году он уехал в Иорданию, и буквально несколько месяцев спустя ему позвонили из Upslope Brewing Co. и рассказали, что его пиво оказалось среди конкурсных сортов на «Great American Beer Festival» и выиграло там бронзовую медаль. Это была первая награда пивоварни Upslope Brewing Co. в GABF.

Препятствия на пути

Оказавшись в Иордании, Язан быстро понял, что не всё так просто. Открыть свою пивоварню в стране было чем-то невероятно необычным, и никто не мог помочь ему с этим. Религиозность большинства госслужащих, которые выдавали разрешения на открытие своего бизнеса, была ещё одной проблемой.

«Если бы я пошёл к чиновникам, они сказали бы мне подождать в углу того, кто мог бы решить мой вопрос. Но ждать мне пришлось бы очень долго, потому что мой вопрос был связан с алкоголем, который запрещён религией», — вспоминает Карадшех.

Ему понадобился год, чтобы прорваться сквозь эту религиозно-бюрократическую стену — и всё равно это произошло почти случайно.

После полутора лет активного ожидания довольно неожиданно помог друг отца. Он сказал на арабском: «Я принесу тебе лицензию для открытия пивоварни на блюде из золота». «Я никогда не слышал такого выражения — „блюдо из золота“ – на родном языке», — делится Язан. На следующий день лицензия была у него. Вот так, буквально за день, он сделал самый большой шаг к осуществлению своей мечты.

Однако он понимал, что это всего лишь лист бумаги. Последовали десятки согласований и разрешений: министерство безопасности Иордании, пожарная служба, министерство здравоохранения, городское правительство. Параллельно он должен проектировать и строить пивоварню, и тут не обошлось без сложностей. Человек, который хотел продать ему участок земли, отказался это делать, потому что строительство пивоварни шло вразрез с его этикой. Компания, занимающаяся установкой фильтров для воды, отказалась устанавливать его примерно по тем же причинам. В итоге он устанавливал систему три месяца сам. Карадшех, три рабочих и ещё один инженер, которые теперь работают там, в самом прямом смысле строили пивоварню.

Создание пивной культуры

Иорданская пивная сцена представлена одним игроком-монополистом — General Investment Co., производителем Petra, Philadelphia, Maxi и Vita. Всё это — лагеры и солодовые напитки различных оттенков жёлтого. Это был единственный пивной завод в Иордании на протяжении последних сорока лет. Был и импорт: Heineken, Corona, Beck’s, Efes, случайные Guinness и Leffe, но на сцене солировали одинаковые жёлтые водянистые лагеры, и большинство иорданцев считали это пивом.

Иордания — страна с преобладающим мусульманским населением. Алкоголь не запрещён законом, но сильно порицается официальной религией страны и большинством населения. Бары и магазины с алкогольной продукцией есть, и вас не арестуют за распитие, как, например, в Саудовской Аравии. Пьют тут в основном экспаты, работники посольств и туристы. Именно в таких условиях Язан Карадшех вышел на рынок со своим Carakale Blonde Ale в ноябре 2013 года, который поступил в продажу в винных магазинах.

«Наш первый блонд был серьёзной проверкой людей на открытость их ума (open-minded) к новым вкусам и вообще всему новому. Даже сейчас это пиво кажется многим слишком интенсивным и мощным. Это пиво рассматривалось как некий „мост“ между евролагерами и миром крафтового пива.

Поставить бутылки в магазины было не так просто, но ещё большей проблемой было разместить кеги в барах. Дело в том, что краны (и кеги) в барах принадлежат не барам, а пивоварням, поставляющим пиво. Они устанавливают холодильники, сверлят стены для кранов, устанавливают азотную систему и следят за работоспособностью кранов. «Сотрудники бара могут позвонить на пивоварню посреди ночи и сказать, что их кран с бледным элем пенится. И вам придётся отправлять людей, чтобы устранить проблему. Желательно прямо сейчас. Воистину, земля королей и королев», — улыбаясь, говорит Язан.

Вскоре Карадшех совершил большую ошибку, обратившись к директору пивоварни-монополиста General Investment Co. за советом по поводу размещения своих кранов в бары. Конечно, никто не пошёл ему навстречу, а произошло строго наоборот: почти каждый бар подписал контракт с General Investment Co. о размещении только их пива на своих кранах. «Ждите до следующего года», — только и ответили владельцы баров.

Однако не все владельцы баров подписали контракты: несколько человек связались с Язаном с просьбой разместить его пиво. Здесь же были сотрудники баров в посольствах, в первую очередь американского посольства — там люди знали толк в ароматных и насыщенных стилях пива.

«Сотрудники американского посольства были в полном восторге от таких пивных нововведений», — рассказывает Карадшех. «Люди перестали пить „Амстел“, а через какое-то время вообще демонтировали краны пивгиганта из бара».

Итак, бутылки и кеги на своих местах, что дальше? Теперь предстояло дать людям пивное «образование», понять этот процесс — путь достаточно долгий, но начало было положено.

«Мы должны постоянно обучать людей. Почему это пиво такое вкусное? Почему ароматное? Хорошо это или плохо? Почему кристалвайцен так отличается от бледного эля? Даже почти вся эта „крафтовая“ терминология на арабском языке отсутствовала. Как люди на родном языке могли описать наше пиво? Даже слово „пивоварня“ было в каком-то роде новоязом. Мы фактически составили арабский пивной словарь».

Так держать

Язан Карадшех продолжает развивать своё дело в Иордании, но уже думает о продажах своего пива в Штатах. В этом году он женится на американке, и это тоже одна из причин, чтобы сделать это. Он работает над этим уже два года и даже создал компанию-импортёра со сложной системой доставки и растаможивания (в арабских странах вообще всё непросто с этим). И, конечно, он хочет продавать в США не просто иорданский бледный эль, это должно быть что-то более восточно-утончённое, например, балтийский портер с финиками или кофейное пиво с кардамоном (как арабский кофе).

«Круг собирается замкнуться, — говорит пивовар. — Я начал варить в США, и собираюсь здесь же продавать своё пиво».

Но пока этого не произошло, Язан варит пиво на своём заводе и дальше. Каждый год объёмы производства удваиваются, и в 2016 году они сварили 250 000 литров.

Однако серьёзных изменений в плане отношения к пивоварению в стране со стороны чиновников не произошло. Они всё так же не поощряют такого вида производства. Постоянно возникают проблемы с хмелем во время поставок его из США или Австралии: он частенько томится в таможенном отделе госоргана, контролирующего оборот наркотиков, потому что на арабском языке хмель пишется как «hashish el dinar», и, как вы понимаете, нельзя не запретить продукт, в названии которого есть слово «гашиш».

Ну что же обычные иорданцы?

«Среди них нашлись поклонники вкуса настоящего пива, которые помогают Carakale хотя бы даже тем, что рассказывают друзьям или решают другие вопросы. Конечно, безвозмездно, просто им нравится наше пиво. Многие иорданцы угощают пивом своих иностранных друзей, говоря им: „Это наше пиво. Попробуй его“».