Craft Depot Life
Рэпер Хаски: «Не могу позволить себе трек про сук»

Его сравнивали с Есениным и Летовым, звали на модные вечеринки и ругали, что не приходит. Он почти перестал давать интервью, но сделал исключение для Craft Depot и Григория Туманова

Текст
Craft Depot

Ты продолжаешь отыгрывать на концертах новый альбом «Любимые песни (воображаемых) людей». Видно, что ты внимательнее стал относиться к музыке. Сказалось наличие отвечающей за это команды?

Ну, он уже не такой новый. А так — да, внимательнее. Так было решено на совете.

Кто в совете?

Я. Ну, ещё есть Толя QT, который делает музыку, он мне очень сильно помогает, он всё-таки музыкант, а я нет. Но финальное решение — всё равно за мной.

Ты даже петь начал. На последнем треке, например. Как тебе это далось?

Ну ты же слышал, как мне это далось.

Да ладно, хорошо же вышло, мне этим и понравилось.

Я вообще планирую больше петь, да.

Сейчас происходит то, что ты ожидал? Насколько это соотносится с тем, что ты себе загадывал?

Да, по-моему, даже больше того. Я же довольно скромный в ожиданиях человек. Там посмотрим, конечно, но я очень удивлён. Хотя это приятное удивление.

Оглядываясь на первые треки, которые ты записывал в общежитии МГУ, на первые попытки, ты чувствуешь количество пройденных километров?

Сто процентов. Некоторые задачи, которые мои коллеги только решают, я давно решил. Например, рэп так устроен, что есть пять-десять битмейкеров, которые делают звук для всех. Все хотят чего-то интересного, но количество подрядчиков ограничено. А мы делаем всё своей командой, сами, без подрядчиков, поэтому всё здорово. У меня нет проблем с музыкой.

То есть полный DIY, всё на своих мощностях?

Абсолютно. Мы и клипы сейчас снимаем неплохие, уже с каким-то бюджетом. Но все деньги, которые мы зарабатываем, мы вкладываем в производство — звука и видео. Если бы ещё не пили, то было бы вообще здорово.

Мне даже интереснее сейчас именно видео заниматься, чем музыкой. Я планирую какие-то следующие клипы снимать уже сам как режиссёр.

В общем, ты становишься микропредприятием.

Если бы ещё не был клиническим [раздолбаем], то всё было бы вообще [отлично].

К чему это всё должно привести? Ты же не видишь себя, например, в «Олимпийском», как Баста?

Не вижу никаких предпосылок. Он очень компромиссный артист, у него задача другая изначально. Тот же «Медлячок» сделан был сознательно, такая вот дрянь для людей. Он может делать современные песни, на альбомах Ноггано есть находки по звуку. Поэтому понятно, что он знает что делает, но тут есть компромисс, а я для компромиссов не вижу никаких причин. Потому что «Олимпийский» я никогда не соберу. С другой стороны, Баста интересен как продюсер. Это любопытно, я б тоже хотел попробовать.

Но продюсерство — более удушающая история. Совсем не то, что ты себе наметил.

Проблема в том, что мне много чего интересно. Меня душат как раз загоны, рамки. Андеграунд в представлении многих это типа: «Ой, что вы, я не могу себе этого позволить, я не такой!» Но это же как секта, андеграунд — это когда ты делаешь, что хочешь, а иначе получается просто свод правил, необходимых, чтобы принадлежать к какой-то группе. Не для того я всё это затевал, чтобы вестись на то, что и кто про меня подумает.

Когда ты появился в публичном поле, на тебя сразу накинулся глянец, но это же так работает: «О, какой занятный андеграундный персонаж, а ну-ка иди сюда». А потом изучил, прожевал и съел. Конец. Но ты как-то ускользнул. Как ты это сделал?

Если тебе кажется, что я окреп, то так оно и есть, наверное. Мне кажется, я многовато громких штук, не связанных с музыкой, сделал. В итоге я будто на какой-то момент потерял контроль над своим именем. Я хотел восприниматься как автор, а из меня упорно делали персонажа, и это меня обижало. Но, кажется, мне действительно удалось ускользнуть, и я бы хотел уметь это ещё лучше.

Чем больше ты становишься, тем больше к тебе внимания. И не всегда оно приятное и доброе. Как ты себе объясняешь, куда тебе стоит двигаться, а к чему лучше не приближаться?

Я люблю троллить людей, умею это и не боюсь этого. Нужно просто всегда быть в движении, это касается позиционирования и в СМИ, и вне их. Сила в том, чтобы удивлять: от меня ждут одного, так как неверно меня представляют, а я делаю другое. Я просто дальше буду жить, как я хочу, и уже этим вызывать удивление, потому что ожидания ложные.

Но это же всё равно немного просчитанный шаг. Ты ведь думаешь, как обойти те или иные рамки, вникаешь, чего от тебя ждут.

