Craft Depot Life
Выжить в большом городе. История магазина «Беру выходной»

Крафтовый рынок в России переживает не самые простые времена: законодатели придумывают для него все новые препятствия. Но посреди апокалипсиса находятся те, кто не просто знает, как уцелеть, но и бесстрашно ведет большие проекты. Например, Николай Желагин, который рассказал Craft Depot Life историю становления главного московского пивного магазина «Беру выходной» и ответил на неудобные вопросы редакции.

Текст
Фёдор Тихонов
Как и когда у Вас появилась идея открыть в Москве магазин разливного пива?

Я долгое время жил в Новосибирске, где работал на заводе строительных материалов. Начал экономистом, закончил финансовым директором. В какой-то момент стало скучно: жизнь и работа были расписаны по часам, к чему я, как оказалось, не очень приспособлен. Сделаю важную ремарку. Новосибирск — это главный город страны на рынке разливного пива. Я даже так скажу: разливное пиво в том виде, в котором оно существует сейчас, появилось в Новосибирске. И не только сами методы продажи, но и целый рынок. Во многом — стараниями Сергея Бучика, директора компании Pegas, которая производит разливные системы. Конечно, это уникальный случай, когда бизнес-модель, придуманная в России, продаётся и в других странах.

То есть в конце нулевых в Новосибирске был очень развитый рынок пива. «Взрослый», конкурентный: красивые и большие магазины с пятьюдесятью кранами, множество торговых точек, куча локальных («живых») пивоварен и низкие цены. В Москве в это время почти ничего не было, а ассортимент оставлял желать лучшего.

Еще когда я работал на заводе, мне позвонил знакомый из Москвы и предложил за 600 тысяч рублей на двоих открыть пивной магазин в Новосибе под ключ. Я согласился, проект начали строить, успешно его запустили. А потом я уволился с завода, пивной магазин продали, и часть денег я забрал с собой в Москву, которую поехал покорять с одной сумкой. По приезде я решил вложиться в запуск пивного магазина. И погрузился с головой в новое дело.

Что окончательно повлияло на Ваше решение заняться новым бизнесом?

Я, еще когда жил в Новосибе, часто мотался в Москву и заметил, что там нет красивых и доступных пивных магазинов. Большой и привлекательный формат должен был «зайти» в столице. Второй момент — интерес со стороны москвичей к сибирскому и алтайскому пиву, которое оптовики завозили с очень большой наценкой. Прикинув экономику, я понял, что смогу сам поставлять пиво от сибирских пивоваров, и это в итоге положительно скажется на цене. В общем, главная идея была такая: открыть
в Москве большой красивый магазин разливного пива с холодильной камерой (чем конкуренты часто не могли похвастаться) и сделать цены ниже рыночных за счет доставки из Новосибирска.

Как видим, все получилось. Гладко ли шел проект поначалу?

Все заработало почти сразу, кроме цен. Они были низкими, и покупатели не верили, что за такую сумму можно получить хорошее пиво. Еще мы вступили в конфронтацию с оптовиками. Дело дошло даже до визита милиции, которая пыталась докопаться до происхождения товара. В итоге цены я начал органично повышать, при этом оставляя их слегка ниже рыночных.

В первое время в магазине я работал кем угодно: продавцом, грузчиком, технарем, логистом, менеджером, бухгалтером. Сейчас я вспоминаю всё это с улыбкой. Помню, как зашел в еще не открывшийся магазин, поставил сумку чуть ли не со всеми своими вещами посреди неотремонтированного помещения, сел на одинокий табурет и подумал: «Так, что мне делать дальше?» Вообще, тогда все в большом и незнакомом городе было дико и в новинку. Например, у меня могло уйти полдня на то, чтобы понять, где купить мышь для компьютера.

Но самый сложный эпизод случился летом 2010 года, когда горели леса и торфяники в центральном округе России. Пиво вроде бы по-прежнему продавалось в магазине, но достать у поставщика или пивоварни его было очень сложно, поэтому тогда 30 из 50 моих кранов стояли сухие. Если вы помните, в то время было очень жарко и душно. А наша холодильная система была неправильно спроектирована: теплый воздух уходил в торговое помещение, а не на улицу. Внутри температура достигала 40 градусов, кондиционер отсутствовал. Приходилось вручную охлаждать холодильные камеры в зале, поливая их водой из обычного хозяйственного шланга. А ночью нужно было сторожить магазин и его содержимое, потому что только тогда можно было проветрить все помещение, открыв двери и окна. Поэтому я спал на матраце прямо посреди зала. Уставал дико, но пару месяцев так прожил. Как-то вернулся домой поспать, но не дошел два метра до кровати — просто упал и уснул на полу.

