Люди
Топливо на импорт. Как ввозить крафт в Россию

В то время как Россия остаётся одним из ведущих экспортёров полезных ископаемых, из-за рубежа к нам идут фуры, груженные «жидким золотом». О том, какой причудливый путь красивые бутылки с других континентов проделывают, прежде чем попасть в Россию, Craft Depot узнал у руководителя проекта «Импортный крафт» «Московской пивоваренной компании» Ивана Зимина.

Текст
Даниил Рази
Про идею

Бизнес крафтового пива — это бизнес общения. В нём всё строится на коммуникации, на взаимоотношениях между производителями, поиске новых поиске новых вкусов, стилей, трендов. Импорт позволяет открывать для российских пивоваров новые пивоварни, стили, даёт возможность быть двигателем инноваций. Мы занимаемся тем, что привозим в Россию продукт, которого ещё здесь нет, или он есть, но представлен в очень маленьком объёме. Цель нашего дела – познакомить отечественного потребителя с пивом, которое популярно во всём мире, донести до потребителя уровень мирового пивоварения. Можно сказать, что мы работаем на расширение кругозора и уровня вкусовосприятия. В силу многих факторов палитра разнообразия российского крафта не настолько широка по сравнению с индустрией в Америке или Европе. Взять хотя бы IPA от Stone Brewing– такого сухого и мощного вкуса этого стиля вы не найдёте у наших пивоварен. Это не значит, что у нас хуже, нет, просто у нас (российских пивоварен) получается иначе, более сладкие вариации данного стиля.

Про работу с иностранными поставщиками

Мы привозим в Россию Mikkeller, Stone Brewing, Rogue Ales. Конечно же, для работы с западными партнёрами необходимо на должном уровне знать английский, особенно бизнес-лексику, так как вас ждёт куча переговоров. Но важнее всего услышать каждую пивоварню и её цели. Если вы планируете плодотворное и долгосрочное сотрудничество, необходимо достигнуть понимания того, какие цели преследует ваша пивоварня и какова философия их бренда. В качестве примера могу привести Mikkeller. У них очень простая цель — правильная репрезентация своего пива на экспортных рынках. Для них это выражается в обеспечении широкого ассортимента, чтобы на прилавке перед клиентом была огромная вариативность вкусов, предлагаемых компанией. Не скрою, у нас были в этом году некоторые сложности именно с ассортиментом, тем не менее, мы «вытягивали» объем, что несколько отличалось от видения успеха для пивоварни. Однако мы исправили этот момент, так что уже скоро всех в России ждут долгожданные новинки от Mikkeller.

Про организацию процесса

Есть такая страна, Россия, и она любит контролировать всё. Любой новый товар, ввозимый в РФ, подлежит декларированию. А если это алкогольная продукция, то потребуется ещё и лицензия от Росалкогольрегулирования (РАР) и внесение информации в ЕГАИС.

Как устроен процесс нашей работы? После того, как мы находим поставщика, изучаем предоставляемую им продукцию и решаем, что нам интересно работать с ним, дело переходит к оформлению бумаг. От поставщика необходимо получить три сертификата: сертификат происхождения, сертификат качества, сертификат безопасности. Кроме сертификатов, необходимо получить этикетки и образец пива. В среднем, это занимает девять — десять дней. После чего образец необходимо передать в аккредитованную Роспотребнадзором лабораторию на исследование, которое длится пять дней, чтобы получить декларацию соответствия. Только после этого весь пакет документов передаётся в РАР, и ещё пять дней уходит на получение лицензии. Когда лицензия получена, сразу же включается логистика, начинается движение бутылок по миру. Их путешествие обычно длится от семи до четырнадцати дней, а может до пятидесяти, если речь идёт о США. К этому необходимо добавить два дня на складское приходование (наклейка этикеток и т. д.) и довоз до дистрибьютера, который занимает три дня.

