В субботу в Москве прошёл Craft Depot Fest 2019. Первый опыт на новой площадке — заводе «Арма» можно считать удачным: новые мероприятия, ещё больше сортов и стритфуда, развлекательных зон и прочих активностей. Спецкор Фёдор Тихонов рассказывает, как это было.
Это был мой третий Craft Depot Fest и, как и для всех, первый на новой площадке. По словам президента Ассоциации крафтовых пивоварен Алексея Акселя, в этом году, когда фестиваль переехал с дизайн-завода «Флакон» у метро «Дмитровская» поближе к центру, в пространство «Армы», организаторы практически всю логистику придумали заново: «Было больше посадочных мест. Мы разбили площадки по зонам: была и лаундж-зона, и фотозона, и зона с автомобилями, и зона для детей, и разные пространства с интерактивом. Мы продумали навигацию так, что даже в туалеты не было очередей, а это важно». Притом, что в тот день фестиваль посетило около 8 тысяч человек, наблюдать давку действительно нигде не пришлось: ни у стендов пивоварен, ни в районе фуд-кортов.
Сцена, с которой конферанс вели диджеи радио Maximum Чак и Михайлов, расположилась по центру, а звук был отстроен таким образом, что происходящее на ней было слышно на любом участке Craft Depot Fest.
Пивоварен в этом году было ещё больше, чем обычно: более 160. При этом некоторые, как, например, Stiegel или Erdinger, привезли сорта, которые в России не найти и попробовать можно было только на фестивале, поэтому дегустационный маршрут приходилось прокладывать так, чтобы получить максимальное количество впечатлений. Процесс облегчал тот факт, что пивоварни делали упор как раз на лёгкие сорта.
Лично я начал свой день фестивальный день просто — с бокала Peter, Pale and Mary Mikkeller. А потом поспешил встретиться с друзьями, которых я давно не видел, и это отдельный плюс пивных фестивалей, в том числе CDF. Зачем мы ходим в бары? Общаться за бокалом пива. Фестиваль — это бар на выезде, где главное — сцепиться языками, благо есть с кем, и всех объединяет хорошее настроение: друзей, знакомых, коллег, сотрудников пивоварен, представителей брендов, поваров. И самое важное, что это не мешает биргикствовать, потому что своего собеседника всегда можно привести к нужному вам стенду.
Так, одного из своих знакомых я затащил пробовать 420 Strain G13 IPA с добавлением листьев промышленной конопли производства Sweet Water Brewing. Не могу сказать точно, что дают эти листья пиву, но вот хмели Columbus и Simcoe делают своё дело: тут и цитрусы, и землистость, и смоляной привкус на финише.
После десятка продегустированных IPA (очень хотелось в этот день горечи) я решил изучить, как представлены лагеры. Особенно интересными оказались чешские крафтовые пивоварни (сочетание само по себе необычное): Pivovar Clock, Pivovar Antos, Permon Craft Brewery и Budvar Krouzek. Продукция этих пивоварен — как раз один из тех эксклюзивов, которые можно было попробовать только на «Арме», и те, кто не успел, явно должны пожалеть: это действительно отличные охмелённые чешские лагеры и даже IPA.
По словам Алексея Акселя, фестиваль Craft Depot Fest в первую очередь дегустационный, и поэтому многие посетители старались скорее найти для себя что-то необычное, чем как можно активнее отработать полагавшийся по билету безлимит. «В принципе, мы единственный российский пивной фестиваль, который так активно говорит об ответственном потреблении и напоминает об этом даже плакатами в туалетах, гласящих: „Мы за хорошее настроение, а не алкогольное отравление“», — говорит он.
Я этот подход поддерживаю, но глаза действительно разбегались, поэтому выбирать приходилось что-то, что казалось по-настоящему необычным, и искать новые для себя пивоварни. Почти случайно я наткнулся на стенд Pivot Point, о которых раньше ничего не слышал. У них обнаружился абсолютно удивительный IPA GEM и кисляк «Бычье сердце».
Для тех, кто устал дегустировать, очень предусмотрительно имелся выбор безалкогольных напитков. Лично я, выбившись из сил часам к семи вечера, пришвартовался у стенда «Волковской пивоварни». Возможно, для биргика это признание в собственной ничтожности, но одним из лучших напитков на фестивале для меня стал имбирный лимонад из линейки Gravity. Ещё в ней есть грушевый, арбузный лимонады и оригинальный горький тоник. В общем, этот лимонад вернул меня к жизни. Суммарно я там простоял, наверное, около часа, ожил и устроил второй заход по крафтовым точкам. Вода к тому моменту давно кончилась, и запивал пиво я исключительно имбирным лимонадом, чтобы избежать обезвоживания и жить. Кажется, многие пивоварни предвидели, что некоторые посетители вроде меня решат зайти на второй круг, и взяли с собой большие запасы ключевых сортов, так что пиво не заканчивалось даже поздним вечером и пробовать его можно было гораздо внимательнее.
Фестивальное мастерство приходит с годами, и я сразу знал, что поем я там один раз, несмотря на большой гастрономический выбор. Тут была и израильская кухня, и бургеры на открытом огне, и мексиканские закуски, и сырные сэндвичи, но лично мне не хватило пары точек с мороженым и десертами. Сделать сет из десертного имперца с шариком мороженого по заветам омниполовцев было бы здорово, но в другой раз. Это, однако, не помешало мне отлично поужинать, взяв охмелённый пилс испанцев la virgen с бургером на чёрной булке и сыром дорблю из New York Burger. От крекеров, которые на фестивале раздавали бесплатно, я решительно отказывался: только чистые рецепторы, только хард-кор.
Мой фестивальный аскетизм подчёркивает ещё тот факт, что я не успел обойти всю территорию, а точнее не дошёл до детского городка и пару раз лишь прогулялся мимо лаунж-зон и диджейского уголка с электронной музыкой. Со стороны выглядело круто, и танцпол там был забит постоянно. Зато послушать артистов на главной сцене удалось.
Визитной карточкой Craft Depot Fest давно стал ансамбль волынщиков City Jump. Эти ребята со своей кавер-программой заводили толпу не хуже ведущих, которые совершенно загадочным для меня образом умудрялись весь день нескучно шутить, объявлять победителей конкурса пивных этикеток и разыгрывать среди посетителей книги о крафтовом пиве.
Не менее положительно публика отреагировала на жизнерадостного Колю Маню, под шлягеры которого пустилась танцевать. Завершал же вечер Вадим Самойлов с «Агатой Кристи». Логично, что после прослушивания его музыки должно становиться немного грустно, но посетители, скорее, пребывали в состоянии коллективной эйфории, и тогда мне окончательно стало ясно, что Craft Depot Fest превратился из отраслевого фестиваля в настоящий городской праздник.