Как скоро после открытия удалось выйти в плюс?

Наверное, где-то за полгода. Но что значит «выйти в плюс»? На собственную зарплату, которой в течение месяца едва хватало на еду, я начал набирать где-то после трех месяцев. Но это показывало, что движемся в правильном направлении, хоть и медленно. Чуть позже привез свою семью в Москву, открыл два магазина. И тут меня попросили покинуть первую точку, которая пока единственная работала в плюс: сменился владелец помещения. Прошло полтора года после открытия, и пришлось искать новую точку. Нашел не одну, а сразу две: они продавались вместе. Снова бессонные ночи, займы, ремонт. Так что первые два года были самыми сложными, начинать всегда нелегко. А дальше пошло немного по накатанной, потому что были понимание и система.

Как думаете, сложнее ли было открыть и запустить пивной магазин в 2010 году по сравнению с 2019-м?

Точно скажу: сейчас сложнее. Раньше рынок не был настолько требовательным, можно было открыть средний или даже невзрачный магазин и процветать. Сейчас же нужно заботиться о дизайне помещения, ассортименте пива, профессионализме и компетентности продавцов — короче, учитывать намного больше параметров. Поэтому капиталовложений больше. Конкуренция выше: наивно думать,
что рядом стобой в ближайшее время не появятся другие точки. Есть такой термин в нашей тусовке — «подснежники». Это магазины, которые открываются весной, отрабатывают сезон, а осенью-зимой закрываются из-за плохого менеджмента. Страшно то, что их владельцы начинают портить репутацию и себе, и рынку: продают старое, часто испортившееся пиво, обманывают покупателя. Есть и другая большая проблема — наше законодательство.

Какие проблемы ждут пивной бизнес здесь?

В последние 10 лет государство только и делает, что давит на отрасль. Это и акцизы, и система учета продаж (ЕГАИС и «Меркурий»), запрет рекламы, алкодекларирование, онлайн-кассы, и, самое главное — разрешенные места для продаж. Как это работает: если рядом с точкой открывается салон красоты с медицинской лицензией, детский кружок, автошкола, школа танцев или фитнес-центр, то пивной магазин должен быть закрыт. Чтобы избежать проблем, можно, конечно, оформить на юрлицо (на ИП, например, нельзя) лицензию на продажу крепкого алкоголя, но это дополнительные налоги.

Короче говоря, законодательных ограничений очень много, и самое страшное, что они появляются внезапно и неконтролируемо.

Тут же идет вопрос аренды. Арендодатели знают о рисках для пивных точек и не всегда идут на сделку с владельцами бизнеса. И третья причина — конкуренция со стороны «разливаек» в последние годы. Логично, что подавляющее большинство таких заведений закрывается в течение года после открытия.

Почему государство не заинтересовано в развитии малого бизнеса в России?

Ответ тут только один: «водочники». Слабый алкоголь и крепкий — взаимозаменяемые продукты. Если мы посмотрим на опыт Европы, то все ее страны имели такие же проблемы с крепким алкоголем, какие сейчас есть у нас. Сухой закон не работает. Но можно заменить крепкий алкоголь на слабый, что снизит смертность и процент болеющих людей и повысит уровень жизни. Например, развитие культуры пабов в Британии было инициировано государством как метод борьбы с крепким алкоголем. У нас же, в России, все наоборот. Сильное водочное лобби, которое топит пивную отрасль. Как раз 10 лет назад была интересная тенденция: пиво начало расти, а водка — падать. И за этот период мы увидели массу убивающих пивную отрасль законодательных решений — в итоге производство и продажи напитка упали на 40 %.

Что бы Вы могли посоветовать молодым предпринимателям, желающим открыть пивной магазин?

Надо искать уникальную нишу, особенность. Мы свою нашли после очень сложного пути. Создание такого магазина и управление им — комплексный процесс, требующий огромного количества сил. Люди, которые приходят к нам из обычного ретейла, очень удивляются другим принципам работы и нашей специфике: это множество новинок, особые категории и понятия, частая ротация наименований, свой софт, разработанный специально для нас IT-компанией «Автомакон».

Если раньше ты мог открыть магазин пива без особых вложений и он приносил тебе прибыль, то сейчас, как я уже говорил, нужно серьезно попотеть. Каждый процент выручки — итог невероятных трудов, требующий мудрого и умелого руководства. Главный мой совет такой: сейчас не самое лучшее время для открытия пивного магазина. Я всех своих друзей и знакомых отговариваю от этой затеи. Лучше выбрать другую область, другой бизнес.