Думать-то я думаю, но не так много, как может показаться. Когда начались всякие новости обо мне, не связанные с музыкой, пошла череда говна, я охренел от количества внимания. Я с тех пор стараюсь не выходить особо из дома, хочу побыть наедине с собой. Я вообще привык так жить, мне это порой необходимо. Надеюсь, сейчас получится пару месяцев так провести — кипеж не даёт результатов.

Но ты же в очень тщеславной, скажем так, профессии. Тебе важно, чтобы тебя видели и слушали. Как это уживается с тягой к затворничеству, и разве ты ещё себе принадлежишь настолько, чтобы пропадать на два месяца?

Это палка о двух концах. Все себе могут это позволить. Просто вопрос в том, считаешься ли ты с тем, что надо давать о себе знать, или нет. Если тебе пофиг, то всё ровно. Не понимаю, как работает, это тонкая штука. Я понимаю, как другие артисты это делают, но поскольку у меня обычно получается не так, как я себе задумал, а иначе выходит, что я делаю один шаг, а его трактуют совсем иначе. Надо просто не морочиться.

У тебя претензии к медиа как к институту, я смотрю?

Раньше медиа меня не касались просто, а теперь касаются. Но это как претензии к погоде или человеческой природе все.

К музыке. Где ты ищешь идеи для неё?

Да я просто постоянно что-то слушаю. Вот сейчас последний альбом Jay-Z играет, хороший, он как-то правильно вернулся. Бывает, в периоде ознакомления ухожу с головой. Если ты занимаешься рэпом, то нужно чётко понимать, что есть авангард в этой нише. Поскольку авангард появляется очень быстро и часто, на осознание его уходит несколько месяцев. У нас это происходит ещё дольше, чем на Западе. Почему со мной так получилось, почему такое внимание, хотя я ничего ещё не сделал? Потому что просто не о чем больше писать, нужно что-то необычное.

Рэп в России пережил метаморфозу. Раньше было инородное тело, а теперь русская культура, в том числе и в твоём лице, его впитала и теперь превратила в нечто своё.

Лишь отчасти. На самом деле, глобально всё осталось, как и было, на уровне копирования и подражания. Большая часть контента и актуального звука просто заимствуется. Подача, стиль текстов, образ жизни, самоподача. Люди просто не очень понимают, что негры — это негры, что есть протестанты и православные, что у всех разное отношение к деньгам и остальному. Когда что-то слепо копируется, это всегда цирк. С другой стороны, как я понимаю, выросло поколение, которое начало слушать музыку с «Касты», и оно уже в этом коде, оно не видит имитации, но со стороны она хорошо заметна.

То, что ты делаешь, так зашло во многом потому, что у тебя как раз очень сильна русская стихотворная традиция, ты её старательно бережёшь.

Ну я правда стараюсь. Не могу позволить себе трек про сук. Какие ещё суки? Это калька со слова bitch, в рэпе на английском совсем в другом смысле употребляется. Или поёт человек «я самый свежий». Ок, свежий, ясно, что имелось ввиду, но в русском языке коннотация другая. Возможно, я бы мог себе такое же позволить, если бы меньше морочился, но вот не получается.

А ты контактируешь с кем-то из таких рэперов?

Да, есть контакты, они хорошие ребята. Просто есть поле деятельности, в нём есть ниша, которая не занята и в которой нахожусь я и мне хорошо. Понятно, что не я рэп придумал, что сама стилистика рэпа — она вот такая, тут даже обсуждать нечего, но моя деятельность не ограничивается воспроизведением стиля.

То есть у тебя нет конкурентов?

Может, и нет. Но девочка, которая идёт на мой концерт, пойдёт и на Скриптонита, и на Фараона — и не будет париться, хотя мы делаем разные вещи. И я их упомянул, кстати, именно как исполнителей, за которыми интересно следить.

У Скриптонита, про чью манеру читки принято шутить, голос как раз — музыкальный инструмент. У тебя есть что-то похожее в той же «Панельке» с рефреном про «еду по России, не доеду до конца». Ты как к голосу своему относишься?

Мне кажется, что ты не можешь делать рэп, забивать на голос и говорить «я про текст». Иди тогда книги издавай, сборники стихов. Тут музыка, тут голос — главный инструмент. Мне текст очень важен, но я не могу отказаться от музыкальности. Рэп хорош тем, что, не будучи до конца ни поэтом, ни музыкантом, ты можешь в нём существовать. Я общаюсь с разными рэперами, и кто-то настаивает, что надо делать как чернокожие и только как они. Другие говорят, что нужно свою балалаечку настроить и нигде ничего не заимствовать извне. Думаю, что мы всё-таки можем найти компромиссный вариант.

Ты считаешь, что тебе повезло с окружением? Что вокруг те люди, которые не сделают тебе зла и идут туда же, куда и ты?

Это нужно у них спрашивать. По крайней мере, мне комфортно, мы, решая мелкие задачи, двигаемся к большим. У всех разные планы, и если это всё куда-то приведёт, то можно будет ещё чем-то позаниматься. На Западе кризис идей, тут кризис идей — это очень хорошее время, чтобы спокойно сидеть и что-то выдумывать.

Опубликовано в первом номере журнала Craft Depot Life