В России следует создать единую концепцию регионального регулирования всех рынков алкогольной продукции и осуществлять раздельное регулирование алкоголя с учетом особенностей каждого вида. Такое мнение высказали эксперты комиссии по анализу товарных рынков ФАС в ходе заседания 27 января.
Также необходимо «по необходимости выявлять и отменять избыточные административные процедуры в отношении участников алкогольных рынков», «гармонизировать ставки акцизов» в рамках Таможенного союза. К таким выводам в комиссии пришли по итогам исследования оптового рынка алкогольной продукции.
«В рамках исследования мы провели также опрос участников рынка о проблемах, ограничивающих конкуренцию. Многие из них отметили, что частые законодательные изменения, единый принцип регулирования всех рынков алкогольной продукции и наличие различных условий осуществления деятельности в зависимости от субъекта Российской Федерации усложняет ведение бизнеса», — отметил председатель комиссии по анализу товарных рынков, замруководителя ФАС Андрей Цыганов.
Исследование было посвящено конкуренции на оптовых рынках пива и пивных напитков, водки, виноградных вин, а также алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 25% и более 25%.
Анализ показал «низкую и умеренную концентрацию поставщиков» продукции на рынках, что является причиной высокой конкуренции, уточнили в ФАС.
Среди факторов, осложняющих выход компании на рынки, эксперты ведомства отметили:
- значительные экономические ограничения в виде крупных первоначальных инвестиций для потенциальных производителей продукции;
- высокую стоимость привлечения финансовых ресурсов;
- для потенциальных производителей и импортеров — наличие устоявшихся хозяйственных связей между участниками, налаженных схем сбыта через дистрибьюторские сети и административные барьеры, ограничивающие возможность продвижения продукции.
Среди основных барьеров указано проявление «регионального протекционизма» в некоторых субъектах России — введение дополнительного контроля продукции, ограничивающее присутствие на региональных рынках товаров из других регионов.
Вместе с тем всего насчитывает более 1800 участников рынков, а рост количества компаний в 2018 году по сравнению с 2017 годом в среднем составил 15%. Эти и прочие данные исследования позволили экспертам ФАС сделать вывод «о преодолимости существующих барьеров входа и о благоприятных в целом условиях развития отрасли», говорится на сайте ведомства.
Ранее в интервью craftdepot.ru пользу раздельного регулирования алкогольных напитков для развития пивного рынка отметил юридический консультант Ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot Алексей Сосюрка.
«<...>Систематизация, неизменность регулирующей составляющей отрасли, присутствующая в развитых странах — это все способствовало бы развитию российского пивоварения. И раздельное регулирование. Оно заключается в том, что производство пивоваренной продукции должно бы рассматриваться несколько отдельно от остального алкоголя. То есть, нормы должны строится по типу и виду алкогольной продукции: для спиртных напитков — определенный набор правил, для винодельческой продукции — свой, для пивоваренной продукции — свой», — сказал Алексей Сосюрка.