Люди
Сергей Лобашков, Just Fresh: «Есть мысли предлагать вкусы, которые пока на нашем рынке не встречались»

Мода на смузи сорта вряд ли отступит в ближайшее время, поэтому тема использования ягодных и фруктовых пюре в пиве сейчас как никогда актуальна.
Мы поговорили с генеральным директором компании-поставщика пюре и сублимированных ягод Just Fresh Сергеем Лобашковым об отличиях пюре и сублиматов, применимости сублиматов в пивоварении, новых технологиях и вкусах, а также о дальнейших планах сотрудничества с крафтовой индустрией.

Текст
Евгений Яковлев
Расскажите, когда компания была основана и чем занимается.

ООО «Зеленый континент», которому принадлежит бренд Just Fresh, существует с 2018 года и специализируется на поставках замороженных ягод, замороженных ягодных пюре и сублимированных ягод из Сербии. Основные потребители нашей продукции – кондитеры, хлебопеки, а также HoReCa.

В части замороженных ягод это производители джемов и конфитюров, пюре заказывают в основном кондитеры и производители напитков. Сублиматами так или иначе интересуются все перечисленные группы. Основной профиль компании — оптовые поставки, но в последнее время мы вышли и на розничный рынок. Продаем сублимированные ягоды и фрукты в качестве снеков, что в настоящий момент весьма актуально, в связи с модой на здоровое питание.

Сергей Лобашков
Почему производство находится именно в Сербии?

Во-первых, Сербия является одним из крупнейших производителей высококачественных ягод как в масштабах Европы, так и всего мира. Страна занимает второе место в мире по выращиванию малины, пропустив вперед только Китай. Также Сербия занимает второе место в Европе по выращиванию вишни, третье место в мире по сбору дикой черники. Там отличные климатические условия – огромное количество солнечных дней, а самое главное — нет больших промышленных предприятий, которые негативно бы влияли на экологию.

Исторически складывалось еще со времен объединенной Югославии, что Сербия активно сотрудничала с европейскими странами, поставляя на их рынки свою сельхозпродукцию, в связи с чем практически вся сербская продукция сертифицирована по мировым стандартам. И сейчас 90% ягод поставляются в Европу, Америку и Японию и только 10% идет на наш рынок. Это действительно качественный продукт и наша идея в том, чтобы представить его в России как альтернативу китайской продукции, которая к нам массово завозится. В Китае применяются варварские методы выращивания продуктов с использованием различных сомнительных удобрений и пестицидов, что в случае с сербской продукцией исключено.

И второе , Сербия удобна с точки зрения логистики — 4-5 дней и груз уже в Москве

Какая технология производства у вашего пюре, используемого в пивоварении?

Что такое пюре? Условно говоря, это свежая ягода, которая перемолота и от нее отсеяна кожура и семечки. Получается однородная мелкодисперсная масса, которая потом пастеризуется при щадящих условиях, то есть при 72ºC , для того, чтобы убрать микробиологические формы. Проще говоря, чтобы в нем не было бактерий. После этого продукт замораживается.

Разумеется, никаких условно «химических» способов дополнительно усилить вкус пюре не применяется. Да в этом и нет никакой необходимости — процесс позволяет сохранить максимальное количество полезных, ароматических и вкусовых веществ. На рынке есть альтернативы, которые в процессе изготовления подвергаются обработке более высокими температурами, до 100ºC, что накладывает определенный отпечаток на продукцию — в конечном итоге ценность продукта явно не становится лучше.

В чем отличие пюре от сублиматов?

Сублимация — процесс мягкой сушки, при котором любой продукт замораживается до -35ºC -40ºC градусов и вода в нем кристаллизуется, а затем помещается в вакуумные автоклавы, где постепенно повышается температура и давление и происходит возгонка воды. При определенном сочетании температуры и давления, вода переходит из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу. То есть, происходит обезвоживание продукта до остаточной влажности 3-4%, при сохранении структурной целостности и биологической активности продукта. Соответственно, практически все микроэлементы и витамины, которые были в свежем продукте, сохраняются и в сублимированном. Хранить продукт можно при комнатной температуре и нет никаких ограничений по транспортировке, главное чтобы упаковка была плотно закрыта.

Таким образом, преимущества касаются не только максимального сохранения вкусовых качеств, но и экономической целесообразности. Предположим, для тех или иных целей мы бы хотели предложить потребителю использовать замороженное пюре, но не в каждый населенный пункт его можно отправить рефрижератором. С сублимированным продуктом этот вопрос решается гораздо проще, можно отправлять его в том числе и на самолете, так как вес совсем небольшой.

Часто ли сотрудничаете с представителями российского крафтового рынка?

В определенный момент к нам обратилась пивоварня XP Brewery из города Гагарин, которая заинтересовались нашим пюре и приобрела пробную партию. Это было полтора года назад, с тех пор это наши постоянные клиенты. Как я понимаю, внутри крафтовой индустрии о нас узнали и где-то год назад с нами связались Selfmade Brewery, которые сегодня также являются нашим крупным и серьезным потребителем.

Одновременно у нас установились отношения с «Волковской пивоварней», которые тоже попробовали использовать наше пюре для различных сортов пива. Мы же им предложили попробовать наш продукт в сидрах. Результаты получились очень даже интересные и на основании положительных откликов посетителей пивоварни на Арме, Волковская пивоварня планирует увеличить объемы производства, чтобы сидр, в котором использовалось наше пюре, распространять уже и через розничные сети.

