Craft Depot Fest
RasKar: «Мы выросли, и мир вырос вместе с нами»

Регги-музыкант RasKar станет участником музыкальной программы Craft Depot Fest. Его студия «ЛевПравЗвук» недавно переехала в пространство «Смена», один из самых тусовочных кластеров Таганки. Несмотря на то, что музыкант уже давно не употребляет алкоголь, он предложил нам встретиться в крафтовом баре Method, находящемся в самом сердце «Смены», и рассказал о том, чем же хорошо именно это место для непьющего человека.

Текст
Анна Гаврилова
Что сейчас происходит с твоими музыкальными проектами?

Я занимаюсь группой «ДаБац», которая была возрождена несколько месяцев назад. Мы выпустили сингл, выступили на «Дикой мяте» и планируем в этом году дать в Москве ещё несколько концертов. Сейчас готовим новый материал.

У тебя были совместные проекты с Дмитрием Спириным, Нойзом МС и группой «Аддис-Абеба». Ждут ли нас ещё какие-то коллаборации?

Честно говоря, не могу назвать какие-то красивые имена. Тогда RasKar был молодым проектом, который мы делали с нуля, я прибегал к коллаборациям как к средству донесения своего творчества до аудитории. С группой «ДаБац» у нас противоположная позиция, мы уже, можно сказать, ветераны, которым наплевать на чужое мнение, и делаем что-то своё. Нам не надо даже задумываться о привлечении кого-то к совместной работе, потому что важнее то, что мы сами должны сделать.

Недавно вы перенесли свою студию на новое место. Почему вы выбрали именно «Смену»?

Мы знакомы с этим местом и с его создателем. В старой «Смене» в Китай-городе мы проводили презентацию альбома, так что у нас долгая история сотрудничества. Я рос на Таганке, но последние 15 лет провёл в других районах. Сейчас вернулся сюда жить и перевёз студию. Вышло похоже на возвращение блудного сына. Мне очень нравится этот район: здесь несколько тусовочных очагов, по выходным гуляет много людей, играет музыка, к нам в студию часто заходят знакомые. Жители привыкли и нормально относятся к ночным тусовкам на улицах по выходным, так что здесь классно.

Соседство с барами и концертными залами не мешает?

У нас есть ещё и домашняя студия, где точно ничто не может помешать. А в «Смене» более публичное место для встреч, для записей с другими артистами. Естественно, ночью в пятницу и субботу тут тяжело работать, но у нас самих обычно по выходным концерты. А днём здесь вполне тихо и мирно.

Ты сам ходишь по барам или далёк от этой культуры?

Я не очень котирую алкоголь и не слишком нравлюсь себе в состоянии опьянения. Обычно, когда ко мне кто-то приходит в студию, я привожу их в бар Method, который находится на первом этаже «Смены», и они говорят, что да, здесь самое крутое пиво. А раз люди, которым я могу доверять, так говорят, то и я могу сказать, что тут классно. Иногда я пробую какие-то интересные сорта, например пиво со вкусом жвачки или что-то ещё в таком духе.

Чем занимается в баре непьющий человек, который любит тусоваться? Комфортно ли тебе в таких местах?

Это более глубокий вопрос: обязательно ли людям находится в одном и том же химическом или физиологическом состоянии, чтобы взаимодействовать и общаться? Я думаю, что нет. У нас есть разные способы веселиться, но мы их никому не навязываем. Смысл в том, что ты должен быть на одной волне с человеком, чтобы с ним разговаривать. Не обязательно выпить и быть одинаково пьяным, чтобы взаимодействовать. Мы все разные, у нас разные истории, культуры, у кого-то даже разные языки. Главное, что мы все можем общаться.

А как должен выглядеть идеальный бар для непьющего человека?

Можно провести параллель: если человек курит марихуану и с кем-то разговаривает, то собеседнику может не нравиться дым, но вряд ли кому-то есть дело до того, что человек только что покурил или выпил. Для непьющего главная неприятность — это запах разлитого пива. А Method — отличный бар, здесь чисто и нет атмосферы пивнушки.

Сейчас пивовары в Штатах идут навстречу любителям марихуаны и варят безалкогольное пиво с добавлением каннабиса. Что ты можешь сказать по этому поводу?

Думаю, они следуют за трендом, это некая дань моде: даже во «ВкусВилле» сейчас продаются баранки с коноплей. Эта индустрия много лет была в подполье, и сейчас происходит восполнение баланса. Маркетинговые технологии, которые было невозможно использовать раньше, сейчас применимы. Тем более в пиво можно добавить любые вкусы. Ведь есть разница между вкусом и воздействием. Одно дело — какой-нибудь эдиблс, а другое — пиво с привкусом марихуаны. Насколько я могу судить, это вопрос вкуса или эстетики.

Несколько месяцев мы работали в Гамбурге в районе Санкт-Паули (эта такая Мекка альтернативщиков), и там я подсел на газировку Fritz Kola. Это интересный продукт крафтовой культуры. В Германии она почти полностью вытеснила монополистов типа «Кока-Колы» и «Пепси», найти в каком-нибудь киоске стандартную колу сложнее, чем местный лимонад. У Fritz Kola очень много разных вкусов, попадаются какие-то нереальные сочетания, так что это напоминает детство, когда развлечением было пойти в магазин и купить себе какой-нибудь вкусной водички. Кстати, сейчас она появляется и в России, в том числе и в крафтовых барах. У нас я видел пока только один такой бренд, делающий крафтовые лимонады, — Classy.

Смысл крафтового производства в том, что продукт должен изготавливаться на месте, быть локальным и не требовать транспортировки, как я понимаю. Это выгодно, потому что помогает бороться против больших корпораций. Они должны делать сразу миллионы бутылок, а небольшое крафтовое производство может позволить себе экспериментировать от серии к серии.

Для тебя выступление на фестивале крафтового пива — это что-то новое и необычное?

До того как меня пригласили выступать, я и не знал, что есть такие события. Когда меня позвали, я был удивлён таким соотношением хедлайнеров: никогда раньше мне не приходилось выступать на одной сцене с группой «Агата Кристи», разве что на одном фестивале — на «Нашествии».

Мне интересно, что это за площадка, «Арма», я надеюсь, что это будет такой европейский дневной ивент, куда я смогу взять сына, где будет много вкусной еды, пива, развлечений, много позитивной публики и общения.

Кстати, на Западе в последнее время бары стали ориентироваться на родителей с детьми, делать так, чтобы семьи могли приходить и проводить время с комфортом. Если бы ты захотел прийти с ребёнком в какой-нибудь российский бар, смог бы ты это сделать с удовольствием для себя?

Не могу сказать насчёт баров, но недавно был целый месяц хип-хопа на ВДНХ, всё было очень хорошо организовано, был хороший звук. Забавно, что в 1995-м именно в этом месте была первая точка сбора рэперов, откуда нас гоняли все, начиная от милиции и заканчивая националистами. Прошло 20 лет, и теперь туда можно с комфортом сходить с детьми. Есть тренд на то, что индустрия развлечений, электронной музыки, рока, хип-хопа взрослеет и выходит из закрытых приватных заведений, условных подвалов. Вполне возможно, что скоро такие фестивали будут и на Красной площади. Мы выросли, и мир вырос вместе с нами, и музыка выросла. Надо к этому привыкнуть.

Фото обложки: vk.com/raskar.official