Продолжаем серию интервью с участниками крафтового рынка, которых нам удалось опросить во время Craft Depot Fest 2019. На этот раз о специфике вкусов потребителей, перспективах захвата торговых сетей и будущем рынка рассуждает представляющий московскую пивоварню Collab Brew Александр Казьмин.
Всё меняется. Если мы вернёмся на 4 года назад, то это были крепкие, охмелённые сорта: Double IPA, русские имперские стауты. Сейчас ушло в кислое, в гозе. Берёт верх Micro IPA — IPA с пониженным градусом.
Такое есть, но это не всепоглощающий тренд. Есть сезонные темы: естественно, летом популярнее сидры и лагеры, а зимой стауты. Но есть и общие тренды: движение к кислым сортам и Micro IPA.
Самое главное, что у нас нет понимания, что такое крафт. У них есть ассоциация, есть чёткие параметры, по которым происходит оценка пивоварен и их продукции, крафт понятным образом отделяется от не крафта. У нас такого разделения нет и пока не ясно, будет ли. Споры ведутся уже 4 года.
В России много препятствий в плане законодательства: если ты пивовар, то обязан зарегистрироваться, продавать пиво через ЕГАИС, вести бухгалтерию… У нас очень много административных вещей, которых в Америке нет. Сейчас ещё хотят ввести счётчики, это полный бред.
Это привычно: на каждом углу крафтовые бары, крафтовые магазины. Обычные «разливайки» вносят в свой ассортимент крафтовые сорта, это очень круто! У меня возле дома 7 лет назад продавалось чешское светлое нефильтрованное, сейчас там стоят IPA.
Некоторые крафтовые пивоварни уже захватили российский ретейл. Это не будущее, это уже настоящее. Те же самые BrewDog и Stone очень широко представлены на нашем рынке.
За четыре с половиной года потребители привыкли разбираться в сортах. Вначале приходилось рассказывать людям о том, что такое эль, что такое стаут, что такое AIPA, но сейчас уже все в курсе, что это такое. Приходя в бар, человек уже знает, что он хочет выпить.
Я считаю, что будущее за Micro IPA, там меньше 3 %, это уже ближе к территории безалкогольного пива, комбучи.