Ещё два дня уходит на то, чтобы выставить пиво в баре. В итоге оперативно завести в Россию новое пиво от поставщика и до прилавка займёт сорок дней. Для некоторых сортов, не подлежащих долгому хранению, это недопустимо, так что приходится учитывать и этот фактор. Однако если сорт уже не первый раз в России и был зарегистрирован до этого, то вся процедура должна занять десять — пятнадцать дней, время уйдёт только на физическое перемещение товара.

Бюрократический процесс затрудняет оперативность нашей работы, но с этим необходимо мириться, ведь если не соблюсти все нормативы, то нашу компанию ждут большие штрафы.

Про ценообразование

Цена на импортное пиво рассчитывается очень просто.

Представим, что у нас есть заводская цена один евро за бутылку. К ней мы прибавляем стоимость поставки, акцизный сбор, ставку брокера, стикеровку товара, затраты на сертификацию, НДС (двадцать процентов с 2019 года, кстати), временное хранение товара (при необходимости), заработок дистрибьютера (пятнадцать —двадцать процентов от выбранной им бизнес-стратегии) и наценку бара (до ста процентов). В итоге с учётом всех наценок получается, что само пиво стоит всего один евро, а в баре вы его покупаете за четыре — шесть евро.

Про особенности бизнеса

Рынок крафта — это рынок огромного количества производителей и продавцов с обширным ассортиментом, но маленьким количеством потребителей. Постоянно помните о том, что это бизнес вкуса, имиджа, хорошего качества и маркетинга — боритесь за своего клиента, предлагайте ему то, что может его удивить, а иначе это не имеет смысла.

Такой бизнес может быть прибыльным, но для этого необходимо постоянно быть в контексте, следить за тем, что происходит в отрасли и быть готовым моментально отреагировать на изменения. Дело не только в уникальном торговом предложении, а в постоянной оптимизации и инновациях. Прежде чем выходить на эту тропу, нужно очень хорошо подумать. Многие в нашем деле прогорели, но многие и стали легендами. В любом случае, если вы решите стать дистрибьютером, приготовьтесь зарыть кучу денег и забыть о быстрой окупаемости. Быстрых денег точно не будет — чтобы выстроить цепочку поставок, придётся попотеть. Зачастую дело даже не в бюрократических препонах, а в работе с самими поставщиками. После нескольких лет в бизнесе учишься терпению. Ведь как часто бывает: звонишь в пивоварню на другой край света, спрашиваешь: «Ну как, пиво есть?». А тебе отвечают: «Ещё нет, но вот-вот будет! В двадцатом году! Отличное пиво!». Ты говоришь: «Окей», вешаешь трубку и ставишь пометочку в календарик на двадцатый год.

Про страхи и надежды

Сейчас в России представлено сто семьдесят импортных пивоварен — кто по ящику, а кто и по триста тонн. Рост импорта идёт: пик был в марте 2017-го, когда он вырос чуть ли не в два раза. В 2018-м он стал значительно ниже, всего двадцать три процента. Связано это с колебанием курса валют, который ударил по маленьким игрокам. Из-за валютных скачков всё ярче проявляется тенденция: мелкие игроки проседают ещё ниже, в то время как крупные наращивают обороты.

Есть мнение, что расширение потока импорта является угрозой для отечественной крафтовой индустрии. Я уверен, что подобная мысль просто-напросто противоречит здравой логике. Чем больше ты пробуешь, чем больше узнаёшь о мировых тенденциях, тем шире ты мыслишь, верно? А значит, и твоё пиво будет интереснее. Можно, конечно, закрыться от внешнего мира и повторять одну и ту же рецептуру из года в год просто потому, что стиль покупают, но это путь в никуда. Всегда должно быть пространство для творчества, которое мы и создаём. Повар, который не готовит дома, — ремесленник, а не автор.

Объём поставляемого крафта в Россию будет только расти с каждым годом, и это замечательно. Но у него есть две угрозы: курс рубля и государственное регулирование. Очень хотелось бы надеяться, что и курс хороший будет, и государство доброжелательнее к нам отнесётся. Тогда и индустрия крафта в России на месте стоять не будет.