Craft Depot Fest
«Чехи пьют пиво глазами»

Заключительный выпуск в серии интервью с представителями пивоварен из разных стран об особенностях спроса и правил игры на локальных рынках. Мы пообщались с бренд-амбассадором Алешем Дворжаком и менеджером по продажам Валерией Герфановой, которые рассказали, как на чешской пивоварне Budweiser Budvar подходят к старинным рецептам и почему любителям пива в их стране в первую очередь важен даже не сорт, а его качество, в том числе визуальное.

Текст
Георгий Истигечев

Алеш Дворжак (бренд-амбассадор, пивовар Budweiser Budvar) и Валерия Герфанова (менеджер по продажам Budweiser Budvar) (Чешске-Будеёвице, Чехия)

CD: Какой самый популярный сорт пива в Чехии?

АД: В Чехии пьют только лагер. Крафтовое пиво набирает обороты, но 95 % людей пьют лагер.

CD: А у вашей пивоварни?

АД: Наш завод выстроен под лагерную технологию, мы продаём исключительно его.

ВГ: Мы государственный чешский пивоваренный завод «Будеёвицкий Будвар». Производим два типа пива: светлое и тёмное, оба являются лагерами. Они выдержаны по 90 дней и этим отличаются от продукции конкурентов, которые выдерживают своё пиво по 40 или 60 дней.

CD: На вашем стенде представлены крафтовые сорта. Расскажите про них.

ВГ: Что касается тех пивоваров, которых мы привезли на Craft Depot Fest: Klock, Permon и Antoš, — то это небольшие заводы в Чехии. Так как мы национальная компания, то год назад взяли на себя миссию помочь маленьким крафтовым заводам выйти на экспортный рынок. Мы прикладываем массу усилий, чтобы под нашим флагом вывезти пиво за рубеж и с помощью наших импортёров показать их миру.

CD: Чем, по вашему мнению, чешский рынок отличается от российского?

АД: Лагер — это пиво, традиционное для большинства чехов. Люди не знают ничего другого. За последние 10 лет мир пива сильно преобразился, все пытаются поспеть за изменениями, и чехи не являются исключением.

ВГ: Обычная чешская традиция — светлое пиво, которое пьётся ежедневно после работы, с удовольствием, под разговор с коллегами. Традиция пивоварения в Чехии сохранилась только на Будвайзере. Здесь используются исключительно природные компоненты, бренд является национально охраняемой маркой, завод юридически обязан закупать определённые ингредиенты из определённых областей.

Пивоварение в Чехии начало возрождаться в последние 10 лет, поэтому и появились маленькие заводы, работающие по старым технологиям, у каждого из них свой метод производства.

АД: В России нет большой традиции питья пива, рынок открылся 20 лет тому назад, и тогда пиво было для людей чем-то новым. В Чехии люди осторожно относятся к сортам, отличным от лагера. В России всё совсем не так, люди пьют эли, стауты, IPA. Крафтовое пиво в Чехии двигается гораздо медленнее.

ВГ: В Чехии очень важен процесс. Если вы пришли за пивом, то вы готовы его подождать. Чехи плохо относятся к быстрой подаче, пиво не разливают сразу, чтобы освободился вкус. В России не делают на этом акцент, стараются получить как можно скорее.

АД: Чехи пьют пиво глазами: его надо разливать хорошо, правильно, с богатой пеной. Потребитель может отказаться от стакана, если в нём не будет пены.

CD: Какой сорт будет популярным в будущем? Безалкогольное пиво, спортивные сорта, пиво с коноплёй? Что «за углом»?

ВГ: Есть серьёзный тренд на безалкогольное пиво, я его поддерживаю. Оно варится абсолютно так же, как и обычное. Что касается конопли, то это сезонные темы, они приходят и уходят.

АД: На крафтовых рынках Чехии и США была мода на IPA, но люди постепенно поняли, что это очень крепкое пиво. На этом фоне стали подниматься пшеничные и кислые сорта. После этой волны опять вернётся лагер, я думаю.

CD: Как вы заходите на рынки с богатой пивной традицией, большой конкуренцией?

ВГ: Мы отставляем свой продукт от конкурентов. То, что делаем мы, — настоящее культурное наследие, абсолютно уникальное пиво с уникальной традицией и из уникальных ингредиентов. Вещь, которая не повторится нигде и никогда. Лицензионного производства этого пива не будет никогда, а компания как была национальной, так ею и останется. Это имеет серьёзную коммерческую ценность. Потребитель устаёт от таких брендов, как Pilsner Urquell, которые поменяли несколько владельцев, играют с импортёрами и заказчиком. Мы остаёмся абсолютно уникальным продуктом и самой большой крафтовой пивоварней в Европе. По всем стандартам мы — крафт.

CD: Речь о тех стандартах, которые Brewers Association использует в США?

АД: Stone Brewing Company, Samuel Adams, Sierra Nevada — они в 4–5 раз больше нас, но они тоже крафтовые. Размер завода неважен, важна технология производства и идея. Мы делаем пиво по классической крафтовой технологии, как это делает Sierra Nevada. Качественное местное сырьё, медленное брожение на низовой температуре и долгое дображивание. Когда лагер стоит в подвале в течение трёх месяцев, это стоит денег. Мы не используем инфузию, это делает лагер дешевле, но сильно меняет вкус. Наша технология крафтовая и дорогая.

CD: Как потребитель реагирует на ценовую политику компании? Люди смотрят в первую очередь на цену бутылки или всё-таки на качество?

ВГ: В Чехии смотрят на качество и готовы за него платить. Крафтовая бутылка в рознице стоит от 2,5 евро, от 60 крон, это сильно дороже того же «Старопрамена» или Pilsner Urquell.