Кроме крафтовых пивоварен есть ряд небольших баров, которые варят собственное пиво и используют нашу продукцию.

Используются ли сублиматы в пивоварении?

Если брать в идеале, то, конечно, это был бы очень интересный вариант по причине того, что как уже было сказано, сублимат – это концентрированный обезвоженный продукт. В нем максимально сохраняются не только ароматические, но в первую очередь вкусовые характеристики, что было бы интересно применить в пиве. Рассматривали такой вариант, но дала о себе знать проблема фильтрации. Оборудование просто-напросто будет забиваться, так как продукт не растворяется. И это, конечно, является основным препятствием для дальнейшего продвижения продукта на пивной рынок. Хотим зайти немного с другой стороны — поработать с производителями комбучи, а так же крепких напитков (дистиллятов типа самогона), которым сублиматы могут подойти в большей степени.

К тому же, мы не стоим на месте и придумываем новые технологии. На настоящий момент мы сублимировали пюре — сделали несколько пробных образцов. Получился порошок, который полностью растворяется при смешивании с жидкостью. И такой продукт мог бы решить массу все тех же проблем, связанных с хранением и с транспортировкой. Я посещал небольшие крафтовые пивоварни и обращал внимание на то, что у производителей порой нет морозильных мощностей для хранения продукта при нужной температуре около -18ºC, поэтому они вынуждены покупать пюре «с колес». Порошок, полученный из пюре, дает возможность хранить его просто рядом с хмелем и солодом — не требуется никаких специальных температурных условий.

В плане транспорта это еще более острый вопрос. У нас было несколько запросов от крафтовых пивоваров из уральского региона — было желание брать наше пюре, но встала проблема транспортировки. В России логистика в этом плане пока, к сожалению, слабо развита. Например, в рамках какой-нибудь сборной фуры доставить один паллет в 300 или 500 килограмм практически невозможно, транспортные компании говорят – 20 тонн, все доставим, отвезем, если меньше — извините, не к нам. А порошок дает возможность отправить весь нужный объем любой транспортной компанией типа СДЕК или ПЭК или просто отвезти микроавтобусом, ведь соотношение замороженного продукта к сублимированному около 10:1. Поэтому будем работать в этом направлении, которое видится как очень перспективное.

Какие дальнейшие планы по сотрудничеству с крафтовыми пивоварнями?

Нам интересна эта сфера и приятно, что есть компании, которые начали с нами сотрудничать. Будем рады, если их количество будет расти, для нас это отличная возможность расширить, собственно говоря, и продуктовую линейку. На сегодня мы завозили только сербскую продукцию из местных ягод, наиболее используемые вкусы — малина, клубника, вишня, а так же черника и ежевика в меньшей степени. Но у нашей команды есть достаточно серьезный опыт внешнеэкономической деятельности и связи не только с Сербией, но и с многими другими странами.

Наши партнеры из пивоваренной промышленности часто обращаются к нам по поводу пюре манго и маракуйи — как я понимаю, не выходящих из моды фруктов в российском крафте. Мы озаботились этим вопросом и заключили контракт с крупнейшим производителем манго из Индии. Для нашего пюре мы выбрали сорт Альфонсо — самый известный и заслуженно считающийся самым лучшим манго в мире. Насыщенный, сладкий, ароматный, часто его называют «король манго». Одновременно ведем переговоры с вьетнамскими производителями по поводу маракуйи.

При этом мы не работаем с трейдерами и контактируем непосредственно с производителями продукта. Таким образом, мы имеем возможность устанавливать и отслеживать его качественные характеристики.

Наверное, вы слышали о нестихающем интересе российских пивоваров не только к фруктам и ягодам, но и овощам, активно применяемым последние несколько лет. Смотрите в эту сторону?

Да, начиная наблюдать за рынком крафтового пивоварения я обратил внимание, что достаточно широко используются томаты или свекла, и даже квашенная капуста. Но надо понимать, что для нас это не является достаточно эффективным, потому что если мы привезем контейнер, я не уверен, что он просто-напросто достаточно быстро продастся. Стоимость томатного пюре крайне низкая и издержки, связанные с транспортировкой и хранением замороженного продукта, крайне высокие. Мы думаем несколько в другом направлении — есть идеи о том, что вполне возможно предлагать какие-то другие вкусы, которые пока на нашем рынке не встречались. Это не овощная тематика, а скорее тропическая.

Например, сейчас мы начинаем работать с Латинской Америкой. Вряд ли авокадо вызовет у пивоваров сильный интерес — слишком нейтральный вкус, наверное, чтобы он как-то интересно проявился в пиве - это продукт для ресторанной кухни. Но есть там такой фрукт, называется черимойя, который может быть очень интересен как для пивоваров, так и для кондитеров. По вкусу напоминает как будто вы едите пломбир, в который добавлено немного клубники и ананаса.

Сейчас этот фрукт возят в основном из Эквадора и Перу, не так давно его стали выращивать во Вьетнаме и Испании. Он интересен сам по себе, потому что, например, если в жаркий день его положить в холодильник, то потом можно достать и есть ложкой — мякоть очень похожа на пломбир. Нет каких-то волокон, такое ощущение, что ешь потрясающе натуральное мороженое. Вот это может быть интересно как раз в качестве добавки для разного рода напитков — не только для пива, а также и для тех же самых сидров, комбучи, каких-то интересных лимонадов.