Культура
Хип-хоп и крафт: на стыке культур

Возвращение Оксимирона с новым клипом взорвало медиа-пространство на этой неделе. Во всех сетях кипят обсуждения, причем самим творением Мирона Федорова темы не ограничиваются — не менее актуален, например, вопрос о разнице между Жиганом и Джиганом. Из всего происходящего очевидно, что рэп в ближайшее время вряд ли лишится своего статуса самого популярного музыкального направления, и по этому поводу мы решили вспомнить о самых ярких пересечениях хип-хоп культуры с крафтовой культурой.

Текст
Craft Depot
Начало

Эпизоды сотрудничества представителей американской хип-хоп сцены с пивной индустрией случались и до того, как крафтовая революция прогремела по всему миру —в 2000-х Jay-Z снимался в рекламе Budweiser, а еще раньше, в начале 90-х, Notorious B.I.G, Ice Cube и Wu-Tang Clan рекламировали солодовый ликер St. Idles от Pabst. По мере того, как рэп набирал популярность в США и по всему миру, рэперы стали сотрудничать и с брендами дорогих крепких напитков — в конце 90-х Jay-Z и P. Diddy продвигали водку Ciroc и шампанское Armand de Brignac. Бутылка такого напитка почти за тысячу долларов была атрибутом «лакшери»-образа жизни, которому были посвящены многочисленные клипы рэперов тех лет.

Первый контакт хип-хопа и крафта состоялся в 2007 году. Бруклинский андерграундный дуэт Junk Science объединил усилия с пивоварней Sixpoint Brewery и был выпущен сорт Gran’Dad’s Nerve Tonic в поддержку одноименного альбома. По стилистике это был имперский красный эль.

Идея коллаборации принадлежала Джесси Фергюссону — владельцу рекорд-лейбла Embedded, на котором издавались Junk Science. Позже он рассказывал ресурсу Craftbeer.com, что идея пришла, так как в то время музыкальная индустрия разваливалась и альбомы никто не покупал. Сотрудничество со сферой крафта было взаимовыгодным, так как, по мнению Фергюссона, музыкальный рынок и рынок крафта очень похожи. Для музыкантов выпуск собственного пива был хорошим способом заработка, для пивоварен эта коллаборация открывала просторы для сотрудничества в музыкальном мире.

Что интересно, позднее Джесси Фергюссон отошел от музыкальной индустрии и полностью посвятил себя крафтовому пивоварению — сегодня он возглавляет пивоварню и дистиллерию Interboro Spirits & Ales.

Коллаборации и трибьюты

С 2007 года вышел не один десяток совместных работ пивоварен с хип-хоп исполнителями, а также сортов, вдохновленных их творчеством. В качестве примеров таких трибьютов можно привести West Coat IPA So Fresh, So Green пивоварни Terrapin Brewery. Название пива обыгрывает название песни Outkast — So Fresh, So Clean. Также Stillwater Artisanal выпускали берлинер-вайссе Hopvine Bling, вдохновленный треком Дрейка Hotline Bling. И это не единственное пиво Stillwater на хип-хоп тематику — другим примером является гибрид сессионного IPA и гозе, названный в честь трека Кендрика Ламара Moneytree$. Ghostface Killah из Wu-Tang Clan получил именной сорт в виде пива с набором острейших перцев от Twisted Pine Brewing Company. Примеров подобного нейминга у американских пивоварен можно обнаружить еще множество.

Интересным случаем более тесного сотрудничества является совместный сорт пивоварни из Делавэра Dogfish Head и трио Deltron 3030 — Positive Contact 2012 года. Идея пришла продюсеру группы Dan the Automator, настоящее имя которого — Дэниел Накамура. Как большой поклонник пива и джаза, он отметил, что у Dogfish Head выходил сорт Bitches’ Brew, посвященный Майлзу Дэвису, поэтому качестве партнера для коллаборации было решено выбрать именно эту пивоварню.

Накамура обратился к основателю Dogfish Head Сэму Каладжионе со своим предложением и тот ответил, что готов сотрудничать, только если сам Дэниел будет полностью вовлечен в процесс. Продюсер согласился и таким образом можно уверенно называть Positive Contact в полном смысле этого слова совместной работой Dogfish Head и Deltron 3030. По стилистике Positive Contact представляет собой грэфф — гибрид сидра и пива. Бутылка компектовалась EP с четырьмя треками Deltron 3030.

Run the Jewels

Дуэт El-P и Killer Mike Run the Jewels заслуживает отдельного упоминания в разговоре о связи крафта с хип-хопом. Команда начала сотрудничать с пивной индустрией в 2013 году — тогда Goose Island выпустили посвященный группе витбир. Изначально музыканты воспринимали этот шаг исключительно как промо-акцию, но позже участник группы El-P отметил в беседе с изданием Food and Wine, что «был удивлен, что это принесет столько веселья». Также он добавил:

«Одна из вещей, которую я сразу понял о людях, которые работали в этой области, — это то, что они действительно напоминают нас. Им нравится то, что они делают, и для них это искусство. Для этих ребят это способ самовыражения, в отличие от обычных алкогольных компаний».

Тем не менее, вплотную к сотрудничеству с крафтовой индустрией Run the Jewels подошли только через четыре года. К тому моменту уже упоминавшийся Джесси Фергюссон уже открыл свою пивоварню Interboro Spirits & Ales. Музыканты были знакомы с ним по тем временам, когда Фергюссон был менеджером лейбла Def Jux, и договорились о сотрудничестве. На волне бешеной популярности мутных IPA в 2017 году было решено делать именно такой сорт, который получил название Stay Gold. В 2021 году Stay Gold стал лучшим IPA Америки по версии журнала Draft Magazine.

Другим знаковым шагом стала серия стаутов и портеров Panther Like A Panther, выпущенная в 2018 году совместно с Pipeworks в Чикаго, J. Wakefield в Майами и Interboro в Бруклине. По словам Джесси Фергюссона, главной идеей было создать пиво, которое «было бы понятным обычным любителям пива, но достаточно интересным, чтобы заинтересовать биргиков».

Самый масштабный проект Run the Jewels в пивной индустрии на сегодня — международная коллаборация No Save Point, названная как и трек RTJ из саундтрека к игре Cyberpunk 2077. Под этим названием выпустили 12 разных сортов пивоварни из семи стран — США, Мексики, Австралии, Соединенного Королевства, Германии, Нидерландов и Польши.

Этой осенью Run the Jewels анонсировали большую линейку сортов, сваренных совместно с чернокожими американскими пивоварами, цель которой — поддержка инклюзивности в крафтовом сообществе. Средства от продаж будут направлены на благотворительные цели.

В России

Пересечения крафтовой и хип-хоп сцены в России — явление пока нечастое. Можно отметить недавний хеллес в мюнхенском стиле München Verstehen, выпущенный питерской пивоварней AF Brew совместно с московской командой ILWT.

фото: beer-trip.ru

По информации в социальных сетях основателя воронежской пивоварни «ТАРКОС» Дмитрия Тарасевича в августе этого года на заводе сварили два сорта вместе с исполнителями Гуфом и Дони. В коллаборацию вошли чешский лежак «Два Бобра Светлое» и New England IPA «Синяя гусеница».

Судя по всему, время масштабных коллабораций крафтовых пивоварен с рэп-исполнителями в России — еще впереди.